Ангкор-Ват

Несмотря на длившуюся десятилетиями войну, Ангкор-Ват, загадочный город-храм, укрытый в джунглях Камбоджи, все еще стоит, являясь свидетелем былого могущества древнего королевства кхмеров. Его тысяча башен хранят истории древнего могущества и власти.

Храм Ангкор-Ват окружён рвами
Храм окружён рвами, символизирующими океан, который в индийской мифологии омывает священную гору

Ангкор был некогда столицей государства кхмеров, и грандиозный храмовый комплекс, Ангкор-Ват, являлся его центром. Каждый король считался воплощением бога, и в его честь возводили отдельный храм, чтобы после смерти он мог воссоединиться со своим небесным покровителем. Все постройки отвечают индуистским традициям. Ангкор-Ват построен в XII в. по приказу короля Сурьявармана II, «солнцеликого бога», и был посвящен самому Вишну, правителю мира. Планировка храмового комплекса отражает космологические воззрения древних кхмеров, основанные на традициях индуизма. Таким образом, сам Ангкор-Ват представляет собой монументальную модель Вселенной.

Храмовый комплекс Ангкор-Ват являлся духовным центром королевства кхмеров, и архитектура его центральной башни не только отражает принципы кхмерских культурных традиций, но и является образцом высокого искусства и мастерства древних зодчих.

Центр храмового комплекса, известный под названием Небесный Дворец, окружен рвом длиной около 200 м, символизирующим предвечное море, окружающее Землю.

Посередине рва стоит «Ват» — центральная башня, воплощающая мифическую гору Меру, центр всего мира, где обитают индуистские боги. Наследник солнцеликого бога, король-бог Сурьяварман II, изображен в виде грандиозной статуи бога Вишну на галерее над главным входом. Статуя наделена всеми регалиями небесного правителя и в то же время имеет лицо короля Сурьявармана II.

Самой запоминающейся чертой комплекса Ангкор-Ват считаются украшения и орнаменты, покрывающие все стены. Доминируют здесь изображения небесных танцовщиц, Аспарас и Деватас, символизирующих и дарующих все прелести райской жизни. Всего на стенах Ангкор-Вата обнаружено около 1500 изображений этих танцовщиц — все нагие до пояса, в длинных свободных юбках и с разнообразными прическами самого причудливого вида. Ни одна скульптура не повторяет другую, и каждая сама по себе является произведением искусства. Стены нижних ярусов каждой башни украшены барельефами. Фигуральные представления формируют непрерывные события, связанные с индуистской космологией. Общая длина украшенных барельефами стен — около 800 м, а площадь — 2000 м.

Украшения и орнаменты, покрывающие все стены Ангкор-Ват
Самой запоминающейся чертой комплекса Ангкор-Ват считаются украшения и орнаменты, покрывающие все стены. Доминируют здесь изображения небесных танцовщиц, Аспарас и Деватас

Также во многих башнях комплекса Ангкор-Ват встречается символическое изображение предвечного океана. Это одно из главных положений индуистской мифологии, утверждающей, что Земля всплыла, подобно куску масла в крынке с молоком. Иконография Ангкор-Вата отражает традиции древних кхмеров, считавших свой храм центром вечно меняющейся бесконечной Вселенной.

Доподлинно не известно, что же послужило причиной внезапного упадка Ангкора. Согласно легенде, один из императоров разгневался на сына жреца и приказал утопить его в озере. В ответ боги вывели воды Толенсапа из берегов и разрушили город. Историки считают наиболее достоверной версию, по которой в 1171 г. соседнее племя чамов напало на Ангкор и подвергло его разграблению. Сам по себе этот инцидент не мог погубить город, но после него царь Джайяварман VII перестал верить в защиту индуистских богов и вместе со своими приближёнными обратился к миролюбивому буддизму. Храмовый комплекс пополнился святилищами Будды. Но напавшие в 1431 г. тайцы, не встретив серьёзного сопротивления, легко захватили Ангкор. Потомки воинов и строителей бросили город на произвол судьбы, храмы пришли в запустение и постепенно были съедены джунглями. Сегодня остатки когда-то величественных сооружений представляют собой причудливый симбиоз человеческого творения и природы, мёртвых стен и прорастающих сквозь камень деревьев.

Как добраться

Прямых авиарейсов из Москвы в Камбоджу нет, поэтому лететь придется с пересадкой. Далее надо добраться до Пномпеня или Сиамриапа. Далее на машине или автобусе до Ангкор-Вата.

Когда лучше поехать

Оптимальное время для посещения Ангкор-Вата — осень-зима. А приехав в ноябре, вы еще застанете яркую тропическую растительность вокруг и увидите храмы, спрятанные в зеленых джунглях.

Многометровые барельефы

Многометровый барельеф
Многометровые барельефы воспроизводят сцены из индийской мифологии

Многометровые барельефы воспроизводят сцены из индийской мифологии, эротические сюжеты. На барельефах нет и намёка на военные неудачи кхмеров — напротив, они представлены отважными героями и победителями. Время пощадило эти прекрасные каменные картины, столь искусные, что они кажутся резьбой по дереву. Из них можно узнать, что кхмерские воины использовали в наземном бою слонов, а на море — корабли, украшенные головами фантастических животных. Очень натурально выглядят крокодилы, ждущие в воде свою добычу с раскрытыми пастями. Все военачальники изображены под зонтиками, защищающими их от солнца, — чем знатнее человек, тем больше над ним зонтиков.

Небесный дворец

Храм представляет собой сложную трехуровневую конструкцию, возведенную в строгом соответствии с геометрическими принципами. Венчают храм пять башен — одна в центре и четыре по краям. Центральная башня намного выше других, так как является атрибутом божественной власти над всем сущим.

Храм Ангкор-Ват представляет собой сложную трехуровневую конструкцию
Храм представляет собой сложную трехуровневую конструкцию, возведенную в строгом соответствии с геометрическими принципами

Можно представить себе, какое впечатление храм производил на современников, когда его крыша была украшена золотыми листами и барельефы тоже отделаны золотом. Впрочем, многие искусствоведы считают главным достоинством сооружения именно строгость линий, контрастирующую с пышным оформлением.

Даты

  • Ок. 889/890: Король Ясоварман I становится правителем государства, известного в наше время как Камбоджа, со столицей в городе Ясодхарапура.
  • 1002–1050: Правление короля Сурьявармана I.
  • 1113–1150: Король Сурьяварман II отдает приказ возвести в юго-восточной части столицы храм Ангкор-Ват.
  • 1177–1181: Ангкор осажден и захвачен тямами, вечными врагами королевства кхмеров.
  • Ок. 1200: Рядом отстроена «великая столица», Ангкор-Том.
  • 1353, 1393 и 1431: Королевский город Ангкор захвачен и уничтожен.
  • 1907: Во Франции учреждено общество «Сохранения Ангкора». Начало реставрационных работ.
  • 1992: Ангкор включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.



Поделиться ссылкой