Помпеи — город с печальной славой: вместе с большинством жителей он был погребен под пеплом во время извержения вулкана Везувий. В наши дни это одна из самых популярных достопримечательностей Италии. Здесь туристы могут побродить по улицам древнего города, полюбоваться его архитектурой и хорошо сохранившимися фресками и мозаиками.
Рим и Москву связывают многочисленные авиарейсы, самые выгодные из которых — непрямые перелеты, организованные компаниями Malev, Checz Airlines, Air Baltic (от €250). Из Рима идет автобус с остановкой в Неаполе (€15).
Историки утверждают, что город Помпеи был основан древним племенем оски еще в VII столетии до н. э. В последнем столетии до нашей эры город покорили римляне, и после этого начался его активный рост. Вскоре Помпеи стали крупным морским портом и важным центром по производству вина и оливкового масла. Население города в этот период составляло около 20 тыс. человек, половина которых были рабами.
О том, что Помпеи являлись процветающим городом, свидетельствуют его мощенные камнем улицы и наличие всех сооружений, которые были характерны для крупного римского города тех времен: храм Юпитера, базилика, крытый рынок товаров, 2 театра, амфитеатр на 20 тыс. зрителей, а также 3 термы. Город был богато украшен разнообразными скульптурами. Кроме того, в Помпеях было множество лавок, мастерских и жилых домов.
Первая природная катастрофа случилась в 63 г. н. э., тогда Помпеи и два близлежащих города, Геркуланум и Слабни, были практически полностью разрушены сильным землетрясением. 16 лет шли активные восстановительные работы и постройка новых зданий, которые завершить так и не удалось. 24 августа 79 г. н. э. произошло мощное извержение Везувия, похоронившее Помпеи под шестиметровым слоем пепла и лавы. Тогда погибли еще три города — Стабии, Оплонтия и Геркуланум.
Почти 1700 лет Помпеи были как бы законсервированы. Раскопки города начались в XVIII в. и впоследствии то активизировались, то прекращались на долгие годы. В наши дни город частично восстановлен и, хотя до сих пор раскопан еще не полностью, множество строений доступны к осмотру. Сейчас это музей под открытым небом, который внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
В процессе раскопок археологи заливали пустоты в слоях пепла гипсом и получили слепки людей и животных в тех позах, в которых они погибли. Можно увидеть 17 таких отливок, многие из которых представляют собой очень трагичное зрелище: женщина, протягивающая руки вперед, словно пытаясь оттолкнуть неизбежную судьбу, мужчина с открытым в немом крике ртом, безуспешно пытающийся защитить своих детей
Вулканический пепел прекрасно сохранил образцы древнеримского изобразительного искусства (фрески и мозаики). Особого внимания заслуживает Александрова мозаика с изображением Александра Македонского, сражающегося с персидским царем Дарием III. Картина выложена из почти полутора миллионов кусочков по технике, когда они собирались по извилистым линиям.
Фрески представлены в Помпеях в немалом количестве. Ученые даже относят их к четырем различным периодам развития. Так что можно сказать, что Помпеи были и художественным центром Древнего Рима.
Заслуживают внимания фрески из виллы Мистерий, изображающие посвящение в таинство Диониса и таинство венчания. Это массивное полотно поражает мастерством исполнения, и таких примеров в городе сотни.
Если вы увлекаетесь историей и древней архитектурой, то знайте, что Помпеи — единственное место, где типичный городской дом римского гражданина можно изучить не по чертежам, а «в камне».
Удивительным может показаться тот факт, что наружные стены таких строений почти не имели окон, а помещения, выходившие на улицу, чаще всего использовались как торговые лавки или мастерские. Входная дверь вела во внутренний дворик, в котором, как правило, был разбит сад и находился бассейн для сбора дождевой воды.
Практически в самом центре Помпей расположен знаменитый дом Фавна. Здесь были найдены статуя танцующего Фавна (отсюда и название дома) и знаменитая мозаика, на которой изображен фрагмент битвы при Иссе — бой Александра Македонского с персидским царем Дарием III. Правда, оба шедевра вы не увидите — они находятся в Национальном археологическом музее Неаполя.