Древние города цивилизации инков

Разгоряченный покорением Кортесом Мезоамерики, Франсиско Писарро собрал экспедицию в инкскую империю, слухи о величии и богатстве которой доходили даже до индейцев Центральной Америки. К тому времени государство инков было одним из крупнейших на всем земном шаре, занимая огромную территорию. Она соответствует нынешним Перу, Эквадору и Боливии, к которым можно прибавить некоторые области Колумбии, Чили и Аргентины. При этом число жителей, по разным данным, варьировалось от 5 до 12 млн человек. Инкское название государства («Тауантинсуйу» на кечуа) означает «четыре объединенных региона», так как оно делилось на четыре части. Из столицы инков, города Куско, расходились четыре дороги, названные в честь провинций: Антисуйу, Чинчасуйу, Кунтисуйу, Кольясуйу.

Очередная испанская армия состояла… из 200 человек и 27 лошадей. По дороге к инкам войска Писарро, как и Кортеса, пополняются местным населением, жаждущим освободиться от владычества Тауантинсуйу. Не последнюю роль в успешном покорении инков сыграли и привезенные конкистадорами заморские болезни, к которым индейские организмы были совсем не готовы. Но главной причиной поражения считают затяжные междоусобицы, которые закончились буквально накануне прихода завоевателей. Борьбу за власть вели два брата, два претендента на трон — сыновья Уайны Капака: Уаскар и Атауальпа. Последний выиграл войну, но править ему пришлось совсем недолго, всего несколько месяцев…

Как добраться

До столицы Перу — Лимы — можно долететь авиаперевозчиками KLM и Iberia ($1700) или с остановкой в Нью-Йорке (Aeroflot и Continental Airlines, от $1200). Из-за немалых размеров и преград природного происхождения путешествие по Перу нельзя назвать легким. Железнодорожное сообщение ограничено и связывает только самые важные туристические маршруты, к тому же это не самый быстрый способ передвижения. Поэтому, если у вас мало времени и все в порядке с финансами, выбирайте воздушное сообщение ($70-120 в одну сторону в любом направлении). Мачу-Пикчу, Морай и Ольянтайтамбо легко посетить из города Куско, до которого удобно добраться из Лимы на самолете (от $150 в обе стороны). До Мачу-Пикчу можно доехать из Куско на поезде (от $50), до Морая — на такси (до $10 за путь в обе стороны) и до Ольянтайтамбо — на автобусе (около $5). К Кахамарке можно попасть из Лимы на автобусе или самолете (от $10/90 в одну сторону).

Только лучшее

Когда-то давно на месте нынешней Аргентины было море, на берегах которого и жили далекие-далекие предки известных всему миру инков. Там они занимались рыболовством и сельским хозяйством. Неизвестно, что сподвигло эти племена начать переселение, может быть, поднятие земли и уход прочь воды, связанные с природными катаклизмами, но через какое-то время их следы обнаруживаются в Боливии, на востоке Анд. Эти места кечуа-аймара стали называть Тукуман (или «Край земли»). Кечуа и аймара изначально родственные племена, что подтверждается их похожими друг на друга языками. Какое-то время оба народа жили вместе, вместе же они пришли в XII в. на берега озера Титикака и обосновались там. Здесь же было придумано террасное сельское хозяйство, одомашнены ламы и альпаки. Из-за неизвестных разногласий племена аймаров уходят в горы, а кечуа расселяются за рекой Апуримак.

Золотая маска инков, г. Лима
Золотая маска инков, г. Лима

Но существуют и предположения, что инки — потомки предшествовавших цивилизаций: Уари и Тиуанако (сами представители племени полагают, что корни императорского рода лежат в земле одноименного города). Первым вождем был Инка, чьим именем стал называться и сам народ. Однако инками считались лишь две группы индейцев: инки по крови (члены семьи правителя) и инки по привилегиям, получившие право так величаться за особые заслуги перед империей. Сами же правители Тауантинсуйу носили титул Сапа Инка («единственный Инка»). Их считали сыновьями Инти — верховного божества, поэтому все, к чему бы ни прикасался владыка, сжигалось.

