Нильс Адольф Эрик Норденшельд родился в Гельсингфорсе (в то время на территории Российской империи) в 1832 году, в семье известного химика и минералога Отто Норденшельда. После окончания местного университета молодой ученый-математик и геолог принимал участие в нескольких полярных экспедициях, пересек на лыжах ледяное плато на Шпицбергене, руководил экспедициями в Гренландии, на побережье Карского моря, в устье Енисея.
На судне «Вега» в 1878 году совершил сквозное плавание из Атлантического в Тихий океан Северным морским путем, вернувшись в Швецию в 1880 году. Почетный член Русского географического общества, член-корреспондент многих академий. Помимо геологии он, как и его отец, увлекался химией и минералогией, а также во время экспедиций изучал окружающую его природу, благодаря чему были собраны и описаны некоторые неизвестные ранее полярные растения. Умер в 1901 году в Швеции.
О прохождении из Атлантического океана в Тихий «северным путем», т. е. по акватории Северного Ледовитого океана, мечтали многие страны, и особенно те, которые имели выход в северные воды. Были заинтересованы в нем и люди, причастные к коммерции: промышленники, торговцы. Ведь Северный морской путь сократил бы время прохождения грузов в несколько раз по сравнению с отправкой их через юг. Кроме того, на корабле можно было перевезти грузы такого размера и веса, для которых не нашлось бы ни вагона железной дороги, ни каравана лошадей…
«Дело шло о разрешении географической задачи, чтобы северо-восточным путем проникнуть в Китай и Японию, что в течение трех столетий составляло предмет соревнования между первейшими на свете торговыми государствами и отважнейшими мореплавателями» – так объяснял свою задачу сам Норденшельд.
Финансировать попытку прохода Северным морским путем на судне «Вега» решились золотодобытчики из России, в частности Александр Сибиряков, а также правительство Швеции и частные лица, среди которых был Оскар Диксон. Интересно, что именно Диксон финансировал и предыдущие экспедиции Норденшельда, он же финансировал плавание Нансена на «Фраме». В 1875 году в его честь Норденшельд назовет Портом Диксон бухту на островке в устье Енисея.
Для того чтобы парусно-винтовое судно «Вега», которое уже побывало до этого в полярных водах, без потерь прошло хотя бы часть пути, до устья Енисея Александр Сибиряков распорядился сопровождать его двум пароходам, которые также перевозили уголь и оборудование для «Веги».
Последний корабль сопровождал экспедицию Норденшельда до устья реки Лены. Дальше путь был неизвестен, опасен прежде всего из-за сложной обстановки со льдами: как будут обстоять дела, какова будет скорость кораблей, удастся ли выполнить намеченный вояж, сколько он займет времени… об этом никто не знал. Однако была надежда, что климат несколько смягчился в последние годы, и плавание могло завершиться удачно. Кроме военных моряков в экипаж «Веги» входили и ученые из Италии, России и Дании.
В середине августа корабль прошел к мысу Челюскин, самой северной точке Евразии. У Новосибирских островов «Веге» встретился лед, а после устья Колымы погода начала существенно ухудшаться. «Вскоре …полоса старого льда загородила нам путь… К общей печали мы принуждены были в ожидании благоприятного распределения льдов простоять в этой бухте до 18 сентября. Эта задержка была главной причиною нашей последующей зимовки», – писал Норденшельд. До Берингова пролива оставалось всего немногим более 300 км.
Местное население могло по льду пробираться на корабль, стоящий у такого ледяного «причала». Чукчи принесли на борт китайские и американские монеты и некоторые вещи, оставшиеся у них от китобоев, ведущих промысел в Тихом океане. Хотя зимовка в итоге и продлилась больше 230 дней, ни один человек не заболел цингой, были проведены метеорологические наблюдения, члены экспедиции сделали достаточно этнографических описаний быта коренного населения Чукотки. С весной судно возобновило плавание. Оно посетило Японию и, пройдя через Тихий, а затем Индийский океаны, через Суэцкий канал, оказалось в Средиземноморье, а затем в 1880 году и в Швеции. В порту Стокгольма «Вегу» и Норденшельда встречали салютом и орудийными выстрелами.
Плавание «Веги» под командованием Норденшельда ознаменовало большую победу в новой морской навигации: Северо-Западный проход, называемый также Северным морским путем, был пройден. Лишь через 53 года, во время экспедиции под руководством О.Ю. Шмидта на корабле «Сибиряков», будет улучшено время в пути, показанное Норденшельдом, а Северный морской путь будет пройден за одну навигацию.