Небольшой городок Плёс с населением чуть менее 2 тысяч человек расположился на правобережных холмах Волги в 69 км от Иваново. Сегодня это один из главных туристических центров Ивановской области.
Первое упоминание о Плёсе было найдено в Новгородской летописи за 1141 год. Существование поселения в это время подтверждается и материалами археологических исследований. Интересно, что уже в то время Плёс имел внушительные размеры, протянувшись торгово-ремесленным посадом вдоль берега Волги на два километра. При этом была застроена не только первая, но и вторая береговая линии.
Изначальная плёсская крепость была сожжена в 1238 году татаромонгольскими отрядами. Во второй раз она была отстроена после нападения на Москву в 1408 году золотоордынского хана Едигея. С целью предотвращения дальнейшей угрозы великий князь Василий Дмитриевич, сын Дмитрия Донского, решает построить на Волге, на подступах к Костроме, опорный пункт. Так в 1410 году здесь появляется вторая крепость.
В 1609 году город был захвачен отрядами польских интервентов. Вероятно, крепость к тому моменту уже утратила свое значение в силу ветхости построек и с тех пор больше не восстанавливалась. Был город и сборным пунктом для нижегородского ополчения, которое под предводительством Минина и Пожарского направлялось на освобождение Москвы.
В XVII в. начинается развитие Плёса как торгового города-порта. Сюда с низовьев Волги привозили на баржах зерно, перемалывали его на местных мельницах и продавали муку в Иванове и Шуе. А отсюда по Волге отправляли собранное с окрестностей домотканое полотно.
В 1778 году Плёс становится уездным центром, получает свой герб с изображением речного плёса и кормы галеры. В это время большое развитие здесь получают кустарные промыслы: кузнечное, портновское, сапожное дело, ткачество, резьба по дереву и металлу. Кроме того, Плёс был известен и своими ювелирами, чья работа оказала большое влияние на формирование соседних ювелирных центров в селах Красное и Сидоровское.
После запуска в 1871 году железной дороги по линии Иваново-Вознесенск (совр. Иваново) — Кинешма отправка хлеба гужевым транспортом стала невыгодной. Это затормаживает дальнейшее развитие города и даже приводит к уменьшению численности его населения за счет оттока людей, обслуживающих хлебную торговлю. Деловая жизнь города угасает.
Но в это время город словно открывается с новой стороны: проплывая на пароходах по Волге, тысячи людей имели возможность любоваться его неповторимыми красотами. Живописно расположившийся на приволжских холмах, Плёс представляет собой настоящий памятник русской природы. Не удивительно, что с XIX века город становится популярной летней мастерской для художников, а также местом отдыха для представителей столичной и губернской интеллигенции. Здесь творили художники А. Степанов, В. Бакшеев, М. Аладжалов, А. Корин, В. Переплетчиков, приезжал на отдых великий русский певец Ф. Шаляпин. Пожалуй, самым известным ценителем местных красот был художник Исаак Ильич Левитан, создавший здесь почти двести картин и этюдов.
После революции 1917 года Плёс получает неофициальный статус курортного городка. Здесь расположились дома отдыха, санаторий, турбаза. А после включения города в расширенный маршрут Золотого кольца слава о нем как о чарующем уголке с неповторимой русской природой и атмосферой старинного города разнеслась далеко за пределами России.
В 1980 году было принято решение об организации Плёсского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, главная цель которого — обеспечить охрану памятников истории и культуры, природного ландшафта города Плёса и прилегающих к нему территорий. Сюда входят, в частности, три музея: музей Левитана, Музей пейзажа, Музей истории Плёса.
Прогулку по Плёсу лучше начинать от набережной Волги, где расположилось достаточное количество местных достопримечательностей. Знакомство с городом мы с вами начнем с дома-музея И.И. Левитана, одного из наиболее популярных плёсских музеев.
На той же улице в старинном купеческом особняке конца XVIII века, принадлежавшем купцам Грошеву и Подгорнову, располагается Музей пейзажа. Само здание примечательно не только свой архитектурой в стиле классицизма, но и тем, что было изображено Левитаном на картине «Вечер. Золотой Плёс» (1889 г.).
Покинем на время набережную и поднимемся к церкви Варвары Великомученицы (ул. Урицкого, 22), построенной в 1821 году на месте деревянного Варваринского храма. Церковь играет важную роль в формировании панорамы Плёса и представляет собой скромный провинциальный храм в стиле зрелого классицизма, композиционно близкий к традициям XVII в. Двусветный четверик с четырехскатной кровлей завершен пятью главками с перехватами на фигурных граненых барабанах. Суженный, сильно выдвинутый алтарь (его кровля раньше была более высокой) и растянутая по поперечной оси трапезная с двускатной кровлей и маленькими главками над приделами значительно понижены. Рядом расположена пышная трехъярусная колокольня. Во внутреннем убранстве храма сохранились клеевые росписи на евангельские темы: «Воскресение», «Несение креста», «Положение во гроб», «Пригвождение к кресту». Картины жизни Христа обрамлены орнаментом с элементами барокко. Силуэт Варваринской церкви запечатлен на одной из самых известных картин Саврасова — «Золотой Плёс».
