Древний город Персеполь

Большое Мидийское царство, существовавшее в VII–VI вв. до н. э. в Центральной Азии, населяло много племен, которые были очень непослушны. Одно из таких племен — персы, жившие у вод Персидского залива.

Bud на руины царского дворца в Персеполе
Вид на руины царского дворца в Персеполе

Предводителем персов в VI в. до н. э. был вождь Кир. Он устроил бунт против мидийского царя и не без поддержки мидийской знати разгромил его войска, став, таким образом, владыкой обширных территорий. Впрочем, новый царь, вошедший в историю как Кир II Великий (основатель династии Ахеменидов, 559–530 гг. до н. э.), создал на основе Мидийского царства еще большую Персидскую империю. С многочисленным войском он двинулся дальше на запад и завоевал новые земли, в том числе такое мощное государство, как Вавилон, всю Анатолию (современная Турция) и даже Египет.

Еще ни один царь не владел таким большим государством и не одерживал столько значительных побед, как Кир II Великий. Ему не было равных ни в Европе, ни в Азии. Владения Кира простирались от побережья Эгейского моря до долины реки Инд. Он начал строить столицу своей империи в городе Пасаргад, но так и не успел закончить постройку. Его преемник — Дарий I (522–486 гг. до н. э.) перенес столицу Великой Персии в Персеполь — юго-западнее Пасаргада на 80 км. Именно Персеполю и отвели ведущую роль в колоссальном царстве Ахеменидов. Здесь возвели главные дворцы империи, руины которых еще помнят былое величие своих хозяев, некогда владевших половиной мира, и гнев тех, кто пришел сжечь город...

Хорошо сохранившийся фрагмент древнего Персепопя
Хорошо сохранившийся фрагмент древнего Персепопя

Как добраться

Москву и Тегеран связывают рейсы нескольких авиакомпаний (Belavia/Aeroflot от $400-450). Далее выкупите место на рейс самолета Тегеран — Шираз (от $40). До руин Персеполя вас довезет автобус (около $2).

Гнездо Ахеменидов

Пасаргад был столицей империи Ахеменидов при Кире II Великом, но уже при этом царе началось оборудование Персеполя для новой столицы. Город основан около 560 г. до н. э., а после 520 г. до н. э. при Дарии I сюда и перенесли столицу. С конца VI в. до н. э. здесь ведется масштабное строительство.

Основные исторические памятники, построенные на территории Персеполя и являющиеся визитными карточками комплекса, относятся к периоду правления первых царей державы. На протяжении 520–330 гг. до н. э. Персеполь — центр Ближнего Востока и всей Центральной Азии. Строительство уцелевшего здесь дворцового комплекса Ахеменидских царей совпало с наибольшим расцветом империи. Все сохранившиеся и реконструированные постройки явно свидетельствуют о том, что у древних персов были свои самобытные изобразительные образы, которые они смогли сочетать в архитектуре и оформлении своих сооружений с лучшими достижениями покоренных народов — вавилонян, финикийцев, египтян и прочих.

Так, интересно отметить помимо орнаментальных и художественных образцов, что персы переняли страсть вавилонян ко всему симметричному. Это выразилось в почти совершенных формах плана построек Персеполя. Все его главные здания имеют в плане четкую квадратную форму. Элементы этих сооружений, прежде всего колонны, также подчинялись общему принципу симметрии и выстраивались в ровные линии. Принято считать, что это сделали для точного определения времени, что было неоценимо для таких больших любителей астрологии, как персов. Также это помогало при определении периода, когда нужно устраивать ежегодные празднества.

Реконструкция Персеполя. Шарль Чипис, 1884 г.
Реконструкция Персеполя. Шарль Чипис, 1884 г.

Долгое время историки полагали, что Персеполь был столицей империи Ахеменидов, но последние исследования показали, что цари приезжали сюда довольно редко и ненадолго — только лишь для отдыха или участия в торжественных церемониях и религиозных праздниках.

Грандиозные и величественные дворцы города украшали разнообразные рельефы на больших гранитных плитах. Здесь было много разноцветных изразцов и монументальных скульптур. Казалось, красивее этого города нет на всем Востоке. Но время, стихийные бедствия и бесконечные войны подтачивали древние памятники, стирали с них яркие краски и вместе с ними уничтожали творения замечательных мастеров древности.

