В конце ХIХ в. Северный Ледовитый океан уже был частично изучен, но во внутренних областях Арктики европейцы еще не бывали. В 1881 г. владелец крупной американской газеты в надежде на сенсацию выделил деньги на экспедицию к Северному полюсу.
Владелец газеты «Нью-Йорк геральд», двумя годами раньше пославший Генри Стэнли в Африку на поиски Ливингстона, решил организовать экспедицию к Северному полюсу. Для экспедиции было куплено судно «Жанетта», имевшее ледовую обшивку. В 1881 г. «Жанетта» вышла из Сан-Франциско и направилась к Берингову проливу. Более 20 месяцев судно, зажатое льдами, дрейфовало в северо-западном направлении.
В конце второй зимовки судно было раздавлено льдами и затонуло близ северо-восточного побережья Сибири. Погрузив на сани продукты и шлюпки, моряки двинулись по льду на юг. Но спастись удалось лишь 11 участникам экспедиции, которых подобрали кочевавшие по тундре охотники.
В 1884 г. норвежский ученый Фритьоф Нансен узнал, что волны вынесли обломки «Жанетты» на юго-западное побережье Гренландии, далеко от места, где она потерпела крушение.Сделав вывод, что существует арктическое океанское течение, он решил дать своему кораблю вмерзнуть в лед и дрейфовать вместе с ним.
Нансен, которому было тогда 29 лет, был идеально подготовлен для рискованного путешествия: он уже пересек Гренландию на лыжах. Прочная обшивка судна гарантировала, что оно выдержит давление льдов. Кроме того, он предложил сделать корпус корабля округлым, чтобы тот мог подниматься на гряды высотой 3-4 м, которые образуют прижатые одна к другой льдины. В июне 1893 г. корабль «Фрам» («Вперед») был готов к ледовому плаванию. На судно с экипажем из 12 человек доставили необходимое количество собак. Начав плавание от берегов Норвегии, судно прошло по Северо-Восточному проходу, и в конце сентября «Фрам» вмерз в лед вблизи берегов Сибири и начал медленный дрейф, продолжавшийся больше года. Приблизившись к Северному полюсу на расстояние 667 км, Нансен в сопровождении Фредерика Йохансена покинул корабль. Они взяли с собой запас еды на сто дней, два каяка, трое саней и 27 ездовых собак. Нансен добрался до суши и перезимовал в каменной хижине на одном из островов. В июне 1896 г. путешественников подо-брал английский корабль. Нансен улучшил рекорд продвижения к полюсу на 260 км, но так и не достиг заветной цели.
Шведский инженер Соломон Андре попытался добраться до полюса на воздушном шаре. Он поднялся со Шпицбергена в июле 1897 г. Через три дня летательный аппарат совершил вынужденную посадку. Кристаллы льда, которые содержатся в воздухе на полярных широтах, налипли на шар и сделали его слишком тяжелым. После двух месяцев пути участники полета добрались до острова Белый. Во время зимовки Андре и его спутники умерли, скорее всего из-за недостатка продовольствия и топлива.