Древний город Тарквинии

Древние Рим и Греция — цивилизации, олицетворяющие Античность, эпоху, которая стала фундаментом для более развитой цивилизации Европы. Но свет их славы отбросил огромную тень на другие достойные внимания историков цивилизации Античности, в чем-то повлиявшие на две основные цивилизации Европы и многое перенявшие от них. Одна из таких «маленьких» цивилизаций — загадочные этруски. Хотя мы знаем о них в основном благодаря римлянам, осталось немало и других свидетельств, но что-то до сих пор покрыто мраком: откуда они пришли? На каком языке говорили? Почему были поглощены Римом?

Остатки древней оборонительной стены Тарквиний
Остатки древней оборонительной стены Тарквиний

Впрочем, в отличие от других народов древнего мира, этруски никогда полностью не погружались во тьму забвения. Так, древние римляне многое переняли из их культуры и передали это наследие уже цивилизации европейской. Известны крупные города этрусков, среди которых особняком стоит столица цивилизации Тарквинии. Ее изучение, возможно, прольет свет на многие вопросы и сделает более понятной для нас одну из самых ярких цивилизаций древности.

Как добраться

Рим и Москву связывают многочисленные авиарейсы, самые выгодные из которых — непрямые перелеты, организованные компаниями Malev, Checz Airlines, Air Baltic (от €250). До сокровищ этрусков вас довезет автобус (до современной коммуны Тарквиния — около €5).

Сокровище Этрурии

Сегодня на месте древних Тарквиний стоит городок с похожим названием — Тарквиния. Расположен он в 90 км севернее Рима в живописной местности. История этого города насчитывает три тысячелетия и может поведать многое об этрусках, сделавших небольшое поселение столицей своей цивилизации.

На месте города, основанного приблизительно в VIII–VII вв. до н. э. на реке Марта, до этого стояло поселение местных жителей, которых вытеснили этруски. По преданию, город был основан выходцем из Лидии, неким Тархоном. В истории этого города было многое: и периоды расцвета, и трагические времена истребления всех жителей.

Так, Тарквинии, вероятно, были центром (то есть столицей) союза двенадцати этрусских городов. Город уже в древности был соединен дорогой с Римом, что говорит о его значимости. Славился он льняными изделиями, керамикой и другими предметами быта, которые ценились во всем Средиземноморье.

После римско-этрусских войн 359– 351 и 310–308 гг. до н. э. город начал терять самостоятельность. Во время этих войн почти все жители Тарквиний были истреблены, а город утратил свое величие, превратившись в небольшое поселение, население которого после этих событий быстро романизировалось, а этрусская цивилизация сошла с исторической сцены навсегда.

Сегодня область, в которой располагается город, названа Этрурией как напоминание о тех, кто здесь жил три тысячелетия назад. Сохранились и другие доказательства былого величия цивилизации: массивные остатки городских укреплений, различные археологические находки, древний фундамент, терракотовые рельефы большого храма, саркофаги, украшенные скульптурами, и многочисленные росписи в подземных усыпальницах (VII–I вв. до н. э.). Масштаб этих находок, несомненно, свидетельствует о том, что в древности Тарквинии были крупным экономическим, культурным и административным центром. Но что мы знаем о жителях города?

Ритуал основания города

Основание города для этрусков в первую очередь было священным ритуалом, в котором отразились их представления о городе как о модели Вселенной. Поэтому, прежде чем заложить первый камень, они узнавали волю богов по полету птиц. Затем жрец определял священное место — центр города. Через него проводили две оси: одну — с востока на запад, вторую — с севера на юг. Основатель города, покрыв голову платком, прокладывал плугом с бронзовым лемехом борозду вокруг границ будущего поселения.

Плуг тянули бык и нетель (неотелившаяся корова): бык — с внешней стороны круга, чтобы город мог устоять от врагов, нетель — с внутренней как символ будущего изобилия. Борозда в представлении этрусков выполняла ту же роль, что и крепостные стены. Она разделяла два мира: тот, который находился под защитой богов, и тот, который был ее лишен. Именно на месте борозды возводились впоследствии крепостные стены. Переход через нее или застройка вала считались религиозным преступлением и карались смертью.