Конец Персеполя — печальная историческая драма, которая, как и любое событие, необратима. Город погиб от пожара во время похода на Средний Восток Александра Македонского. Он со своей армией победил могущественное персидское войско, взял в плен царя Дария III и его семью, захватил весь Ближний Восток и в 330 г. до н. э. предал огню Персеполь. Прекрасные дворцы расхитила и сожгла его армия, что, вероятно, должно было символизировать конец великой державы ахеменидских царей. По словам древнего историка I в. до н. э. Плутарха, чтобы перевезти все богатства, награбленные Александром в городе, потребовалось 10 тыс. пар мулов и 5 тыс. верблюдов.

С конца IV в. до н. э. значение города начинает постепенно убывать. Через 12 лет после сожжения, в 318 г. до н. э., он являлся столицей Персии, но уже провинции Македонской империи. Это был уже не тот могущественный Персеполь. В 200 г. до н. э. в 5 км к северу от Персеполя возводится город Истахр, где проживал губернатор провинции. В этот период Истахр стал духовным центром религии зороастризма и хранилищем священного текста Авесты. Позднее Истахр какое-то время был столицей мощной империи Сасанидов, но его разрушили во время арабского завоевания в 651 г. до н. э. Так завершилась история древней столицы персов, некогда простиравшей свои владения на бескрайних просторах тогдашней ойкумены.

Императорские усыпальницы

На склонах горы за пределами Персеполя найдены высеченные в скале могилы царей позднего периода правления Ахеменидов — Артаксеркса II и Артаксеркса III, а также недостроенная гробница Дария III. Усыпальница этого печально известного царя, последнего из династии Ахеменидов, осталась незавершенной и разрушилась по причине природных условий. Она выглядит забытой и заброшенной. В ней так и не нашлось места телу бесславного царя, ее рельефы неокончены и схематичны. Этот монумент будто служит мучительным напоминанием о печальном финале некогда великой державы.

Накше-Рустам
Накше-Рустам. Панорамный обзор некрополя

В нескольких километрах к северу от этого комплекса, на другом берегу протекающей здесь реки Пулвара, на отвесном утесе, есть место, названное Накше-Рустем — императорский некрополь, известный своими скальными рельефами и гробницами царей раннего периода правления Ахеменидов. Здесь находятся усыпальницы Дария I, Ксеркса, Артаксеркса I и Дария II. Еще одна расположенная здесь постройка — Куб Заратустры высотой 12 м. Большая его часть ниже уровня земли, и в нем имеется единственное внутреннее помещение. По одной из версий, оно служило зороастрийским святилищем огня. По другой, более легендарной, под этим сооружением может находиться могила самого Кира II Великого.

Прогулка по царским дворцам

Здания величественного Персеполя построены на гигантской каменной платформе, установленной Дарием I. Размеры ее — 300 м в ширину и 455 м в длину. Эта платформа покрывала площадь 125 000 м2. Сами сооружения помимо Дария I возводили также его преемники — цари Ксеркс I и Артаксеркс I. Для того чтобы попасть в город, сначала нужно было взойти по одной из двух огромных лестниц, украшенных и построенных в соответствии с зороастрийскими верованиями — их рельефы символизируют 4 стихии, а количество ступеней также обладает символическим значением — по 110 с каждой стороны. По лестнице с левой стороны поднимались благородные персы, а по правой — представители прочих народов.

Наверху лестниц находятся Врата всех народов, построенные Ксерксом I, с охраняемыми с двух сторон статуями быкоподобных стражей, очень похожими на ассирийских херувимов. С каждой стороны эти ворота имеют высоту 25 м. На внутренней их части есть клинописные надписи, сделанные на трех языках, бывших в ходу в те времена: на вавилонском, персидском и эламитском.

Рельефы на лестницах Ападаны
Рельефы на лестницах Ападаны, изображающие покоренные персами народы
Врата всех народов высотой 25 м
Врата всех народов высотой 25 м расположены перед входом в древний город

Центр комплекса Персеполя — так называемая Ападана Дария I. Это приподнятый над террасой на высоту 4 м огромный зал, к которому ведут две парадные лестницы. Они настолько пологи, что по ним можно было проехать на колесницах. Рельефы, высеченные на каменных плитах Ападаны, — главная ценность этой террасы. По внешней стороне лестницы они изображают торжественное шествие гвардии императора, а по внутренней — прохождение слуг, несущих дары: баранов, сосуды, бурдюки с вином и прочее. Тот же мотив запечатлен и на рельефах уже внутри самой Ападаны: здесь в процессию также выстроились представители покоренных народов — скифы, мидийцы, вавилоняне и др.