Большинство своих знаний, как и ацтеки, инки унаследовали у предшествовавших или завоеванных народов, развивая и преумножая свои и чужие умения и богатства. Отношение инков к религии и образу жизни покоренных племен было терпимым. Жителям подчиненных Куско земель разрешалось поклоняться своим богам, но с одним условием: верховным божеством любого племени должен являться бог Солнца Инти. Все народы были обязаны выучить кечуа — язык Тауантинсуйу, жить по инкским законам и обычаям. Но при этом инки настаивали на том, чтобы завоеванные племена сохраняли свои национальные костюмы и занятия. Это связано не с чрезмерным миролюбием инков, а с тем, чтобы можно было легко отличить представителя одного племени от другого, сразу определив и его положение в обществе.

Инкское кипу. Национальный музей археологии, антропологии и истории, г. Лима
Инкское кипу. Национальный музей археологии, антропологии и истории, г. Лима

Каждая подчиненная область имела свой собственный цвет и определенную цифру, напрямую зависящую от степени удаленности провинции от столицы. Чем меньше была цифра, тем более высокое положение среди равных себе по статусу занимали подданные того или иного района. При помощи нитей велся учет податей и обозначались различные статистические данные. В каждом региональном центре были свои писцы, то есть счетоводы, или кипукамайоки, специалисты по кипу, узелковому письму. Такой вид отчетов был предельно точным и не позволял утаить даже полединицы золота, серебра или шкур.

В отличие от европейцев и большинства других народов, инки не особо желали воевать с другими племенами (несмотря на то, что в XV–XVI вв. инкская армия была, безусловно, сильнейшей на континенте), трижды высылая приглашения о добровольном присоединении к империи. И только если враждебное племя не соглашалось, начиналась война.

Всю империю инков пронизывала сеть великолепно устроенных дорог, длина которых в общей сложности достигает 40 тыс. км. Сделали это не только для того, чтобы можно было быстро добраться в подчиненные области, но и для легкого обмена знаниями, культурой и опытом между провинциями. Дороги устраивались самым тщательным образом: если путь пролегал через горы, на склонах выдалбливали ступеньки, если дорога шла вдоль побережья, ее защищали с обеих сторон стенами от песка, ветра и солнца, а в низменной местности делались насыпи. Возводимые каменные мосты и перекидываемые канатные приравнивались к священным объектам: смерть ждала того, кто испортит сооружение. По мнению конкистадоров, инкские законы были едва ли не самыми строгими и лучшими в мире. За многие преступления, даже мелкие, полагалась смертная казнь, что позволило практически полностью искоренить многие виды правонарушений.

Прекрасно обустроенная дорога инков
Прекрасно обустроенная дорога инков
Инкская стена в Куско
Инкская стена в Куско

На совесть в Тауаунтинсуйу сооружалось все. Строения возводились без использования какого-либо раствора, огромные каменные блоки неправильной формы настолько плотно подгонялись друг к другу, что между ними невозможно было просунуть даже лезвие ножа. Это обеспечивало инкским постройкам невероятную устойчивость.

Как и у ацтеков, у инков вдоль главных дорог империи находились склады и постоялые дворы, где армия могла пополнить запасы оружия и провизии, а обычные путники — отдохнуть и провести ночь. В некоторых местах, например в долинах Хакихагуана и Чиму, были даже Дома наслаждений для развлечения останавливавшейся здесь знати. Кроме того, строго на определенном расстоянии друг от друга (около 3 км) располагались так называемые почтовые станции, что позволяло быстро узнавать о беспорядках, сообщать о новых законах и т. д.

