Древние город Теночтитлан

Ацтеки — одно из племен чичимеков, кочевого народа северных земель (приблизительно — современная граница США и Мексики). Эти дикари жили в пещерах, добывая еду, в основном, охотой и рыболовством, что объясняется крайне низкой плодородностью их земель. Чичимеков можно сравнить с европейскими варварами. Ацтеки, как бы ни хотели избавиться от своего прошлого, все равно несли в своих генах природную жестокость, отличную приспособляемость к тяжелым условиям и врожденное военное мастерство. Как и другие чичимекские племена, они вышли из легендарных пещер Чикомостока, переселившись в Астлан («место цапель»), находящийся посреди огромного озера. Почему-то в русском языке закрепилось неверное произношение: по аналогии с Астланом правильно говорить «астеки».

Камень Солнца — знаменитый календарь ацтеков. Национальный музей антропологии, г. Мехико
Камень Солнца — знаменитый календарь ацтеков. Национальный музей антропологии, г. Мехико

Сами ацтеки, однако, очень не любили, когда их так называли, не желая вспоминать о своем неприятном прошлом. То ли их изгнали сородичи, то ли сами ацтеки бежали от плохой жизни — в любом случае, ведомые Уицилопочтли, ацтеки в 1168 г. начали путь в Мезоамерику. Упоминание бога Солнца не должно вводить в заблуждение. Согласно индейским традициям, переселяющееся племя брало с собой статуи верховного бога, чаще всего их несли на спинах жрецы. Любое знамение воспринималось как божественное послание, таким образом, получается, что Уицилопочтли действительно вел ацтеков.

Уйдя из Астлана с не самыми хорошими воспоминаниями, ацтеки решают именоваться теночками (в честь легендарного вождя — Теноча) или мешиками. Именно это название племени породило Мексику и мексиканцев. Дело в том, что на науатле «Mexhico» читается именно как «мешико». Нагло ворвавшиеся в Мезоамерику испанцы, скорее всего, переделали это наименование на свой лад.

Ряды камней чередуются с рядами черепов возле входа в Великий храм
Ряды камней чередуются с рядами черепов возле входа в Великий храм
Ацтекская роспись на вазе, найденной на развалинах Великого храма Теночтитлана
Ацтекская роспись на вазе, найденной на развалинах Великого храма Теночтитлана

Ацтеки долго не находили место, где могли бы осесть. Местные племена аколуа и тепанеков, занявшие Анауак — современную долину Мехико, хоть и были потомками их сородичей из Чикомостока, недолюбливали пришельцев, считая их «бедными родственниками». Долго на одном месте ацтекам оставаться не удавалось. Наконец, они пришли к берегам тогда огромного соленого озера Тешкоко (Тескоко и Текскоко — очередные неправильные произношения). Существует две версии основания Теночтитлана — будущей столицы ацтекской империи и самого крупного города в мире. Исторически наиболее верной видится следующая: на болотистый остров посреди соленого озера их сослали, втайне надеясь на то, что ацтеки вскоре погибнут от голода и больше не будут докучать своим присутствием. Но согласно ацтекским преданиям, вождь увидел во сне Уицилопочтли, сообщившего о том, что его народ должен обосноваться на острове, где «орел, сидящий на кактусе, держит в лапах змею» (сейчас этот символ располагается на флаге мексиканского государства).

На этом острове действительно было очень много змей, в связи с чем местные индейцы предпочитали не останавливаться на нем, но для неприкаянных ацтеков змеи — одно из привычных кушаний. Так, сами того не ведая, тепанеки и аколуа подарили ацтекам долгожданный дом. Мешики не забыли этого, создав впоследствии с этими племенами могущественный Тройственный союз.

