К середине XIX века мореплаватели пользовались не только картами, составленными их предшественниками, но и специальными морскими исследованиями: данными о направлениях течений, приливах и отливах, данными о ветрах и температурах воды.
Но о дне океанов, даже таких изученных и судоходных, как, например, Атлантический океан, было известно не все, а иногда и крайне мало. Американец Мэтью Мори собрал многочисленные сведения о всех проявлениях природы Мирового океана, озаглавив этот труд «Указания мореплавателям».
Вопросы, которые хотелось решить и морякам, и ученым, умножались с каждым новым полученным фактом, с каждой новой экспедицией. На каких глубинах возможна жизнь в воде? Каков рельеф дна? Ровное оно, как это предполагали ранее, или нет? Что такое коралловые рифы? Почему при подъеме с глубин холодных вод к поверхности портится погода?
С возникновением нового вида связи, телеграфа, потребовалась прокладка морского подводного кабеля по дну. В 1857 году такой кабель был положен в Средиземном море. Уже через 3 года при подъеме его на поверхность для починки обнаружилось, что он весь зарос ракушками, следовательно, на глубинах более 2 км жизнь существовала. А что будет в океанах?
Для комплексного изучения океанов была предложена экспедиция на корабле «Челленджер» (в переводе с английского «бросающий вызов»). Для того чтобы узнать о рельефе и глубинах океана, корабль проделал несколько рейсов, совершая промеры и связывая их в непрерывный профиль – линию, обозначающую рельеф морского дна. Впервые океан изучался комплексно (это плавание дало начало новой науке: океанографии). Началась экспедиция в 1872 году и длилась почти 4 года. Проплывая по всем океанам, ученые собирали образцы грунта со дна, измеряли температуру и давление внутри водной толщи. Руководил экспедицией профессор Чарльз Томсон.
В составе экспедиции было несколько видных ученых; была оборудована специальная лаборатория, в которой можно было обследовать образец грунта или представителя животного мира, либо законсервировать их для дальнейших исследований уже на суше. Были приобретены, а в ходе плавания и усовершенствованы специальные приборы для измерения глубинных температуры и давления.
Выйдя из Портсмута, корабль пересек Атлантику в направлении Коста-Рики. Оказалось, что в середине этого пути глубины начинают уменьшаться, а потом вновь увеличиваются, т. е. на дне есть что-то, что похоже на подводную гору. У берегов Коста-Рики ждал новый сюрприз: глубины вдруг выросли до более чем 7 км! Но как понять по глубинам, что это такое? Нужно было ходить несколькими галсами, чтобы проследить простирание этих неровностей дна.
Когда корабль поплыл обратно к Африке, уже севернее, в середине океана вновь обнаружилось странное поднятие дна. Многочисленные плавания и промеры позволили сделать удивительные открытия: практически весь Атлантический океан пересечен с севера на юг протяженным подводным поднятием, похожим на горный хребет. Постепенно, за несколько лет, ученые и военные «Челленджера» смогли по своим данным получить первые представления о рельефе океанского дна: в средней части океанов находились протяженные и не сплошные хребты, они сменялись колоссальными котловинами, а у побережий некоторых островов и материков находились очень глубокие участки.
За почти 4 года моряки «Челленджера» совершили кругосветное плавание, почти 500 раз делали промеры дна с помощью грузов на пеньковой веревке, собрали 133 образца придонных пород. Оказалось, что на дне, помимо ила и песка, есть породы вулканического происхождения. Результаты исследований были разосланы многим ученым для дальнейшего изучения, а материалы плавания составили почти 50 томов!
После плавания «Челленджера» стало возможным составить одну из первых батиметрических карт океанов. Приближалась эра батискафов и аквалангов.