Русских мореплавателей можно по праву называть капитанами Петра I. Именно он отстроил русский флот, организовал мореходное дело. По указу Петра I в Москве в 1701 г. была открыта Школа математических и навигацких наук, где обучались будущие капитаны, а в Петербурге в 1715 г. — Морская академия. Благодаря усилиям её выпускников XVIII и XIX века можно по праву назвать эпохой Великих географических открытий в России!
Выпускники академии прославили своё отечество выдающимися географическими открытиями и достижениями в мореходном деле. Среди них имена таких мореплавателей, как Алексей Чириков — участник Первой и Второй Камчатских экспедиций; Василий Прончищев, Харитон и Дмитрий Лаптевы, Степан Челюскин, описавшие арктическое побережье нашей страны; Геннадий Невельской, доказавший, что Сахалин — это остров. В 1803 г. Иваном Крузенштерном и Юрием Лисянским было организовано первое кругосветное плавание на кораблях «Нева» и «Надежда». Широко известна русская экспедиция 1819—1821 гг. на судах «Восток» и «Мирный» под командой Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева в Антарктиду.
И. М. Евреинов и Ф. Ф. Лужин получили образование сначала в Московской школе математических и навигацких наук, а затем в Морской академии. Там готовили не только будущих капитанов, но и умелых картографов и геодезистов. В 1719 г. Пётр I своим личным указом направил этих двух геодезистов на Камчатку для проведения топографической съёмки местности. Для морского сообщения с Камчаткой и Курильскими островами по распоряжению Петра I в 1714 г. в городе Охотске было начато строительство специального судна — лодьи. Морской путь должен был заменить долгий и тяжёлый сухопутный. Совершив переход на этом судне из Охотска к Камчатке, а затем и к Курильским островам морские офицеры в 1722 г. представили Петру I подробный отчёт «Карты изученных земель». Это были первые точные и научно-обоснованные карты дальневосточных территорий и акваторий России. Они были основаны на определении географических координат 47 пунктов, собственных чертежей и наблюдений мореходов.