Жадеитовая маска ацтеков. Британский музей
Жадеитовая маска ацтеков. Британский музей
Двуглавый змей Кецалькоатль. Дерево и бирюза. Британский музей
Двуглавый змей Кецалькоатль. Дерево и бирюза. Британский музей

Теночтитлан – величайший, богатейший и кровавый

В 1325 г. на острове основывается город (любопытно, что он единственный, построенный ацтеками), а в 1337 г. на севере у него появляется пригород — Тлателолько, где поселились отколовшиеся от племени мешики. Но сами ацтеки все еще остаются зависимым народом, тепанеки используют их в качестве военных наемников, платя правами на землю и природными ресурсами. Более 100 лет ацтеки пытались стать по-настоящему свободной нацией, и нет ничего удивительного в том, что, когда им это удалось, теночки собрали все кодексы и сожгли их, взамен создавая новые документы, превознося в них свою значимость в истории долины Анауак.

Во время службы Аскапосалько (столица тепанеков) ацтеки не теряли времени даром. Они старательно укрепляли город, развивали сельское хозяйство, роднились со знатью местных племен… Так, чтобы выращивать на болотистой местности пищу для племени, ацтеки устраивали чинампы — небольшие участки плодородной земли из ила и водорослей, с которых можно было собрать до семи урожаев в год. К городу последовательно подвели три дамбы, являвшиеся дорогами на берега долины: северную (в Тепейакак), южную (в Койоакан) и западную (в Чапультепек). Все дамбы-дороги упирались в мощные городские ворота. Исторические документы позволяют утверждать, что эти дамбы были весьма широкими, а на южной даже располагалось три поселения с несколькими десятками тысяч жителей, в основном занимавшихся добычей соли из озера. Чтобы обезопасить город от наводнений, ацтеки соорудили Истапалапанскую дамбу, удерживавшую воды Тешкоко с востока. Поскольку земля на острове была довольно зыбкой, все более-менее значительные строения возводились на сваях.

Статуя Коатликуэ, богини земли и смерти, матери Уицилопочтли. Национальный музей антропологии, г. Мехико
Статуя Коатликуэ, богини земли и смерти, матери Уицилопочтли. Национальный музей антропологии, г. Мехико

Подобно делению мира в индейской мифологии, Теночтитлан состоял из пяти частей. «Пупом» города был ритуальный центр, где находился Великий храм, Дворец тлатоани (правителя), а также прочие церемониальные постройки и дома некоторых знатных мешиков. Ритуальный центр окружал Коатепантли («змеиная стена»), за которой находились четыре квартала: Мойотлан, Астакалько, Теопан и Куэпопан. В них пре имущественно жили простые ацтеки, собиравшиеся в кланы либо по семейному, либо по ремесленному принципу. Все дома Теночтитлана были одно- или двухэтажными, за исключением жилищ знатных особ. Возле таких домов даже устраивались богатые сады, бассейны с необычными рыбами и иногда подобие зоопарков. В городе было много школ и других образовательных учреждений. Например, существовал тельпочкалли — школа для девочек, которых готовили в «сестры Уицилопочтли».

В каждом квартале был свой правитель и свой главный храм. Всего в Теночтитлане насчитывалось более 100 храмов, включая и особое помещение, в котором находились статуи богов всех покоренных городов. Перемещаться из квартала в квартал, от храма к храму зачастую приходилось по воде, так как Теночтитлан исполосовывали большие и малые каналы, вырытые для осушения острова. Пресная вода в город поступала по сложно устроенному водопроводу с холма Чапультепек.

Нынешнее состояние Тлателолько
Нынешнее состояние Тлателолько

В пригороде столицы Тлателолько располагался огромный рынок. Каждый товар перед продажей проверяли, а обманщиков жестоко наказывали. Денег у ацтеков, как и у всех других племен Мезоамерики, не было. Необходимый товар либо меняли на принесенные с собой вещи, либо использовали куски ткани в качестве платежного средства. Исходившие пол-Европы конкистадоры нигде не видели такого чистого и грамотно организованного рынка. Вероятно, вот она — еще одна причина испанской ярости, сметавшей целые города и народы, — черная, разъедающая сердца зависть.