Любопытно, что инки, в отличие от мезоамериканских цивилизаций, не занимались торговлей. Этому занятию препятствовало деспотичное правление: собираемые в обилии подати не давали возможности инкским мастерам обменивать свои товары.

Кахамарка – город одной комнаты

Поселение было основано 3 тыс. лет назад, а в середине XV в. завоевано инками, став одним из центров по обработке драгоценных металлов и камней, поэтому здесь жило много ремесленников. Но до наших дней дожила только одна инкская постройка, да и та с каждым годом все сильнее разрушается под воздействием ветра, дождя и плесени (впрочем, в Кахамарке можно увидеть и некоторые памятники доинкских времен города).

Окна Отуско: место упокоения вождей доинкской культуры Кахамарка
Окна Отуско: место упокоения вождей доинкской культуры Кахамарка

Единственное сохранившееся здание Кахамарки привлекает немало туристов со всего мира. Это не дворец, не крепость и не золотой храм. Внешне сооружение ничем не примечательно: обычное жилище инков, каких много и в других городах. Высота — 2,5 м, длина — почти 7 м, ширина — 5 м. Построено из вулканического камня, стены слегка наклонены. Что же вызывает неуемный интерес путешественников? Что заставляет несколько десятков тысяч туристов ежегодно прибывать в Кахамарку?

Эта небольшая постройка называется Комнатой выкупа. Писарро быстро сообразил, что без своего вождя инки представляют гораздо меньшую опасность, и летом 1533 г. обманом выманил правителя из столицы в Кахамарку. Сам Атауальпа понимал это не хуже главаря конкистадоров, поэтому предложил в обмен на свою свободу наполнить комнату, где его держали закованного в цепях, до потолка золотом. Захваченный врасплох Франсиско Писарро ничего не ответил, тогда Сапа Инка, неверно растолковавший молчание иноземца, пообещал дважды наполнить соседнее помещение серебром.

Комната выкупа Атауальпы
Комната выкупа Атауальпы, буквально до потолка набитая золотом

До сих пор полученные испанцами сокровища считаются самой крупной добычей. Количество драгоценностей было настолько огромно, что одна переплавка их в слитки заняла целый месяц! По подсчетам историков, вес сокровищ составлял около 6 тыс. кг. Однако, несмотря на полученные «отступные», Писарро спустя месяц жестоко казнил Атауальпу при помощи гарроты. Таким образом, Кахамарка интересна еще и тем, что отсюда тянется кровавая нить из испанского клубка алчности, один кончик которой держал Писарро в руках, а другой, до времени скрывавшийся внутри, привел к краху некогда одной из крупнейших империй мира.

Согласно испанским источникам, инки каждый год добывали 170 т золота и 600 т серебра. Разумеется, эти данные выглядят чрезмерно завышенными, но не верить испанцам нет оснований. Основные центры по изготовлению драгоценностей находились в таких городах, как, Вилькас, Латакунга, Кито, Кахамарка, Париа, Атункан и некоторых других. Золото использовалось, в основном, для покрытия внутренней и внешней сторон стен храмов Солнца и изготовления статуй. Происходило это в особых литейных домах. Кроме золота и серебра инкам были известны бронза, медь и платина.

Золотые фигурки инков. Музей Думбартон-Оукс, г. Джорджтаун
Золотые фигурки инков. Музей Думбартон-Оукс, г. Джорджтаун
Фрагмент золотой стены Храма Солнца в Нуско
Фрагмент золотой стены Храма Солнца в Нуско

По иронии судьбы, инкское золото воевало на стороне индейцев. Привезенные в Испанию несметные сокровища мало того что вызвали инфляцию во всей Европе, так еще были потрачены на оплату долгов испанского королевства и на войны — мягко говоря, не самые благородные расходы.

