Храм Боробудур, укрытый в джунглях на острове Ява, считается самым большим храмом в Юго-Восточной Азии. Это странное и загадочное место. Непонятно, зачем было возводить столь грандиозную буддистскую святыню в самом сердце этой дикой земли?
С какой целью был возведен этот огромный храм в центре Явы, в одном из самых труднодоступных регионов Юго-Восточной Азии? Этот вопрос так и остался без ответа, как и многие другие. Многие века Боробудур таился в тропических джунглях, подобно Спящей красавице, укрытый среди древесных великанов и оплетенный диким виноградом. Его открыли заново в XIX в., и с тех пор к нему совершают паломничество не только многочисленные приверженцы буддизма, но и туристы со всех концов мира. Эта святыня излучает такую мощную ауру мира и спокойствия, что многим кажется, будто здесь ощущается дыхание самого Будды.
Храмовый комплекс по предположениям ученых был возведен во времена правления династии Салилендры (750–850), около 800 г. Точнее сказать невозможно, так как о храме почти не упоминается в летописях. Говорится о статуе Будды, венчающей рукотворную «Гору Тысячи Скульптур». Но зачем вообще был построен Боробудур? Даже эксперты не могут прийти к единому мнению.
Установлено, что строительство закончилось в 830 г. и что до 919 г. храм был главной святыней живших на Яве буддистов, но с какого-то момента паломники забыли об этом месте. Когда такие сооружения остаются без присмотра, они моментально начинают разрушаться. Не избежал этой участи и Боробудур. Извержения вулканов повредили древнюю кладку, а то, что от нее осталось, погребла под собой буйная растительность джунглей.
Храм на горе в сердце джунглей был заново открыт в 1814 г. экспедицией, которой руководил тогдашний губернатор Явы сэр Томас Стэмфорд Раффлз, нанесший его на карту. Первая часть постройки была расчищена в 1835 г., и с тех пор Боробудур неизменно привлекает к себе археологов со всего света, желающих вырвать у джунглей тайну этой древней святыни. Была развернута кампания по организации восстановительных работ и сохранению храма.
Однако только в 1955 г. после длительных дипломатических переговоров правительство Индонезии пришло к соглашению с ЮНЕСКО по поводу систематических раскопок и реставрации Боробудура. Начать работу ученые смогли лишь в 1973 г. И в 1983 г. древний храм предстал перед зрителями во всей своей древней красоте. Здесь снова слышится дыхание Будды.
На первый взгляд, Боробудур представляет собой ступенчатую пирамиду. Девять уровней пирамиды практически квадратной формы занимают площадь около 15 000 кв. м. Храм имеет шесть галерей, также почти квадратных, уменьшающихся снизу вверх и имеющих три замкнутые террасы с семьюдесятью двумя ступами. На вершине пирамиды стоит самая большая ступа, пагода диаметром около 11 м. Шесть галерей украшены фигурными изображениями эпизодов из жизни Будды. В общей сложности их протяженность составляет около 5 км.
Храм Боробудур воплощает основной, высший принцип буддизма: само устройство Вселенной. Буддийская космология делит мир на три части. Камадхату — это место обитания людей. Рупадхату — это переходная зона, где люди освобождаются от своей оболочки и снова становятся частью единой Вселенной. И наконец, Арупадхату — место обитания богов, совершенный мир для просветленных. Боробудур возведен в соответствии с этими представлениями о мире. Каждая часть храма обозначает одну из этих частей Вселенной.
В наши дни власти предпринимают все возможное, чтобы сократить количество паломников-буддистов, желающих посетить Боробудур. С 1995 г. число допущенных к посещению храма ограничено. Это делается с целью свести к минимуму ущерб храмовым постройкам.
На остров Ява можно приезжать круглогодично.
До Джакарты — столицы острова Ява летают рейсы основных международных авиакомпаний. Затем перелет от Джакарты до Джокьякарты. Из аэропорта Джокьякарты на автобусах с одной пересадкой. И еще около 1 км пешком. Либо вместо автобусов можно нанять такси.
Появлением восхитительного в своей необычности храмового комплекса мы обязаны государству Шривиджайя (дословно — «блистательная победа») и, в частности, правящей династии Сайлендра, с которой связывается расцвет империи. Как раз в это время (VIII– IX вв. н. э.) на острове Ява и начинают возводить посвященную махаяне Боробудур одну из самых необычных церемониальных построек мира.
Скорее всего, Боробудур воздвигли в знак примирения между двумя религиями, равно господствующими на Яве, — индуизмом и буддизмом. В пользу этой версии выступает тот факт, что многие постройки периода Сайлендра выполнены как в честь буддизма, так и в честь индуизма (представители правящей династии Сайлендра были буддистами, хоть и происходили из Индии). Как пример, можно привести два наиболее известных ритуальных комплекса Индонезии — буддистский Боробудур и индуистский Прамбанан, строившиеся в одно и то же время.