У ацтеков была очень развита бумажная промышленность. В Теночтитлан свозилось огромное количество бумаги (амате), которая использовалась для написания кодексов и административных документов. Кодексы — сложенные гармошкой листы амате, на которых описывались и зарисовывались различные важные события. Амате делали из коры различных деревьев, главным образом из тутового дерева или из некоторых видов фикусов. Интересно, что процесс производства бумаги — больше ритуальный, чем бытовой. Отоми, немногие выжившие после конкисты племена индейцев, до сих пор предпочитают изготавливать бумагу для своих нужд по 500-летним, а не современным технологиям.

Страницы Бурбонского кодекса, на которых изображен календарь ацтеков. Национальный музей антропологии, г. Мехико
Страницы Бурбонского кодекса, на которых изображен календарь ацтеков. Национальный музей антропологии, г. Мехико

Дворец Ашайакатля (одного из тлатоани мешиков) был сокровищницей и храмом одновременно. Поселившиеся в этом здании конкистадоры однажды нашли заложенную дверь. Проломив проход, испанцы обнаружили несколько комнат, набитых сокровищами, затмившими им разум. Стоит отметить, что золото и серебро ценилось индейцами исключительно из-за своего блеска. Они верили, что золото — это экскременты Солнца, а серебро — Луны. Любые драгоценности применялись только в ритуальных целях, страшным грехом было любое другое использование даров природы.

В центре Теночтитлана находился пирамидальный Великий храм столицы ацтеков, высотой в 45 м, по уже давней традиции строившийся не сразу: он состоял из нескольких надетых друг на друга меньших храмов. Возведение его началось почти сразу после основания Теночтитлана.

Последние архитектурные изменения храм претерпел во второй половине XV в. Поговаривают, что во время открытия святыни после последней перестройки в течение трех дней принесли в жертву несколько десятков тысяч людей. Наверху Великого храма находились два святилища: Уицилопочтли (бога Солнца) и Тлалока (бога дождя) с двумя алтарями для человеческих жертвоприношений. Около алтаря стояла каменная статуя соответствующего бога. Интересно, что в храмах никогда не убирались (еще бы, это было равносильно воровству у богов). Можно представить, какая в святилищах стояла вонь от забродившей крови и тухлых человеческих сердец.

Рядом со входом в Великий храм располагался цомпантли в виде амфитеатра, где ряды камней чередовались с рядами черепов, обращенных наружу. Оканчивался цомпантли двумя башнями, сооруженными из тех же материалов. Венчали башни около 100 длинных шестов, между которыми висели нанизанные на веревку через виски черепа. Цомпантли возводились к особому празднику — Дню мертвых (1 ноября), который и сейчас отмечается в некоторых странах Латинской Америки.

Модель ритуального центра Теночтитлана, посередине на заднем плане — Великий храм
Модель ритуального центра Теночтитлана, посередине на заднем плане — Великий храм
Цомпантли на фоне современного Мехико
Цомпантли на фоне современного Мехико

Но все же не стоит преувеличивать кровожадность ацтеков. По начальным мифологическим воззрениям теночков, боги, создавая мир, принесли себя в жертву, благодаря этому появились Солнце, Луна и люди. Ацтеки в знак благодарности возвращали богам людей. Это уже потом появились дети Солнца и жуткие до холода Цветочные войны. Мешики считали себя детьми Солнца, что выражалось в особой миссии этого народа: подпитывать Солнце дымящейся несвернувшейся человеческой кровью, чтобы светило не переставало двигаться по небу. После заката Солнце (Уицилопочтли, Вислипусли или синий Тескатлипока) спускалось в подземный мир, где ожесточенно боролось с жителями преисподней, теряя много крови. Чтобы восполнить силы Солнца, и устраивались человеческие жертвоприношения. Для этого использовались только кровь и сердце, остальное либо отдавали животным, либо рассылали по частям в качестве подарков знатным людям покоренных городов. Черепа полировались и использовались в цомпантли.