Этруски – кто они?

Мы не знаем самого главного — кто такие этруски и откуда появились в Этрурии. Есть разные версии на этот счет. Их внезапное появление «как бы из ниоткуда» приблизительно в VIII в. до н. э. дает основание говорить об их иноземном происхождении. Так, греческий историк Геродот утверждал, что этруски (или тиррены, как их называли в древности) приплыли с востока, из Лидии. В трудах римлянина Тита Ливия есть указание на то, что этруски пришли с севера. Другой грек, Дионисий Галикарнасский, возражая Геродоту, доказывал, что этруски — народ местный. Все же наиболее основательной пока считается теория их ближневосточного происхождения, на что указывают некоторые формы зодчества, имена, божества и другие свидетельства.

В VII–VI вв. до н. э. этруски подчинили практически все западное Средиземноморье и построили такие крупные города, как Цере, Тарквинии, Клузий, окружили их массивными оборонительными стенами, распланировали развитую сеть городских кварталов, мостов, каналов и дорог. Именно в этот период этруски достигают наибольшего могущества. Этрурия того времени представляла собой сеть независимых городов-государств, управляемых царями. В VI–V вв. до н. э. 12 самых крупных из них образовали союз, столицей стали Тарквинии.

К этому времени в большинстве этрусских городов начали править выборные должностные лица — представители местной аристократии. Остается неясным, перешли ли подобно греческим полисам-государствам этрусские города к демократии или были гражданскими общинами. Все же они не были совсем автономными — об этом говорит существовавшая система союза городов.

Расцвет цивилизации этрусков был недолговременным, и уже к началу V в. до н. э. начинают проявляться первые признаки кризиса. Вызван он внутренними и внешними причинами: аристократические кланы ведут постоянную борьбу за власть, на море этрусков теснят греки. В середине V в. до н. э. этруски теряют власть над Кампанией, да и этрусский род Тарквиниев изгнан из Рима. Попытка Порсены, царя города Клузия, вернуть этот род обратно к власти заканчивается неудачей. Уже к IV в. до н. э. этруски борются с одной стороны против натиска римлян, с другой — против галлов. К III в. до н. э. этруски начинают романизироваться, хотя влияние между римской и этрусской цивилизациями можно назвать взаимопроникающим. Так что в этом отношении более справедливо говорить, что к этому времени этрусская цивилизация не поглощается римской (хотя внешне так оно и выглядело), а полностью с ней сливается.

Золотые этрусские браслеты филигранной работы
Золотые этрусские браслеты филигранной работы

Богатые сокровища, найденные при археологических раскопках усыпальниц и городов, дают представления об этрусской цивилизации, которые получают подтверждения при сопоставлении с литературными свидетельствами греков и римлян.

Еще один неразгаданный вопрос: была ли эта цивилизация самобытной или же подражала своим более развитым соседям?

Самые знаменитые этруски

После того как Рим подчинил всех этрусков, они не сошли полностью с исторической арены, а продолжали играть активную роль в римском обществе. Так, из Этрурии происходили самые первые римские цари (семь римских царей были из рода Тарквиниев). Можно смело утверждать, что этруски стали и первыми основателями Рима.

Друг императора Октавиана Августа, покровитель поэтов Гай Цильний Меценат, чье имя стало нарицательным, был потомком этрусского знатного рода из города Арреций. Происходили из этрусских городов и многие римские поэты — Публий Вергилий Марон, Авл Персий Флакк, Секст Проперций. Ближайший друг знаменитого римского оратора Цицерона, Авл Цецина, принадлежал к древнейшему этрусскому роду. Кстати, последним в династии и, пожалуй, последним этруском в мире был епископ Цецина, умерший в 1765 г.

Этруски – цивилизация подражателей?

В целом нельзя сказать, чтобы эта культура во всем была оригинальна и самостоятельна: язык, письменность, религия и искусство свидетельствуют, что этруски многое заимствовали у греков и италийцев. В то же время неоспоримо и то, что они передали достаточно многое италийцам, и в частности древнеримской цивилизации, которая состояла с ними в наиболее тесной связи.

