Виллем Баренц

Краткая биография

Виллем Баренц

Виллем Баренц родился предположительно в начале 60-х гг. XVI в. в Голландии. О его детстве и юности ничего не известно. Первые сведения об этом знаменитом мореплавателе – исследователе Арктики относятся к 1594 г., в это время он жил в Амстердаме и организовывал первую из своих трех экспедиций по Северному Ледовитому океану. Она должна была найти северо-восточный проход к Тихому океану.

Баренц открыл острова Медвежий и Шпицберген, составил первые карты побережья Новой Земли. Затем, в 1595 г., последовала вторая экспедиция. Во время зимовки третьей экспедиции в 1597 г. Виллем Баренц умер, тело его было опущено в море у Ледяной гавани архипелага Новая Земля.

Имя Баренца носит море между Скандинавским полуостровом, архипелагами Новая Земля, Шпицберген и Земля Франца-Иосифа, а также остров в архипелаге Шпицберген и порт Баренцбург на острове Западный Шпицберген.

Поиски северо-восточного пути в Китай

В XVI в. среди европейских исследователей было широко распространено мнение, что в Северном Ледовитом океане существует свободное ото льда пространство, по которому можно достичь берегов Китая и Индии. Этот путь мечтали отыскать многие европейцы.

В июне 1594 г. от голландского острова Текселя отправилась экспедиция, снаряженная на средства амстердамского правительства и голландских купцов. Тремя кораблями и яхтой командовали Брандт Тетгалес, Корнелиус Най и Виллем Баренц. Они надеялись пройти вдоль берегов Норвегии и России и достичь Тихого океана. Через 18 дней корабли вошли в Кольский залив, здесь флотилия разделилась: два корабля («Лебедь» и «Меркурий») направились на восток, они планировали пройти проливом между Югорским полуостровом и островом Вайгач. «Посланник» и яхта, находящиеся под командованием Баренца, взяли курс на северо-восток, вдоль западного побережья Новой Земли.

Маршрут третьей экспедиции Виллема Баренца в 1596-1597 гг. Возвращение (пунктиром) спутников Виллема Баренца в 1597 г. Крестом обозначено место смерти Виллема Баренца в 1597 г.

В конце июля Баренц добрался до северной оконечности Новой Земли, которую он назвал Ледяным мысом (соврем. мыс Карлсена), а 31 июля открыл Оранские острова. Путешествие становилось опасным, корабли со всех сторон были окружены льдами, и команда потребовала возвращения. Капитан стремился идти дальше, но вынужден был согласиться с товарищами – направил суда на юг, к острову Вайгач. Там они соединились с кораблями Ная, которым тем временем удалось пройти проливом Югорский Шар между островом Вайгач и материком, и войти в Карское море.

По пути кораблям встречались ладьи русских. Эти моря поморам были хорошо знакомы, они указывали голландцам наиболее безопасные пути на мелководье.

12 августа сплошной лед остановил движение судов. Не подозревая, что до Тихого океана надо плыть еще несколько тысяч километров, голландцы решили, что крайняя восточная точка Евразии близко. С надеждой, что удастся достичь ее в следующем году, 16 августа они отправились в обратный путь.

Моряки из команды Баренца охотятся на белого медведя. Рисунок из дневника Геррит де Веера. 1595 г.
Моряки из команды Баренца охотятся на белого медведя. Рисунок из дневника Геррит де Веера. 1595 г.

В 1595 г. нидерландские Генеральные штаты при участии принца Оранского снарядили вторую экспедицию. 18 июня семь кораблей под руководством адмирала Корнелиуса Ная вышли из Амстердама, штурманом флотилии назначили Баренца. Уверенность в достижении экспедицией берегов Китая была настолько твердой, что на корабли погрузили товары для продажи в Азии. В Карском море флотилия встретила непреодолимое скопление льдов.

Адмирал принял решение возвращаться. Собрав команду на совещание, он предложил офицерам подписать такой протокол: «Мы, нижеподписавшиеся, объявляем перед Богом и перед миром, что мы сделали все, что от нас зависело, чтобы проникнуть через Северное море в Китай и Японию, как нам приказано в наших инструкциях. Наконец мы увидели, что Богу не угодно, чтобы мы продолжали наш путь, и что надобно отказаться от предприятия. Посему мы решились как можно скорее возвратиться в Голландию». Эти слова подписали все кроме Баренца, он хотел двигаться дальше и, если понадобиться, остаться на зимовку. Экспедиция вернулась в Голландию осенью, не выполнив поставленных задач.

Карта третьего путешествия В. Баренца. 1599 г.
Карта третьего путешествия В. Баренца. 1599 г.

Не теряя надежду на успех, правительство Голландии в 1596 г. пообещало премию в 25 тыс. голландских гульденов тому, кто обнаружит северо-восточный проход в Тихий океан. Были снаряжены два судна и набрана команда из добровольцев. Капитанами экспедиции назначили Якоба ван-Геемскерка и Яна Рийпа, Виллем Баренц отправился в путешествие лишь в качестве штурмана.

