Древние эпохи, навсегда ушедшие в небытие, вряд ли смогут доподлинно рассказать о людях, которые жили тысячи лет назад, о том, что они думали о себе и мире и что стремились постичь. Пелена времен окутала забвением все, что мы могли бы узнать о наших далеких предках, и вот уже гаснет последний луч надежды прикоснуться хотя бы на мгновение к их лику. Но нет, он пытается воскреснуть вновь: в глубинах пещер на века остались образцы древнего искусства, которые могут намного более емко, чем слова, описать мироощущение людей, их создавших.
Изобразительное искусство палеолита (пещерная живопись) не перестает удивлять современных людей. Его открытие, точнее, нахождение наскальных рисунков в Западной Европе, в свое время стало настоящей сенсацией. В середине XIX в. ученые не знали искусств старше древнеегипетского или кельтского, поэтому априори считали, что любые предшествующие им формы, которые, возможно, когда-нибудь еще обнаружат, будут гораздо более примитивными. Нелегко им было поверить в то, что в глубине тысячелетий в Европе существовало искусство, достойное восхищения и удивления. Рисунки, гравюры, фризы, пластика свидетельствуют, что первобытные охотники и собиратели были не столь уж примитивными, какими их представляли. Эти современники мамонтов и шерстистых носорогов поднялись на такой художественный уровень, который оставался недосягаемым для последующих поколений в течение еще многих тысячелетий.
Пещера Ласко (или Ляско) — уникальный образец палеолитического гения. Ее называют «Сикстинской капеллой палеолита» и считают одним из важнейших древних памятников по количеству, качеству и степени сохранности наскальных рисунков. Созданные более 15 тыс. лет назад изображения могут не только дать фору многим современным картинам, но и рассказать о мировоззрении древних людей. Давайте поближе познакомимся с этим удивительным местом и сквозь толщу времени попытаемся развеять мрак, окутавший тысячелетия, разделяющие нас и наших гениальных предков.
До Парижа можно долететь регулярными прямыми рейсами Aeroflot и Air France (от €400) или с промежуточной посадкой в Будапеште, при этом немало сэкономив (Malev, от €200).
Затем нужно отправиться в город Лимож: на поезде (от €60) или самолете компании Air France (от €110 в одну сторону, выигрываете з ч). Если выбираете перелет, добавьте в стоимость передвижений еще €20 за такси из аэропорта в Лимож, поскольку иного способа добраться до города нет. Далее пересядьте на поезд до города Перигё (около €15), отсюда до пещер идет автобус (до €5) (пункт назначения — маленький городок на берегу реки Монтиньяк).
12 сентября 1940 г. четыре приятеля-подростка Марсель, Жорж, Жак и Симон с собакой по имени Робот гуляли в лесу, в окрестностях деревни Монтиньяк, что в долине Дордонь (юго-запад Франции). Спустя какое-то время ребята обнаружили, что потеряли Робота, и отправились на поиски. Они увидели, что собака провалилась в дыру, уже известную ее хозяину Марселю: он знал, что это пещера, но не предполагал, что настолько глубокая. Мальчишки сбегали за снаряжением и на веревках и с фонариками в руках спустились в таинственную пещеру за псом. Так и была открыта Ласко — одна из самых крупных пещер, наскальная живопись в которой прекрасно сохранилась и до наших дней.
Через две недели Ласко посетил Анри Брейль, скрывавшийся в этом регионе во время немецкой оккупации (шла Вторая мировая война). Он стал первым следопытом, спустившимся в пещеру 21 сентября 1940 г. вместе с исследователями каменного века Жаном Буиссонни и Андре Шейнье. Брейль также первым установил подлинность наскальных изображений, описал и изучил их. С конца 1940 г. он провел здесь множество измерений и обратил внимание на необычайность рисунков. Известно его знаменитое выражение, что «Если Альтамира — столица пещерной живописи, то Ласко — ее Версаль».
Брейль попытался разгадать секрет изображений, найти следы их авторов и ответить на вопрос, почему рисунки сохранялись на целые тысячелетия. Ответ на него вполне очевиден: пещера расположена на левом берегу реки Везер в известняковом холме. В отличие от многих других пещер региона, Ласко — относительно сухая: слой непроницаемого мрамора ограждает ее от проникновения воды, препятствуя образованию минеральных отложений, которые могли бы разрушить стены, а вместе с ними и изображения. Ответы на другие вопросы требовали более тщательного исследования.
После Брейля открытия были сделаны другим исследователем — Андре Глори. Он с 1952 по 1963 г. по просьбе Брейля произвел раскопки на поверхности пещеры площадью 120 м2 и насчитал 1433 изображения (сегодня их найдено почти 2000). Именно с раскопками Глори связаны самые яркие находки, которые помогли последующим исследователям приподнять завесу тайны, связанной с этими наскальными изображениями.
Параллельно с изучением пещеры археологами с 40-х гг. XX в. сюда начали стекаться туристы. Для организации посещений полностью перестроили вход в пещеру, создали систему тамбуров, регулирующих климатические перепады извне, поставили дверь и провели свет. В итоге с 1948 г. Ласко стала новой туристической Меккой.