Куско – город-лама, или Пуп земли

На карте инкский Куско напоминает ламу, а само название города в переводе с кечуа означает «пуп земли». Люди появились здесь, как и в Кахамарке, 3 тыс. лет назад, но, согласно инкским легендам, город основал первый вождь инков, Манко Капаком, приведший свой народ с берегов Титикаки на эту территорию на рубеже XII–XIII вв. Он искал место, где его посох из золота мягко вой дет в землю, и нашел его в селении одного из местных андских племен, на высоте почти 3,5 тыс. м над уровнем моря. Чтобы захватить эту землю, было необходимо изгнать или убить сопротивлявшихся индейцев с их земель, что с успехом выполнили.

Солнечный памятник Атауальпе в Нуско
Солнечный памятник Атауальпе в Нуско

Постепенно город начинает разрастаться, возвеличиваясь вместе с инкским государством. Вскоре после того, как появляется Тауантинсуйу, столица делится на четыре квартала, обнесенных стенами, согласно устройству самой империи. Каждый правитель провинции инков должен был хотя бы какую-то часть года жить в районе, соответствовавшем его землям. Инкские законы обязывали его там же построить дом. Этим традициям подчинялся и Сапа Инка, вступавший на престол. По закону, одному из сыновей умершего правителя доставалась в наследство империя, а земли, где жил его отец, — остальным членам семьи. Таким образом, новый верховный Инка должен был завоевать новые территории, чтобы в городе возник очередной район, где он сможет построить себе дом.

В Куско сохранилось достаточно много достопримечательностей времен Тауантинсуйу, но всех их в той или иной степени разрушили конкистадоры, а на их развалинах возвели новые здания. Куско из-под сооружений испанской конкисты может показать туристам Кориканчу (Золотой храм) или Интиканчу (Храм Солнца), многочисленные дворцы правителей империи, Дом девственниц Солнца и ткацкую мастерскую. В столице найдено много мумий Великих Инков, которых ритуально хоронили в склепах. Также изготавливались каменные статуи умерших императоров, которые брали с собой в военные походы и на торжественные церемонии.

Инкский коридор из окон в соборе Санто-Доминго
Инкский коридор из окон в соборе Санто-Доминго
Типичная улочка Куско
Индейские стены и испанские дома — типичная улочка Куско
Кориканча, или собор Санто-Доминго
Кориканча, или собор Санто-Доминго: здесь отчетливо видны инкские и испанские стены

Кориканча серьезно повредили испанцы, впоследствии, в конце XVII в., на его руинах построили собор Санто-Доминго. Но природа решила воевать на стороне инков, и уже в середине прошлого века из-за землетрясения обнажились некоторые древние стены храма, из которого в том числе собирали драгоценности для выкупа Атауальпы.

В Домах девственниц Солнца содержались многочисленные наложницы для правителя. Однако, согласно традициям, Великий Инка мог иметь лишь одну законную жену, являвшуюся по совместительству его сестрой. Только дети от законного брака могли наследовать Тауантинсуйу, сыновья и дочери Великого Инки от девственниц Солнца почитались как члены императорской семьи, но не имели права на престол.

Морай – город колодцев

Главная достопримечательность Морая, расположенного в 50 км от Куско, — сельскохозяйственные террасы инков, устроенные наподобие амфитеатров. Они позволяют достигать существенной разницы в температурах, что лишний раз доказывает высокое развитие инков и разрушает до основания доводы немногочисленных голосов, оправдывающих конкисту: инки (равно как многие другие племена индейцев) и до прихода европейцев были вполне цивилизованным и образованным народом, насколько это было возможно в тех условиях.

Каменные террасы инков
Каменные террасы инков: вид сверху особенно впечатляет (при помощи подобных сооружений инки добивались существенного понижения температуры на дне колодца)
Лестницы
Чтобы с каждого уровня террас можно было легко добраться до другого, инки строили лестницы

Самая большая морайская терраса достигает глубины в 13 м, а температура в нижней части этого колодца меньше температуры на поверхности на 15 градусов. Остается добавить, что к посевам сложнейшим образом подвели воду. Подобные системы ирригации найдены во многих городах инков. Вообще, сельскохозяйственные угодья в Тауантинсуйу были представлены в основном именно террасами.