Многие исследователи считают, что описанная процессия данников изображает некое мероприятие, проводимое здесь ежегодно и, возможно, приуроченное к празднованию Нового года. Сама постройка представляла собой большой зал, окруженный вестибюлями. Крыша сооружения, скорее всего, была деревянной и поддерживалась 72 каменными колоннами, из которых сохранилось только 13.

Сегодня из 72 колонн Ападаны сохранилось только 13
Сегодня из 72 колонн Ападаны сохранилось только 13
Руины Стоколонного зала
Руины Стоколонного зала

За Ападаной, примерно в центре террасы, находилось еще одно главное строение — Стоколонный зал. Вероятно, это был тронный зал города. Он назван так по количеству найденных оснований колонн. По бокам северного портика стояли статуи больших каменных быков, а восемь каменных ворот сооружения украшали различные сцены из царской жизни и битв царя со злыми демонами. Оба парадных помещения — Ападана и Стоколонный зал — практически квадратной формы. К зданиям, где они расположены, также сзади примыкали царские сокровищницы, кладовые и жилые помещения, от которых сегодня сохранились только одни фундаменты.

Еще один примечательный архитектурный монумент Персеполя — Тахара. Кстати, в переводе с древнеперсидского, «тахара» — зимний дворец. Это был жилой дворец Дария I. Его также украшали рельефные изображения. Здесь есть и надпись создателя: «Я, Дарий, великий царь, царь царей, царь стран, сын Гистаспа, Ахеменид, построил этот дворец». Тахара по сравнению с другими постройками сохранилась относительно хорошо. Еще можно лицезреть каменные порталы с дверными проемами и даже нижние части стен с уцелевшими барельефами.

Жилой дворец Дария I Тахара
Жилой дворец Дария I Тахара сохранился лучше всего. Здесь есть колонные проемы и видны рельефы на нижнем уровне
Рельеф в царском дворце Тахара
Рельеф в царском дворце Тахара — аллегорическое изображение Нового года (льва), пожирающего Старый (быка)

Закончим мы нашу прогулку по дворцовому комплексу ахеменидских царей южной частью платформы, где находились дворец Ксеркса I, различные жилые и подсобные помещения, а также царская сокровищница, которая и сегодня украшена прекрасными рельефными изображениями Дария I и Ксеркса I. Наиболее интересным из них является здание, названное Херцфельдом, первым археологом, проведшим здесь раскопки, Гаремом Ксеркса I. Это строение состояло из 22 небольших двух- или трехкомнатных помещений, где могли одновременно проживать несколько десятков женщин (то есть жен императора) с их малолетними детьми.

Вот так примерно и выглядел Персеполь в годы своего могущества и расцвета. Современности достались только руины и останки зданий, которые, впрочем, не так уж и немы. Уникальные и высокохудожественно выполненные рельефы, а также большое количество найденных здесь глиняных клинописных табличек уже многое рассказали ученым. Мы знаем имена строивших этот комплекс мастеров, царей, живших в них, и назначение каждого сооружения. Так что Персеполь — уникальный архитектурный памятник своей эпохи.

Заключение

То, что случилось в Персеполем в 330 г. до н. э., конечно, печально и ужасно. Сегодня навсегда утеряны самые живописные образцы древнеперсидского изобразительного искусства. Впрочем, археологи и реконструкторы уже более двух столетий ведут исследования, по крупицам восстанавливая образ древних дворцов. В этом отношении неоценим вклад французского востоковеда и архитектора XIX в. Шарля Чиписа. Благодаря его рисункам, изображающим реконструированные здания Персеполя, мы можем оценить всю глубину художественного гения древних мастеров.

Реконструкция Ападаны. Шарль Чипис
Реконструкция Ападаны. Шарль Чипис
Реконструкция фрагмента царского дворца Ападаны в Персеполе; Шарль Чипис, 1884 г.
Реконструкция фрагмента царского дворца Ападаны в Персеполе; Шарль Чипис, 1884 г.

В 1965 г. в Иране разработали план восстановления древнего города, который осуществляется и поныне. Цель его — сохранение и реставрация хотя бы тех фрагментов дворцового комплекса, что смогли до нас дойти. Надеемся, эти мероприятия смогут еще надолго продлить жизнь уникальному памятнику былого величия династии Ахеменидов.




Поделиться ссылкой