Впрочем, через несколько лет после этой «модернизации» возникли и первые проблемы. Так, стали заметны признаки повреждения изображений, связанные с избытком углекислого газа и повышенной влажностью вследствие дыхания многих посетителей. В 1960 г. проявилась так называемая зеленая болезнь: избыток углекислого газа, слишком высокая температура и искусственное освещение стали причиной распространения на стенах водорослей. Поэтому спустя три года было принято решение закрыть широкой публике доступ в Ласко.
15 лет активных туристических посещений нарушили хрупкий баланс, благодаря которому Ласко сохранялась на протяжении тысячелетий, и подвергли уникальные наскальные изображения опасности исчезновения. Впрочем, на этом проблемы не закончились, есть они и сегодня. Так, из-за смены оборудования по регулированию климата в 2000 г. распространились колонии грибов, разрушающие уникальные изображения. В 2006 г. заражение удалось остановить, но каждые две недели специальная команда в защитных комбинезонах вручную очищает стены от грибных волокон, которые, несмотря ни на что, продолжают появляться снова и снова.
Древняя пещера из-за человеческого любопытства была на волоске от разрушения, однако, надеемся, она останется если не достоянием общественности, то хотя бы истории еще многие столетия.
Чтобы упростить описание, пещеру разделили на несколько зон, соответствующих залам и определенной цветовой гамме. Эти образные названия, которые употребляются поныне, предложил специалист по истории первобытного общества А. Брейль.
Первый зал — это зал быков, или ротонда, его длина — 17 м, ширина — 6 м, высота — 7 м. Зал быков переходит в так называемый осевой проход, более узкую галерею, идущую в ту же сторону и примерно той же длины. Из зала быков, справа от осевого прохода, можно попасть в пассаж, — еще одну галерею длиной 15 м. За этим проходом располагается неф длиной 20 м. Он переходит в часть, где нет наскальных изображений, за ним находится так называемый кошачий лаз — узкий коридорчик длиной 20 м. Апсида — это круглый зал на востоке, в месте соединения прохода и нефа. За ней расположилась шахта, или колодец. Чтобы попасть туда, надо спуститься на 4-5 м.
После закрытия пещеры для широкой публики Национальный географический институт Франции провел стереофотограмметрическую съемку всех расписанных поверхностей.
После этого сообщество, владеющее Ласко, озвучило идею создать копию части пещеры (осевого прохода и зала быков). В итоге построили бетонное сооружение, внутри которого точно воспроизвели наскальные изображения Ласко, используя съемку Национального географического института. Копия, названная Ласко II, находится в 200 м от настоящей пещеры и открыта для всех желающих с 1983 г.
Хотя доступ в Ласко сегодня и закрыт для туристов, кто же не хочет попасть в настоящую пещеру и воочию увидеть творения древних мастеров? Давайте совершим воображаемую прогулку по настоящей пещере и попытаемся проникнуться великолепием изображенных фигур и сцен.
Итак, первым делом пройдем через дверь в три отсека-тамбура в самом начале пещеры — и попадем в круглый зал быков, где находится самая красочная композиция. Стены состоят из известнякового минерала кальцита (он подходит для гравировки, чем и воспользовались древние люди). Перед нами изображения быков (некоторые достигают 5 и более метров в длину), два ряда зубров, расположенных друг напротив друга (два рисунка с одной стороны и три с другой). Проходим чуть дальше и видим с десяток лошадей и некое загадочное животное, на лбу которого нечто наподобие рога, за что оно и получило название единорог. Здесь изображены еще несколько зубров и медведь на животе одного из них.
Поворачиваем налево и попадаем в осевой проход. Здесь также изображены быки и лошади, окруженные оленями и баранами. Еще одна лошадь нарисована марганцевым мелком на высоте 2,5 м от уровня грунта. Некоторые животные разместились на потолке и будто перебегают с одной стены на другую. К этим изображениям (к слову, чтобы их выполнить, нужно было построить леса) прибавим многочисленные знаки (палочки, точки и прямоугольники), которые явно несли определенный смысл, но какой именно, вряд ли мы сможем узнать.
Покидаем осевой проход и через зал быков попадаем в пассаж (в переводе с французского означает «проходная» и соответствует местоположению этого участка пещеры). Здесь многие изображения сильно повреждены, особенно из-за движения воздушных масс, так что не задерживаясь идем дальше.
Входим в неф, насчитывающий четыре группы фигур: отпечатки, черная корова на фоне лошадей, плавающие олени и пересекающиеся с фигурой черной коровы бизоны. Эти изображения дополнены многочисленными загадочными геометрическими символами и цветной плоскостью, разделенной на одинаковые квадраты. Брейль в свое время назвал их гербами. Существуют и другие гипотезы: например, что это ловушки для животных или шалаши либо одежда из раскрашенных шкур.