Человеческие сердца и кровь, как предпочтительные жертвы богам, официально стали использоваться лишь при Ицкоатле, в 1428 г. Тогда же жертвоприношения становятся непременным атрибутом ритуальных празднеств. При этом каждый жертвуемый человек шел на это добровольно (за исключением пленников). Мешики почитали особой честью быть подаренными богам, таких людей считали избранными, счастливчиками, их посылали богам в качестве вестников. Для них слагалось множество песен: не только в честь идущих на смерть, но и чтобы поддержать их. При этом теночки осуждали любого, кто без причины срубит дерево или убьет животное, — в общем, нанесет какой-либо вред природе.

Маска Тескатлипоки. Британский музей
Маска Тескатлипоки. Британский музей
Куаушикалли — сосуд в виде ягуара для человеческой крови. Национальный музей антропологии, г. Мехико
Куаушикалли — сосуд в виде ягуара для человеческой крови. Национальный музей антропологии, г. Мехико

Цветочные войны устраивались между ацтеками и покоренными городами, в том числе и среди племен Тройственного союза. Целями этих военных походов были не захват новых территорий и не порабощение врагов. Они были прекрасной возможностью показать смелость и отвагу индейцев, не дать забыть боевые навыки, а также захватить пленников для будущих жертвоприношений. Чаще всего Цветочные войны проводились по обоюдному согласию сторон.

В 1520 г. великим тлатоани ацтеков становится 18-летний Куаутемок («падающий орел») — ныне народный герой Мексики. Ко времени прихода испанцев Теночтитлан вполне мог быть самым населенным городом мира. Он был и одним из самых неприступных: только почти год спустя испанской армии удалось захватить город, а ведь силы были явно не равны: ацтеки не знали ни огнестрельного оружия, ни доспехов, ни коней… К тому же конкистадорам с радостью помогали враждебные мешикам племена, в основном тлашкальтеки. Кортес клятвенно пообещал разделить с ними все захваченные земли и драгоценности. 13 августа 1521 г. Теночтитлан пал, Куаутемок попал в плен (его долго и мучительно пытали, чтобы выведать места захоронений сокровищ), великая ацтекская империя бесславно развалилась под натиском испанцев — ненасытимых ни кровью, ни драгоценностями, ни индейскими женщинами. Разумеется, своего слова Кортес не сдержал. Вместо этого после падения ацтеков он разорил и земли своих недавних союзников.

Заключение

В 1525 г. Куаутемока зверски и подло убили, а Теночтитлан окончательно разрушили. Здесь нашли свой конец летопись ацтеков и история всей Мезоамерики, насчитывающая несколько тысяч лет, а уничтоженная за пару десятков. На месте Теночтитлана испанцы основали новый город — Мехико. Озеро Тешкоко значительно осушили. Новый город стал разрастаться настолько быстрыми темпами, что вскоре стало невозможным восстановить хотя бы часть древнего Теночтитлана, некогда крупнейшего поселения мира. Да еще при строительстве некоторых зданий использовали материалы с развалин столицы ацтеков. Например, на возведение самого большого в Америке собора шли камни Великого храма. Возможно, строители брали и элементы лестницы, которая не высыхала от лившейся по ней человеческой крови.

Черепа Теночтитлана и католический крест
Черепа Теночтитлана и католический крест
Ауисотль, обезьяна-собака, живущая в соленых водах Тешкоко
Это грустное животное не кто иной, как Ауисотль, обезьяна-собака, живущая в соленых водах Тешкоко. Когда он плачет, приходят все, кто находятся рядом, и Ауисотль пожирает их. Национальный музей антропологии, г. Мехико
Ацтекский нож для ритуальных жертвоприношений. Британский музей
Ацтекский нож для ритуальных жертвоприношений. Британский музей

Многие открытия (как небольшие артефакты, маски, так и громоздкие статуи или постройки) носили случайный характер: их обнаружили во время сноса старых и сооружения новых домов, во время ремонтных работ и при строительстве метрополитена. Приблизительную модель Теночтитлана и все основные находки можно увидеть в Национальном музее антропологии Мехико.




Поделиться ссылкой