Ольянтайтамбо – неприступная крепость

Говорят, что испанский отряд под предводительством самого Эрнандо Писарро, брата Франсиско Писарро, составленный из лучших солдат и лошадей, не смог даже приблизиться к подножию одной-единственной лестницы, ведшей к крепости Ольянтайтамбо. Стоило только кому-либо из войска сделать такую попытку, как на него сыпались стрелы, сверху летели камни и стреляли захваченные у конкистадоров аркебузы. Когда же, наконец, Эрнандо пришел в себя и начал готовить масштабное наступление, индейцы поразили его еще одной хитростью. Они давно вырыли каналы, по которым можно было изменить направление реки, что и приказал сделать Манко Инка Юпанка, ставший Великим Инкой после казни Атауальпы, вынужденный бежать из Куско и укрывшийся в неприступном Ольянтайтамбо. Находящийся на дне долины город начало затоплять, испанцы стали вязнуть в размокшей земле и не смогли больше продолжать видимость борьбы.

Увы, Манко ушел из Ольянтайтамбо, решив, что, раз его убежище раскрыто (к тому же, по слухам, к испанцам прибывает вымоленная Писарро подмога), оставаться в этой долине больше не имеет смысла. Путь его лежал на север, в другую крепость, Куэлап, которая находилась в непроходимом районе и была гораздо мощнее Ольянтайтамбо. Современный читатель может попытаться представить всю мощь Куэлапа: по подсчетам историков, строительного материала на создание этой крепости ушло больше, чем на возведение Великой пирамиды в Гизе. Но добраться до Куэлапа Манко было не суждено…

Дорога в Ольянтайтамбо
Дорога в Ольянтайтамбо
Крепость
Крепость буквально стеной встала на защиту города

Крепость в Ольянтайтамбо как будто бы прислонилась к скале, защищая ее, в том числе и от набегов вездесущих недоброжелателей Тауантинсуйу. Высота стен одной из немногочисленных сохранившихся инкских крепостей в пять раз выше человеческого роста, а через равные расстояния расположены башни, средоточие воинов. К крепости снизу поднимаются 17 ступеней сельскохозяйственных террас, служивших источником пищи не только для горожан, но и для находившихся при осаде в крепости воинов. Эти террасы издалека сильно напоминают гигантскую лестницу для мистических исполинов, тайных защитников города…

Еще одна достопримечательность так называемого Храмового холма, где находится крепость, — Храм Солнца. Эта постройка так и осталась неоконченной, о чем красноречиво говорят разбросанные в округе камни красного порфира (не уступающие граниту в прочности и сложности в обработке). По всей видимости, завершить этот храм помешала междоусобная война между Уаскаром и Атауальпой. Другие достойные внимания сооружения на Храмовом холме — это несколько ритуальных фонтанов, также неоконченные ворота, кресло необычного вида, Дом десяти ниш и несколько необычных двухэтажных зданий. Сам город, располагающийся под крепостью, надежно укрылся за широкой спиной этого удивительного, непохожего на типичные инкские постройки здания.

Сельскохозяйственные террасы
Это не лестница для великанов, а всего лишь сельскохозяйственные террасы
Церемониальный фонтан инков до сих пор действует
Церемониальный фонтан инков до сих пор действует

При инках Ольянтайтамбо рассекался на части сетью улиц: от четырех параллельных отходили в стороны семь более мелких. В центре города находилась площадь, ныне застроенная зданиями испанского периода. Однако, несмотря на конкисту, Ольянтайтамбо — редкий инкский город, в котором не только до сих пор живут люди, но также некоторые дома и улицы которого носят индейские названия.

