Храм Солнца в Конараке, одно из прославленных брахманских святилищ провинции Орисса, привлекает массы туристов прежде всего потому, что в «треугольнике» храмовых городов только он открыт для европейцев. Одни приезжают полюбоваться эротическими скульптурами, поражающими воображение даже искушённых людей, другие — чтобы хоть отчасти понять характер Индии.
Храм бога Солнца Сурьи (или Шурьи) воздвигнут в XIII в. на берегу моря в честь победы над мусульманскими завоевателями. Под руководством царя Нарасимхи I из династии Ганга его возводили 1200 рабочих более 12 лет. В прежние времена он стоял на самом берегу (сейчас между храмом и побережьем почти 3 км) и служил ориентиром морякам, которые называли его Чёрной пагодой. Храм действительно сделан из чёрного камня и превосходит по размеру все построенные ранее культовые сооружения.
Историки связывают всплеск храмового зодчества в XI–XIII вв. с усилением независимых княжеств и возвращением большинства индийцев к индуизму, которое произошло после почти 16-векового увлечения буддизмом. Этот период характеризуется необычайным культурным подъёмом и расцветом скульптурного искусства. Фигуры танцовщиц и музыкантов в конаракском храме не имеют себе равных по выразительности и жизненной силе, а кони, яростно топчущие демонов, кажутся огнедышащими.
К сожалению (а может, и к счастью), в храме нет главной святыни — большой статуи бога Сурьи. Накануне вторжения мусульман местный властитель велел перенести её в более надёжное место — город Пури. Статую спасли, но храм потерял привлекательность для верующих. Постепенно он пришёл в запустение и потому, возможно, стал доступен для туристов.
Из Бхубанешвара, Калькутты, Ченнаи и Дели на поезде до Пури. Из Пури до Конарака можно добраться на такси, автобусе или мото-рикше.
Ехать в Конарак лучше всего с ноября по март.
По распространенной о храме Солнца легенде, некогда он парил над землей (в другом варианте парил трон бога) благодаря огромным магнитам под крышей и в фундаменте. Парение — не что иное, как поэтическое преувеличение, а вот магниты, украденные, тоже по легендам, то ли Великими Моголами, то ли португальцами, то ли голландцами, вполне могли быть. Или же здесь существовала природная мощная магнитная аномалия. Это косвенно доказывают два факта. Первый: есть свидетельства, что компасы кораблей, проходивших мимо Конарка в XV–XVI вв., «сходили с ума» — стрелки их начинали хаотично вертеться. Второй: железные предметы из храма не подвергаются коррозии, под лучами солнца становятся прохладными, а ночью, наоборот, — теплыми, в чем можно убедиться и сегодня.
Название округа Конарак происходит от слова «кона», означающего особое положение солнца над горизонтом. А имя провинции — Орисса — связано с танцевальным стилем орисси, созданным местными храмовыми танцовщицами.
Раз в год, обычно в декабре, в Конараке проходит фестиваль традиционного индийского танца, на который съезжаются исполнители со всей страны. Под звёздным небом современные красавицы в пёстрых национальных одеждах, звеня браслетами, словно соперничают в выразительности поз с танцующими скульптурами, с помощью плавных движений рассказывая истории из жизни богов. В эти дни древний храм оживает, а зрители начинают верить, что на рассвете колесница повезёт бога Солнца Сурью в его неизменное путешествие с востока на запад.
Само здание храма Солнца олицетворяет колесницу, в которой Сурья каждый день поднимается на небо. В его основании вырублено 24 каменных колеса — по 12 с каждой стороны, символизирующие 12 месяцев года (по другой версии, все они означают 24 часа в сутках). Когда-то колесницу везли семь лошадей (по числу дней в неделе), но сейчас они практически разрушились. Не устояла и 80-метровая башня, украшавшая святилище. Изначально она была увенчана металлическим куполом в форме перевёрнутой чаши, который защищал строение от непогоды.
Существует легенда, что, когда первые лучи солнца падали на блестящий купол, храм словно растворялся в их сиянии — и именно в этот момент бог Сурья возносился на небо. Но купол похитили иноземные грабители, решив, что он сделан из золота, а сама башня оказалась разрушена ураганом в 1848 г.
Барельефы и надписи на стенах храма представляют собой настоящую энциклопедию любви и искусства дарить чувственное наслаждение, причём не только среди людей, но и в животном мире.
Многие изображения вгоняют в краску западных туристов, воспитанных в иной культурной традиции. Однако именно здесь можно понять истинный смысл, который вкладывают жители Индии в эротику, считая её неотъемлемой частью скоротечной человеческой жизни. Ведь о любви, а вовсе не о разврате рассказывает и знаменитая Камасутра, которую словно иллюстрируют барельефы храма в Конараке. Не случайно в ней говорится: «Познавай Камасутру лишь с тем, кого желаешь».