От Варваринской церкви поднимемся по деревянной лестнице на гору Левитана — один из семи холмов, на которых расположен город. Когда-то здесь располагался деревянный Петропавловский храм, вид которого привлек внимание проплывавшего по Волге Исаака Левитана. Эта церковь была изображена им на полотнах «Деревянная церковь в Плёсе при последних лучах солнца», «Внутри Петропавловской церкви в Плёсе на Волге», а также на знаменитой картине «Над вечным покоем». К сожалению, полюбившаяся Левитану деревянная церковь Петра и Павла сгорела в 1903 году. А на ее место в 1982 году поставили похожую Воскресенскую церковь, привезенную из села Билюково Ильинского района, которая стоит и поныне. Не делая разницы между двумя храмами, гости Плёса часто называют ее «церковь «Над вечным покоем».
С горы хорошо просматривается небольшая часовня Николая Чудотворца, построенная в 1892 году. Она представляет собой классическую восьмигранную часовню с шатровым завершением и узорчатыми стенами.
Спустившись с горы Левитана, отправимся за реку Шехонку через небольшой мост. Далее пройдем по улице Спуск Горы Свободы, где расположились два необычных музея. Первый — парк-музей под открытым небом Музейный центр археолога Павла Травкина. Он представляет собой реконструированную на основе археологических данных плёсскую посадскую усадьбу начала XIII века. Здесь вы сможете, если не совершить путешествие в прошлое, то хотя бы приблизиться к пониманию того, как жили люди в далекую от нас эпоху. А поможет вам в этом историк, кандидат наук и по-настоящему увлеченный своим делом человек Павел Травкин.
Адрес: ул. Спуск Горы Свободы, 1а; тел. 8 906 514 43 45; сайт: travkin-museum.ru.
Рядом расположился музей «Русская изба», знакомящий с традиционным бытом русской крестьянской семьи. Местными мастерами здесь воссоздан интерьер типичного плёсского жилища конца XIX — начала XX века. Точность исполнения такова, что у посетителей создается впечатление, что они перенеслись на сто лет назад.
Ознакомившись с музеями, поднимемся на Соборную гору, территорию бывшей плёсской крепости. Название свое она получила от расположенного здесь собора Успения пресвятой Богородицы. Успенский собор был построен на территории крепости в 1699 году на месте сгоревшего в 1695 году деревянного храма. Храм достаточно прост и красив, композиционно представляет собой восьмерик на четверике с изящной, пышно украшенной шатровой колокольней, пристроенной на рубеже XVIII-XIX веков. Завершает восьмерик одна главка. В 1828 году с северо-востока от Успенского собора был построен большой «летний» Казанский собор, а Успенский стал «зимним». Средства на строительство пожертвовал плёсский мещанин В. Шишкин. Во второй половине XIX века соборный комплекс был обнесен кирпичной оградой. В советское время Казанский собор и ограда были разрушены. О целостной архитектуре комплекса Соборной горы мы теперь можем судить только по картине Исаака Левитана «Тихая обитель», сохранившей изображение обоих храмов.
Рядом находится здание Присутственных мест, построенное в конце XVIII века. В конце XIX века здесь находилась городская управа, а также Высшее начальное училище, а в подвалах хранился городской архив. Возле здания в 1910 году, в год празднования 500-летия Плёса, был поставлен монумент Василию I, основателю города.
Проследуем на Троицкую площадь для осмотра комплекса Троицкой и Введенской церквей.
Деревянная церковь Троицы Живоначальной значится на этом месте с 1628 года. В 1808 году храм отстроен в камне в стиле барокко. Его двухъярусный высокий четверик увенчан пятью луковичными главками на граненых постаментах. Все его стены богато украшены наличниками, карнизами, фризами барочного стиля. Рядом пристроена соединенная с трапезной трехъярусная колокольня, словно устремляющаяся ввысь. Ее луковичная чешуйчатая главка на четырехгранном барабане повторяет церковные купола.
Церковь Введения Пресвятой Богородицы во Храм (Введенская, «зимняя»; ул. Корнилова, 7) была построена в 1828 году на месте прежней деревянной. Это достаточно приземистый храм в стиле позднего классицизма, увенчанный широким куполом, фасад его украшен высокими портиками тосканского ордера. К храму примыкает длинная низкая трапезная.