Как и большинство других поселений Тауантинсуйу, Ольянтайтамбо не является исконно инкским. До сих пор точно неизвестно, кто воздвиг этот город, и дата основания затеряна в веках. Установлено лишь, что появившиеся на этой территории инки во главе со своим вождем Пачакути разрушили до основания старое поселение и построили на его месте новое. Согласно инкским традициям, город с прилегающими территориями был императорским владением захватившего его Сапа Инки. Эта местность после смерти владельца не передавалась по наследству, а входила в состав империи.

Прослеживается удивительно четкое разделение построек города по стилям: на севере здания возводились из необработанных камней, на юге сооружались более тщательно — камни обрабатывались таким образом, чтобы не отличаться друг от друга и чтобы при кладке между отдельными элементами здания не было заметных щелей. Можно предположить, что южные районы воздвигнуты значительно позже, когда технологии строительства были усовершенствованы.

Жилая улочка в Ольянтайтамбо
Жилая улочка в Ольянтайтамбо
Некоторые участки крепости сильно напоминают доты времен Великой Отечественной войны...
Некоторые участки крепости сильно напоминают доты времен Великой Отечественной войны...

Камни для возведения Ольянтайтамбо доставлялись из находящихся поблизости (в 5 км) каменоломен, из ущелья у реки Урубамба. Когда-то к городу буквально стекалось множество дорог и тропинок, по которым волоком перетаскивали материал.

На склонах гор, обнимающих инкский город, можно увидеть еще одни удивительные постройки — зернохранилища. Они примечательны тем, что возведены именно в том месте, где природные условия позволяют долго сберегать зерно. Кроме того, в каждом зернохранилище был устроен правильный воздухообмен, что помогало хранить урожай. Зерно засыпалось и высыпалось строго из определенных окон, расположенных, соответственно, друг напротив друга: одно — к горам, другое — к городу.

Зернохранилища
Для хранения зерна инки выбрали идеальное место с наилучшими условиями
Лестница в Ольянтайтамбо
Лестница в Ольянтайтамбо
Высеченное инками лицо — вышестоящий страж Ольянтайтамбо
Высеченное инками лицо — вышестоящий страж Ольянтайтамбо

…А на склоне одной из близстоящих гор изображено лицо, наблюдающее за всем происходящим внизу. Оно находится выше города, выше зернохранилищ, выше крепости, и непонятно, как на этой высоте инки, ничего не знавшие о скалолазном оборудовании, могли сотворить такой шедевр. Поневоле вспоминается огромная лестница-терраса, ведущая к крепости Ольянтайтамбо, как будто бы до сих пор хранящая следы ног неведомого гиганта…

Мачу-Пикчу – затерянное чудо света

При переводе с кечуа на русский название этого города звучит как «старая вершина». Как и многие другие поселения инков, Мачу-Пикчу находится в горах, на высоте 2,5 тыс. м над уровнем моря. Поражают невероятные усилия, затраченные инкскими мастерами, чтобы возвести резиденцию правителя в таком труднодоступном районе. Один факт того, что за половину тысячелетия Мачу-Пикчу так и не смыло со склонов Анд, достоин восхищения.

Каменные террасы Мачу-Пикчу
Каменные террасы Мачу-Пикчу создают дополнительную защиту от разрушений

Важная особенность нового чуда света (каким этот город официально признали в 2007 г.) — то, что он основан сравнительно недавно, в 40-х гг. XV в. Повелел сделать это один из великих правителей империи инков, Пачакутек, и изначально новый город планировался в качестве священного убежища в горах. По некоторым данным, правитель перебирался сюда на зиму, поэтому в городе должно было быть все, что только может понадобиться верховной особе: храмы, алтари, сельскохозяйственные террасы, дворцы и дома обычных жителей, прислуживавших Инке, — всего около 200 построек.