Продвигаемся вглубь нефа и достигаем узкого кошачьего лаза. Своим названием он обязан изображению животных семейства кошачьих, одно из которых, судя по всему, метит территорию. Сюда довольно сложно пробраться, зато можно увидеть гравировки диких животных, правда, выполненные в довольно примитивном стиле. Есть здесь и рисунок лошади анфас — это довольно необычный пример палеолитического искусства, потому как обыкновенно животные изображались в профиль или в технике кривой перспективы.
Возвращаемся и поворачиваем к апсиде, где больше всего гравированных изображений (около тысячи), некоторые из них нанесены поверх живописных рисунков. Тут вы увидите и животных, и символы, и единственную во всей пещере гравюру северного оленя.
Заключительный этап нашей экскурсии — шахта (или колодец), где можно лицезреть одну из самых загадочных сцен росписи: человек, падающий между бизоном и носорогом. У человека птичья голова (его изображение довольно примитивное, как и всех людей в Ласко), бизон поражен дротиком, а носорог будто удаляется. Рядом с человеком нарисован удлиненный предмет, увенчанный фигурой птицы, быть может, это планка, которую привязывали к копью или гарпуну для лучшего броска. Кроме того, в данной композиции присутствуют и две группы интересных знаков. Первая находится между человеком и носорогом — три пары точек (такие же есть в глубине кошачьего лаза и в самой отдаленной части пещеры). Под изображением человека и бизона нарисован сложный зубчатый символ. Практически идентичные знаки можно увидеть и на других стенах, на остриях дротиков и на светильнике из песчаника, найденных неподалеку от этого места.
Поразмышляем еще немного над картиной, ведь это одно из первых изображений человека в палеолитическом искусстве. Какая потрясающая разбежка в представлении животного и человеческого тела! Бизон убедителен и конкретен. Ощущается не только масса его тела, но и пафос агонии. А вот фигурка человека — всего лишь удлиненный прямоугольный корпус, палочки-конечности, словом, верх упрощения, едва узнаваемый облик. Такая примитивность изображения человеческих фигур характерна почти для всех наскальных рисунков времен палеолита, чего нельзя сказать о передаче образов зверей.
На этом завершим нашу виртуальную экскурсию по пещере Ласко. Правда, после ее посещения остается еще много вопросов, терзающих пытливый ум исследователей: кем и с какой целью создано это великолепие?
Трудно установить, кто на самом деле был автором пещерных изображений. Судя по археологическим находкам при раскопках грунта Ласко (обнаруженному в нем скудному материалу), можно с уверенностью предположить, что Ласко не была обитаемой пещерой. Ну а если учесть, что в древних обществах всякое проявление искусства связано с чем-то сакральным, то становится очевидным, что мы имеем дело с древним святилищем, где люди поклонялись тотемам животных, молились об удачной охоте. Вход в него, видимо, был строго ограничен, прежде всего, чтобы сохранялась тайна священнодействия. Примеры такого ограниченного доступа к святилищам можно найти и сегодня в каждой культуре.
Подобных палеолитических святилищ на западе Европы немалое количество: Альтамира, Труа-Фрер, Ше Во, Фон де Гом — это лишь несколько примеров расписанных пещер, в которых, вероятно, совершались ритуальные действия.
Следуя этой гипотезе, Ласко была неким священным местом, где шаманы — посредники между богом и людьми — входили в транс и общались с богами. Из этнографических исследований шаманизма (а в нашем случае воссоздать картину поможет только сравнение с другими древними народностями) известно, что, входя в транс, шаман посещает некий подземный мир, мир предков, другую реальность, где встречается с духами умерших и богами, пытается найти ответы на многие вопросы реальности. Возможно, что Ласко также олицетворяла подземелье, куда шаман спускался, чтобы общаться с предками.
О содержании древних ритуалов сегодня можно только догадываться. Явно, что они были скрыты от глаз «широкой общественности» (племени, общины), изображения в пещере напрямую были связаны с ними, а создавали их шаманы-художники, передававшие из поколения в поколение тайное искусство «создания зверей», затерянное потом во мгле тысячелетий…
Что значит эта сцена — загадка. А. Леруа-Гуран, один из исследователей пещеры, считал, что это отсылка к мифу, смысл и значение которого практически невозможно восстановить. А вот его предшественник Брейль утверждал, что это просто памятка об умершем на охоте воине. Тем не менее, можно попытаться домыслить миф или сюжет этой картины, но догадки так и останутся догадками.
Одно из последних предположений высказал немецкий ученый Михаэль Раппенглюк, обнаруживший на снимках из пещеры летне-осенний треугольник (звезды Вегу, Денеб и Альтаир; видны на небе в этот период года), который образовывали глаза бизона, человека и птицы: эта картина — карта неба в представлении древних людей.
Сикстинская капелла палеолита — настоящий подземный музей, исторический и художественный. Ласко — один из многих признаков духовного и эстетического развития наших далеких предков. Она всегда притягивала ученых и туристов своими загадками, которые, надеемся, еще предстоит раскрыть: каков истинный смысл этих рисунков, что означают знаки и символы, изображенные в ней, какую роль они играли в том первобытном обществе? Найти ответы на эти вопросы можно, только тщательно изучая и анализируя все наскальное искусство Западной Европы и воспринимая его как массовое духовное явление эпохи палеолита.