Плита с надписями (III-II вв. до н. э.)
Плита с надписями (III-II вв. до н. э.). Прочитать, что написано, можно, но понять трудно...

Больше всего этруски, безусловно, переняли у греков, и выразилось это, прежде всего в религии. Так, бог Аполлон стал у этрусков Аплу, Аида — Аита, Нептун — Нетун, Марис — Марс. У этрусков, впрочем, было свое отношение к богам и их религия значительно отличалась от греческой: носила мрачный и жестокий характер и признавала полную зависимость человека и человеческого общества от богов. Все акты человеческой жизни были обставлены — как у римлян — определенными обрядами (церемониями — слово, которое римляне «произвели» от названия этрусского города Цере). Чтобы расположить к себе богов, этруски старались скрупулезно следовать религиозным обязанностям, молиться и совершать обряды.

У этрусков была своя письменность, также заимствованная от греков, и надписи на этрусском языке можно прочесть довольно легко, но понять, что означают слова, нелегко. В Средневековье было известно значение приблизительно 500 слов, сегодня ученые уверены в значении не более 200. Причина в том, что ни среди древних, ни среди современных языков не найдено родственного этрусскому. Но даже если эти надписи когда-то и «заговорят», вряд ли нам это во многом поможет: на данный момент сохранились только короткие строчки на стенах гробниц и керамике, а вот богатая литература, о которой упоминают римские источники, утеряна навсегда.

Но, говоря о заимствованиях, не стоит считать этрусков цивилизацией подражателей. Был у этой культуры и свой «почерк». К наиболее характерным чертам этрусской самобытной и национальной культуры относится архитектура, перенесенная из Малой Азии на новую родину. Как показывают археологические раскопки древних поселений Этрурии, этруски обносили города, которые, как правило, возводились на крутых возвышенностях, стенами из глыб и параллелепипедов с косыми углами. Лишь позднее использовалась кладка переменными рядами из прямоугольных камней. Такими стенами (пеласгическими) и были окружены Тарквинии и многие другие города.

Скульптуры часто изображали влюбленных
Скульптуры часто изображали влюбленных
Скульптура
В скульптуре этруски переняли лучшие греческие традиции

О восточном происхождении этрусков свидетельствуют также их религиозные и гражданские, общественные и частные институты, в том числе тесно связанная с религиозной и гражданской жизнью этрусков дивинация — искусство угадывания воли богов, называвшееся у римлян этрусским знанием, и искусство гадания по внутренностям животных (гаруспика).

Отметились этруски и в изобразительном искусстве — живописи, скульптуре и керамике. Хотя и считается, что многое они заимствовали от греков, в богатом разнообразии оставшихся форм этрусского искусства можно найти и явные черты, указывающие на самобытность их художественного мировоззрения. Так, роспись на керамике или некоторые скульптуры не имеют аналогов ни в одной другой культуре, а мастерство исполнения вызывает изумление искусствоведов всего мира.

Роспись керамики
В росписи керамики по красочности и живописности этруски порой превосходят даже своих учителей — греков
Химера из Аррецо
Химера из Аррецо — лучший образец этрусской скульптуры
Ритуальная этрусская маска
Ритуальная этрусская маска, передающая самобытные черты изобразительного этрусского искусства

Однако больше всего об этом исчезнувшем народе может рассказать живопись. В гробницах Тарквиний собрана самая большая коллекция античных рисунков. Спустимся туда…

Гробницы Тарквиний

Гробницы Тарквиний, пожалуй, лучше всего сохранились до наших дней. Исследуя их, мы можем наиболее полно восстановить культуру и мировоззрение этрусков, ознакомиться с формами их изобразительного искусства, да и просто сквозь пелену прошедших эпох немного приблизиться к этой таинственной цивилизации.

