Консерватизм и либерализм в России XIX века

Отечественная традиция консерватизма восходит к идеям великого историка Н. М. Карамзина. Написанная им в 1811 г. «Записка о древней и новой России», в которой он обрушился на готовившиеся М. М. Сперанским реформы, стала, по сути, первым этапом многолетней полемики российских консерваторов и либералов. Стремление Сперанского освободить крепостных крестьян и ввести в стране представительный орган — законодательную Государственную думу — представлялось Карамзину крайне опасным, так как он видел здесь полный разрыв с многовековой традицией самодержавия.

Б. М. Кустодиев. Освобождение крестьян. Чтение манифеста. 1907 г.
Б. М. Кустодиев. Освобождение крестьян. Чтение манифеста. 1907 г.

В своей «Записке...» Карамзин сформулировал некоторые принципиально важные для российского консерватизма мысли. Он доказывал неправильность отмены крепостного права, ссылаясь на то, что за прошедшие века крестьяне лишились навыков свободных людей, т. е. апеллируя всё к той же традиции, которая была так дорога Берку, де Местру и другим мыслителям. Знаменитая карамзинская фраза: «Самодержавие — палладиум России» показывает отношение консерватора к государственной власти. Для него вся российская жизнь опирается на самодержавную царскую власть. Эту же мысль будут развивать следующие поколения консерваторов, вдохновлявшиеся идеями министра народного просвещения С. С. Уварова, который считал главными принципами российской жизни и культуры «православие, самодержавие, народность».

Консерваторам противостояло несколько поколений российских либералов, в основном объединившихся вокруг «западной» идеи и говоривших о необходимости «вестернизации» и либерализации российской жизни. Их важнейшим лозунгом была отмена крепостного права. После 1861 г. на первый план вышли политические требования — введение, а затем усиление политических свобод, развитие земского самоуправления, позже — принятие конституции.

Константин Аксаков
Константин Аксаков - глава русских славянофилов и идеолог славянофильства

Особую позицию между консерваторами и западниками занимали славянофилы, которых историческая традиция обычно относит к националистическому направлению либерализма. Очевидно, здесь сказалось противостояние большой части славянофилов российскому самодержавию, особенно в эпоху правления Николая I, а также их дружеские связи со многими западниками. Между тем славянофильские взгляды на особый путь развития России, признание реформ Петра I крайне вредными для страны, идеализация допетровской Руси, отрицание применимости на российской почве западных политических институтов — всё это сближает их скорее с консерваторами. Противостояние консерваторов, западников-либералов и традицоналистов-славянофилов во многом сохраняется и сегодня.




Поделиться ссылкой