Мачу-Пикчу никогда не был большим или густонаселенным городом, однако конкистадоры не добрались до него, поэтому он не подвергся серьезным разрушениям, как, например, столица инков. Именно это обстоятельство выгодно отличает его от многих других поселений империи. И спустя ровно столетие после обнаружения Мачу-Пикчу предстает перед нами практически в первозданном виде, особенно если не учитывать 550 лет, что прошли после его основания. Кажется, что за очередным поворотом узкой улочки покажется индейская женщина, идущая собирать урожай, у чаканы Храма трех окон появится задумчивый великий Инка, а каменные террасы зашепчут о чем-то молодыми посевами.

Восьмое чудо света
Вот оно — восьмое чудо света

Удивляет строгий план возведения города: у каждого квартала существовало свое строгое предназначение. Так, на юго-востоке располагаются дворцовые постройки, возведенные с особой тщательностью, на западе — ритуальный центр с Главным храмом и алтарем, а на противоположной стороне находится жилой квартал.

В ритуальной части города расположен Храм Солнца, названный так только из-за внешнего сходства с Кориканчей в Куско; на самом деле достоверно неизвестно, каково было предназначение этого здания. Уверенно можно сказать лишь о том, что это какое-то ритуальное сооружение. Вероятно, эта похожая на башню постройка была по совместительству и наблюдательным пунктом. Храм Солнца строили вокруг скалы, которую затем превратили в алтарь. Под храмом скрывается грот.

Храм Солнца
Храм Солнца, являвшийся, возможно, одновременно обсерваторией и смотровой башней
Один из кварталов Мачу-Пикчу
Один из кварталов Мачу-Пикчу

Недалеко от Храма Солнца раскинулась знаменитая чакана инков. Располагается она на территории Храма трех окон, одного из самых примечательных строений Мачу-Пикчу. Этот храм получил свое название из-за трех трапециевидных окон, обращенных к восходящему Солнцу. Слева и справа по стене храма находятся такие же по размерам, но слепые окна. Вполне возможно, они служили нишами для хранения ритуальных предметов.

От Священной площади, расположенной в центре ритуального квартала Мачу-Пикчу, начинается лестница, уводящая ввысь, мимо террас, на вершину горы, где хранится еще одна реликвия инков — интиуатана, вырубленный в скале камень, к которому привязывали Солнце в день зимнего солнцестояния.

Стена Храма трех окон
Стена Храма трех окон
Интиуатана — «место, где привязано Солнце»
Интиуатана — «место, где привязано Солнце»

В праздники сюда приносили фигуры божеств, сам камень осыпали цветами и травами, здесь молились и пели песни. Стоит заметить, что инкская культура была очень музыкальной, индейцы использовали многочисленные духовые и ударные инструменты.

Любителям острых ощущений и необычных путешествий можно посоветовать добираться в Мачу-Пикчу пешим ходом, по той самой дороге, по которой из столицы и в обратном направлении 500 лет назад двигались сами инки. Эта тропа удивительным образом сохранилась до сих пор, даже в сезон дождей путь по ней нисколько не затруднен.

Заключение

Существует легенда, согласно которой в Пайтити (или Паресисе) ушедшие с завоеванных земель инки спрятали часть сокровищ, не доставшихся испанцам (по слухам, другая часть до сих пор лежит на дне озер). В этом городе (название его можно перевести примерно как «такой же»; это означало, что инки пытались создать новую столицу, такую же, как разграбленный Куско) из золота было буквально все: дома, дороги, статуи… Местонахождение новой столицы не установлено до сих пор, существует только малообещающая версия, располагающая Пайтити у восточных границ Тауантинсуйу. На протяжении нескольких столетий потомки инков безбедно жили в Пайтити, что подтверждают многочисленные письменные источники. Но уже в XIX в. сведений о золотом городе, своеобразном эквиваленте Эльдорадо муисков, становится все меньше и меньше. Хотя и по сей день существует немало авантюристов, готовых пожертвовать всем, лишь бы найти солнечные сокровища.

Дорога из Куско в Мачу-Пикчу
Этой дороге из Куско в Мачу-Пикчу уже более 500 лет



Поделиться ссылкой