Многие этрусские гробницы были вырезаны прямо в скале
Многие этрусские гробницы были вырезаны прямо в скале
Вход в одну из гробниц в Тарквиниях
Вход в одну из гробниц в Тарквиниях

На холме Ла-Чивита, в пределах современного города, возвышаются развалины античного города этрусков — акрополь. За чертой нынешней Тарквинии находится этрусский некрополь с расписанными гробницами. В некрополе, также известном как Монтероцци (по названию холма, на котором он располагается), насчитывает около шести тысяч каменных могил. Одни вырублены прямо в скалах, другие выкопаны под землей. Над входами в гробницы со стороны холма в наши дни построили маленькие домики, которые благодаря постоянному микроклимату лучше сохраняют античные росписи.

200 гробниц украшены расписными фресками, изображающими сцены из жизни этрусков, фигуры их божеств и различных животных. В 80 гробницах можно увидеть рисунки человеческих фигур. Сегодня лишь 20 расписанных гробниц открыты для посещения, в остальные могут заходить только исследователи и реставраторы (причина очевидна — чтобы не нарушать микроклимат, необходимый для сохранения античной живописи).

Этрусский склеп, типичный образец V в.
Этрусский склеп, типичный образец V в.

Эти росписи — самая большая коллекция античной живописи в мире, всех фресок хватило бы для заполнения большой художественной галереи. Среди самых известных гробниц можно назвать гробницы Триклиния и Тифона (названы по именам погребенных в них людей), Быков, Леопардов (по названию изображенных в них животных).

Большая часть сохранившихся росписей выполнена в технике фрески. Сначала стены увлажняли, затем покрывали штукатуркой, далее заостренной палочкой делали набросок, и только потом контуры обводили краской. На ранних фресках Тарквиний голова и ноги расположены в профиль, а плечи — анфас. Позднее, ближе к эллинистическому периоду, появляется перспектива и повышается мастерство росписи.

Музыкант. Гробница Триклиния, V в. до н. э.
Музыкант. Гробница Триклиния, V в. до н. э.

Одна из первых фресок появилась в гробнице Быков (середина VI в. до н. э.). В ней расписана одна стена напротив входа. Под фронтоном находятся изображение двух быков и эротические сцены. На главной стене — сюжет греческой мифологии: Ахилл поджидает в засаде сына царя Трои Приама.

Фрески в гробнице Триклиния и Леопардов (V в. до н. э.) изображают пирующих людей. Слева и справа от дверного проема нарисованы фигуры всадников, на стене напротив двери — три пиршественные ложи. На боковых стенах — пять танцоров и музыкантов. Движения фигур изящны, переданы максимально реалистично.

Сцена пира. Гробница Леопардов, V в. до н. э.
Сцена пира. Гробница Леопардов, V в. до н. э.
Рисунок в гробнице Охоты: хищник догоняет жертву
Рисунок в гробнице Охоты: хищник догоняет жертву

Помимо праздничных и мифологических сюжетов, фрески изобилуют сценами быта этрусков. Об этом говорят и названия гробниц: Охоты и Рыбной ловли. Весьма необычна гробница Наказания: можно увидеть сцену, как один человек наказывает другого. Что хотели сказать этим этрусские художники, можно только гадать. Может, намек на страдания грешников в том мире?

Этрусские фрески с художественной и исторической точек зрения бесценны. Да, мы не знаем языка древнего народа, не знаем многого и о других сторонах его жизни. Но рисунки, сохранившиеся через три тысячелетия, могут поведать о мировоззрении ушедшей в небытие цивилизации…

Фреска из гробницы Ягуаров
Фреска из гробницы Ягуаров

Заключение

Считается, что мы многого не знаем об этрусках, но все же назвать их загадочным народом нельзя. Хотя возникают они на исторической сцене в VIII в. до н. э. весьма внезапно, отследить их происхождение вполне возможно. Благодаря их близости к цивилизациям греков и римлян осталось множество письменных свидетельств. Вряд ли мы когда-нибудь поймем язык этрусков, но археологические находки говорят за них намного больше.

Сфинкс этрусков
Многие предметы искусства напоминают о ближневосточном происхождении этрусков

Керамика, скульптуры и, конечно же, уникальная живопись передают мировосприятие этрусков. Народ, боровшийся до последнего за независимость, изобрел самобытное искусство, которое навечно останется в копилке культурных и духовных достижений человечества, а некрополь Тарквиний всегда будет памятником, хранящим эти достижения.




Поделиться ссылкой