Отсюда при желании и наличии времени можно выйти к Горбуновской больнице (ул. Карла Маркса, 4), построенной в 1898 году фабрикантом и благотворителем Григорием Клементьевичем Горбуновым в память о его умершем сыне.
По пути к берегу Волги нам встретится Воскресенская часовня (Михаила Архангела), которая строилась в деревне Антоново в 1825 году. После реставрации в 1980 году этот небольшой клетский храм был перевезен в Плёс и установлен на возвышении рядом с собором Воскресения Господня. Эта небольшая церковь, больше похожая на обычную жилую избу, является ценным памятником деревянного зодчества. Здесь размещается выставочный зал плёсского музея. Часовня, увенчанная одной главкой и высокой кровлей, гармонично перекликается с архитектурой церкви Воскресения Христова. Храм был построен здесь в 1817 году в память о победе России в Отечественной войне 1812 года. Двухъярусный высокий четверик церкви с четырехскатной кровлей завершен пятью небольшими луковичными главками с чешуйчатым покрытием на широко расставленных граненых барабанах (центральный барабан — световой). Боковые фасады украшены портиками с двумя парами тосканских колонн и фронтонами. Храм имеет небольшую полукруглую апсиду и трапезную с двускатной кровлей. Дополняет ансамбль стройная трехъярусная колокольня, завершенная вытянутым граненым куполом и маленькой главкой на стройном барабане. В 1962 году храм был перестроен под картинную галерею, его интерьер не сохранился.
Завершим наш маршрут на волжской набережной, где сохранились прекрасные образцы гражданской архитектуры.
Музей расположился в доме, принадлежавшем до революции купцу Солодовникову. Здесь художник жил и работал летом 1888–1889 годов вместе со своими друзьями-художниками Алексеем Степановичем Степановым и Софьей Петровной Кувшинниковой. Путешествуя по Волге в поисках лучших видов для работы, Левитан неожиданно для себя открывает красоты маленького провинциального городка, вдохновившего его на всемирно известные полотна. «Вечер. Золотой Плес», «Тихая обитель», «Над вечным покоем», «Березовая роща» — эти и многие другие шедевры пейзажной живописи созданы именно здесь, в этом доме. Сегодня в музее открыты два экспозиционных зала: один посвящен биографии и творческому пути художника, во втором представлены его подлинные работы, а также работы его друзей А. Степанова и С. Кувшинниковой. На верхнем этаже находятся комнаты, в которых проживал Левитан с друзьями.
В 1974 году рядом с музеем был установлен памятник художнику работы скульптора Николая Дыдыкина.
Адрес: ул. Луначарского, 4/1; тел. 8 493 394 37 82; время работы: с 10:00 до 18:00, пн. — выходной.
Музей открыт 14 ноября 1997 года как единственный в России музей, представляющий историю развития русской пейзажной живописи. Основу его экспозиции, построенной по хронологическому принципу, составляют подлинные произведения русской пейзажной живописи конца XIX — начала XX вв. Здесь представлены работы известнейших художников, в том числе И.И. Шишкина, А.К. Саврасова, А.П. Боголюбова, Н.Н. Дубовского, В.Д. Поленова, И.И. Левитана и др. Кроме того, в залах музея постоянно проводятся временные выставки, на его базе проходят ежегодные художественные пленэры.
Адрес: ул. Луначарского, 20; тел. 8 493 394 37 82; время работы: с 10:00 до 18:00, пн. — выходной.
Церковь была построена в 1699 году. Изначально она представляла собой бревенчатый необшитый сруб на фундаменте из каменных валунов. Позднее стены храма обшили тесом, в XIX веке под сруб подвели кирпичный фундамент, пристроили шатровую колокольню. Высокая крыша церкви увенчана маленькой главкой на четырехугольном основании. Единственная пятигранная апсида также накрыта высокой кровлей. Церковь изящна и необыкновенно живописна, несмотря на всю свою простоту. Ее высокая крыша увенчана одной маленькой главкой на четырехугольном постаменте. В 1930-х годах была сломана шатровая колокольня.
В этом музее можно и с устройством русской печи ознакомиться, кашу горячую попробовать и лапти на себя примерить. Давно забытые и вышедшие из обихода предметы будут интересны как детям, так и взрослым.
Музей проводит интерактивные программы, соответствующие народному календарю.
В пристройке к «Русской избе» устроена стилизованная экспозиция «Традиции русской бани». Здесь можно узнать, кто такой Банник, какую роль играла баня в жизни наших предков, как выбрать подходящий случаю веник, как сохранить красоту и молодость без современной косметики, и многое другое.
Адрес: ул. Спуск Горы Свободы, 1; тел. 8 493 394 33 06.