10 мая корабли отплыли от берегов Голландии на восток, они планировали найти проход в Карское море, обогнув северную оконечность Новой Земли, полагая, что полярные районы Северного Ледовитого океана свободны ото льда. По пути был открыт остров Медвежий (высадившись на его берегах, команде удалось убить огромного белого медведя, поэтому острову было дано такое название).

Рисунок из дневника Геррит де Веера. 1594 г.
Рисунок из дневника Геррит де Веера. 1594 г.

19 июня корабли подошли к западным берегам Шпицбергена и обследовали его значительную часть. Они назвали эту землю Шпицберген – «острые горы», потому что высадились на самом возвышенном, скалистом острове архипелага. Льды смыкались, флотилия вынуждена была повернуть назад к острову Медвежий, там между руководителями путешествия начались разногласия, пути кораблей разошлись. Рийп направился искать восточный проход северным курсом, а Геемскерк и Баренц – восточным.

17 июля корабль Баренца достиг архипелага Новая Земля, однако льды становились все плотнее и обширнее и, наконец, 26 августа он оказался в ледяном плену. Команде ничего не оставалось, как приготовиться к вынужденной зимовке: с судна сняли лодки, паруса, мушкеты, необходимое снаряжение, продукты. Под руководством Баренца из прибойного леса и обшивки корабля, раздавленного льдами, была построена хижина, моряки охотились на песцов и медведей, шили меховую одежду. Морозы усиливались, заледенели и остановились часы, спиртные напитки замерзали и разрывали бочки, нары покрывались льдом, но семнадцать зимовщиков еще не представляли себе, какие испытания ждали их впереди.

зимовка экспедиции Баренца на Новой Земле. Рисунки из дневника Геррит де Веера. 1594 г
Зимовка экспедиции Баренца на Новой Земле. Рисунки из дневника Геррит де Веера. 1594 г

В декабре началась полярная ночь, снег завалил избушку по самую крышу. Чтобы выйти наружу, всякий раз приходилось рыть себе проход в глубоком снегу. В благоприятную погоду, чтобы не потерять физическую форму, моряки тренировались, занимались бегом, играли в гольф. Они болели, страдали от цинги, но все восемь тяжелых месяцев зимовки были невозмутимо тверды, их силу духа неизменно поддерживал отважный командир – Виллем Баренц. Он был душой команды.

В начале мая море очистилось ото льда, смельчаки решились на сохранившихся спасательных шлюпках отправиться в обратный путь на родину. Краткий отчет об экспедиции и зимовке Баренц спрятал в ружейный чехол и прикрепил к дымовому отверстию избы, а подробное описание всех обстоятельств этой экспедиции (как и предыдущих двух) составил их участник Геррит де Веер. Эта зимовка была одной из первых подробно описанных в истории географических открытий.

К.Ю.Л. Портман. Смерть Виллема Баренца. 1836 г.
К.Ю.Л. Портман. Смерть Виллема Баренца. 1836 г.

Ослабленные и изнуренные полярники 14 июня 1597 г. вышли в море и направились на юг вдоль берега Новой Земли, многие страдали от цинги и других болезней. 20 июня у Ледяного мыса Виллем Баренц скончался. Похоронив своего знаменитого капитана – величайшего мореплавателя Голландии в водах Ледяной гавани, моряки под командованием Геемскерка продолжили путь на юг. Более месяца с неимоверными трудностями плыли они на небольших, открытых шлюпках по бурному морю. Это было поистине опаснейшее путешествие: шторма, скалистые берега, льды… наконец на горизонте показались долгожданные берега Евразии. Встреченные на пути русские поморы глубоко сочувствовали голландцам, указывали им путь, делились едой и оказывали всяческую помощь.

Обогнув полуостров Канин Нос, в начале сентября они вошли в Кольский залив и встретили своих соотечественников – корабль Яна Рийпа, с которым корабли Баренца расстались в 1596 г. на острове Медвежий. После безуспешной попытки подняться севернее Шпицбергена Рийп вернулся в Голландию летом 1597 г. Теперь его корабль направлялся на родину после коммерческого плавания в Россию. Он принял на борт полярников. 1 ноября 12 моряков (из 17 зимовавших), которых все уже считали погибшими, вышли на берег в Амстердаме.

Предметы, найденные на месте зимовки экспедиции В. Баренца в 1873 г.
Предметы, найденные на месте зимовки экспедиции В. Баренца в 1873 г.

В сентябре 1871 г. норвежский капитан Э. Карлсен обнаружил хижину Баренца на Новой Земле. Она прекрасно сохранилась, и все в ней было именно так, как описывал Геррит де Веер, в том числе нашелся и оставленный Баренцем отчет о путешествии, карты западного и северного побережья Новой Земли, данные промеров глубин по курсу корабля и первые научные сведения о море, впоследствии названном именем Баренца.

В 1980 г. экспедиция Д.Ф. Кравченко обнаружила обломки судна Баренца.

Бюст В. Баренца в г. Вардё в Норвегии
Бюст В. Баренца в г. Вардё в Норвегии

Вклад в географию

Сведения, полученные экспедицией Баренца, легли в основу карты Новой Земли. Были открыты острова Шпицберген, Медвежий, Оранские. Получены первые научные данные о Баренцевом и Карском морях.




Поделиться ссылкой