Много веков Боробудур не посещался людьми, и причина кроется вовсе не в войнах. Мощнейшее извержение находящегося под боком вулкана Мерапи не только покрыло пеплом храмовый комплекс, но и заставило жителей близлежащих поселений, посыпав голову пеплом, покинуть обжитые места. Впрочем, окончательно Боробудур забывается только в XV в., когда Яву насильно обращают в ислам, вероятно, тогда же комплекс обрастает лесом.
Последующие столетия принесли Боробудуру лишь дурную славу: некогда святыню стали считать проклятым местом. Например, здесь потерпели решающее поражение повстанцы, выступавшие против правительства Матарама. Всех участников заговора впоследствии жестоко казнили. Еще одним разносчиком заразных суеверий послужил наследный принц, укравший из Боробудура статую Будды. На следующий день после прибытия во дворец он заболел редчайшей болезнью, от которой и умер через сутки.
Повторно открыл Боробудур английский губернатор острова Томас Стэмфорд Раффлз в 1814 г. Именно он ввел в обращение вскоре ставшее официальным наименование комплекса. Ни в одном доколониальном документе название Боробудур не упоминается. Возможно, Раффлз неверно интерпретировал фразу, которой местные жители называли храм (дословно Боробудур можно перевести как «храм на горе»). Но если бы Раффлз не отнесся легкомысленно к местному языку, то сейчас знаменитый церемониальный комплекс назывался бы Будурборо.
Исследовательские работы продолжились при другом губернаторе, на этот раз голландском. Хартманн, как и Раффлз, очень интересовался историей Индонезии, поэтому нередко сам участвовал в раскопках. Никаких дневников он не вел и поэтому особенно любопытной выглядит его неожиданная запись о том, что в центральной ступе Боробудура ничего нет…
Долго вокруг да около ходили споры о том, чем считать Боробудур — храмом или ступой? Ведь по сути своей храм — это обиталище Бога, место поклонения ему, а в Боробудуре нет ни одного внутреннего помещения. Но дотошная и восхитительная сложность этого памятника (например, многие элементы его соотносятся как 4 : 6 : 9) позволяет со всем основанием считать Боробудур храмом, даже храмовым комплексом.
При взгляде сверху сразу становится понятно, что Боробудур задумывался и воплотился в форме мандалы: квадратное основание со стороной в 118 м, когда-то покоившиеся в центре озера (существовало примерно до XIV в. н. э.) и три круглых яруса в форме лепестков лотоса. Для постройки этого грандиозного в своей скромности храма (объем сооружения — 55 000 м3) понадобилось 2 млн камней, которые добывали в окрестных реках. На берегу их обтачивали, придавая необходимую форму, и только затем доставляли на место строительства, которое заняло примерно 75 лет.
В середине прошлого века выдвинули предположение, что Боробудур построен в форме Будды, сидящего на цветке лотоса, то есть в виде Лотосовой сутры, широко распространенной в махаяне. Церемониальный комплекс обладает превосходной по тем временам дренажной системой, позволяющей такому массивному сооружению, возведенному на неустойчивых почвах, не быть смытому ливнями. Всего в Боробудуре насчитывается сотня сточных каналов, конец каждого украшен устрашающими скульптурами.
Боробудур складывается из девяти ярусов, как девяти глав, объединенных в три уровня, воплощающих три мира пребывания: Камадхата (мир страстей), Рупадхата (мир форм) и Арупадхата (мир антиформ). Первый уровень — это один квадратный ярус, второй — пять квадратных и третий — три круглых. Последние восемь ярусов знаменуют собой восемь шагов на пути к просветлению.
Как таковой третий уровень отсутствует: этим словом обозначают три круглые террасы, на которых находятся статуи Будды. Многие из них покоятся за решетчатыми окошками в небольших ступах, представляющих из себя колокола со множеством украшений. Всего ступ 72 (32 на первом ярусе, 24 — на втором и 16 — на третьем), они собраны вокруг центральной, чья макушка — самая высокая точка Боробудура, поднимающаяся над землей на высоту — 35 м. Существует поверье, что если коснуться рукой всех Будд Арупадхата, то достигнешь счастья. Однако из 504 Будд третьего уровня сохранились не все: 43 статуи либо бесследно исчезли, либо были искрошены временем. Более 300 повреждены. Может, именно потому, что никто и никогда не сможет дотронуться до всех Будд Боробудура, человечество никогда не станет совершенно счастливым?
Камадхата открыт относительно недавно, только в 1885 г. Существует несколько версий насчет того, почему долгое время первый уровень храма утаивался. По одной из них, барельефы нижней части Боробудура являлись для мастеров указаниями, как оформлять другие ярусы. По другой, первый уровень возведен лишь с целью оберечь комплекс от оседания. Наконец, сторонники третьей версии утверждают, что Боробудур начали возводить неправильно, и поэтому первый ярус решили скрыть.
В регионе находятся еще два храмовых комплекса: Павон и Мендут, расположенные на одной прямой с Боробудуром и построенные примерно в одно и то же время. Ответ на загадку о неслучайности такого расположения дает старая легенда, где рассказывается о том, что между тремя святынями проходила дорога, огороженная с обеих сторон кирпичными стенами. До сих пор многочисленные паломники в праздник Вайсакха (Весак, или Вайсак) идут от Павона к Мендуту и Боробудуру.
Кажется, что все статуи Арупадхата одинаковы, однако их можно отличить по положениям рук. Всего здесь представлены шесть основных символов: призыв земли в свидетели (правая рука на правом колене ладонью вниз), доброта и милостивость (правая рука на правом колене ладонью вверх), концентрация и медитация (ладони лежат друг на друге у пояса и обращены вверх), мужество и бесстрашие (правая рука приподнята ладонью от себя), рассудительность и добродетельность (правая рука приподнята ладонью от себя, большой и указательный пальцы соединены), оборот колеса дхармы (закона) (руки особым образом сложены у груди). Первые пять символов преобладают на втором уровне — Рупадхата.
Хари Рая Вайсак — одно из самых красивых и самых святых буддистских событий, которое может посетить любой человек. Происходит оно один раз в год, в течение полной луны мая или июня. Буддистские первосвященники объявляют о дате заранее, поскольку они могут вычислить ее в точности, используя лунный календарь. Босые монахи мужского пола одеваются в одежду цвета шафрана, а женщины — в белые сари и тоже участвуют в процессии, неся зажженные свечи. Монахи двигаются очень медленно, подчеркивая торжественную манеру, при этом поют и молятся. Кульминационный момент наступает около 4 часов утра, когда прихожане сходятся в храме. Основной момент церемонии — приветствие аудитории, и призыв Будды песней.
Боробудур следует читать, словно книгу, — именно так и поступают бесчисленные паломники, собирающиеся каплями дождя на склонах храма. Помимо почти тысячи статуй Будд, в це ремониальном комплексе находятся 2672 барельефа (1460 повествовательных и 1212 изобразительных) общей площадью 2500 м2. Эти панели призваны посвятить паломников в таинства буддизма и помочь им достичь просветления.
Согласно ритуалу, восемь верхних ярусов (Рупадхата и Арупадхата), соединенные лестницами и коридорами, должны быть пройдены семь раз по часовой стрелке, при этом настенные барельефы «листаются» справа налево, а панели на балюстраде — слева направо.
Первый, нижний из открытых уровней, когда-то содержал в себе 160 барельефов, из которых до наших дней добрались немногие. Одни из панелей изображали, как 117 разных поступков ведут к одному и тому же негативному результату, другие же показывали, как за одним праведным поступком могут последовать 43 достижения.
120 панелей второго уровня повествуют о жизни Сиддхартхи Гаутамы на основе Лалитавистары. Другие барельефы помогают проникнуть в самую суть буддизма на примере различных ипостасей Будды.
Сколь бы гениальной ни была постройка, каждому предмету рано или поздно приходит срок отправляться в мир теней. Так и Боробудур. Пусть пока это еще незаметно, но смерть уже проникла в недра храмового комплекса — туда, куда не смог попасть ни один смертный. Уже несколько десятков лет ученые бьются над неразрешимой проблемой: донести многотонный Боробудур будущим поколениям.
Одним из самых фантастических, но, быть может, и самых действенных предложений было разобрать храм буквально по кирпичику и либо заново собрать его на новом месте, на более устойчивых почвах, либо развернуть «страницы» Боробудура в одну сплошную линию в специально созданном музее. В настоящее время ЮНЕСКО определила три главные задачи, которые необходимо решить в первую очередь: эрозия Боробудура под воздействием кислотных дождей, вандализм туристов, а также отсутствующие скульптуры и барельефы. Для устранения этих проблем было выделено $3 млн, а саму реставрацию обещают закончить к декабрю 2011 года.
В 2006 г. на юге Центральной Явы произошло землетрясение, которое вызвало тяжёлые разрушения в окрестности города Джокьякарта. Однако комплекс Боробудур, находящийся на некотором удалении от эпицентра, не пострадал.