Сергиев Посад

Сергиев Посад

Сергиев Посад — город с семивековой историей, полной событий и удивительных преданий. Основание его связано с именем Варфоломея (в иночестве Сергия) Радонежского, обосновавшегося вместе с братом Стефаном в глухом заповедном лесу для отшельничества. В 1345 (по другой версии — 1347) году братья строят на холме Маковец хижину-келью и деревянную церковь Святой Троицы. Вскоре Стефан покидает своего брата, удалясь в московский Богоявленский монастырь, Сергий же на несколько лет остается в полном одиночестве. Спустя два-три года сюда стали стекаться монахи. Сергий Радонежский становится игуменом Троицкого монастыря, названного по главному его храму, там утверждается общежитийный устав. Отличие нового устава от существовавших прежде правил в том, что раньше монах, приходя в монастырь, сохранял свое имущество и жил «своим хозяйством». Теперь же для всех монахов устанавливаются единые правила поведения, и они лишаются частного имущества. По-новому организованный монастырь превращается в крупное феодальное владение и начинает осуществлять монастырскую колонизацию Северо-Восточной Руси. Постепенно обитель Сергия Радонежского переросла в лавру, а затем объединила вокруг себя слободы и поселения.

О важной роли монастыря в политической и духовной жизни Московского государства говорит множество фактов. Так, в 1380 году перед Куликовской битвой сюда для благословения приезжает князь Дмитрий Донской, по просьбе князя преподобный Сергий дает ему двух монахов — опытных в военном деле Пересвета и Ослябю. Имена богатырей вошли в историю Руси как пример ратного подвига. Позже в Лавре крестят будущего царя Ивана Грозного.

Герб Сергиевского Посада
Изображение открытых ворот крепостной стены символизирует открытость души жителей Сергиева Посада, их радушие и гостеприимство.

В Смутное время неприступность монастырских стен была испытана полуторагодовой польско-литовской осадой. Благодаря самоотверженной защите, Лавру удалось отстоять, что способствовало дальнейшему росту авторитета монастыря и притоку населения в его округу. В 1682 году, во время Стрелецкого бунта, в монастыре укрывалась царевна Софья Алексеевна и ее малолетние братья — царевичи Иван и Петр. Для Петра монастырь вновь стал укрытием в 1689 году во время его борьбы за престол с сестрой Софьей. Благодаря поддержке Троице-Сергиевой лавры борьба за Московский престол закончилась окончательной победой Петра. Из лавры Петр I начал править Россией.

Расцвет обители пришелся на XVIII век, когда села и слободы около самого богатого и почитаемого на тот момент монастыря указом Екатерины II 1782 года были объединены в Сергиевский посад.

В это время Лавра ведет не только активное строительство в городе, но и развивает местную промышленность — в Сергиевском посаде создаются несколько заводов и фабрик, собственная типография, а также «потешное» производство — производство игрушек. В конце XIX века к монастырю строится хорошая дорога, налаживается железнодорожное сообщение.

Сергиево-Посадская матрешка
Сергиев Посад считается «игрушечной столицей» России.

В 1919 году Сергиевский посад был преобразован в город Сергиев, став при этом центром уезда.

В 1930 году город был переименован в Загорск в честь погибшего в 1919 году революционера В.М. Загорского. Историческое название — Сергиев Посад — возвращено городу в 1991 году. В 1993 году архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Музей игрушки
Музей игрушки

В настоящее время Сергиев Посад — достаточно крупный город с развитой промышленностью, культурой, туристической сферой. Лавра же является не столько крупнейшим действующим православным монастырем страны, сколько ее духовным центром, бережно сохраняющим ее культурные традиции.

Начать нашу прогулку по городу можно от смотровой площадки Блинная гора, расположенной в паре минут ходьбы от железнодорожной станции Сергиев Посад. Отсюда открывается лучшая панорама Троице-Сергиевой лавры. Здесь можно не только сделать великолепные фотографии с видами города, но и продумать свой маршрут по нему. Вплоть до Октябрьской революции под горой был расположен блинный двор — место, где можно было отведать вкуснейших блинов с чаем из самовара. Отсюда и название горы.

Спустившись со смотровой площадки, проследуем до центральной улицы Сергиева посада — проспекта Красной Армии. Здесь сворачиваем налево и попутно знакомимся с достопримечательностями.

Зимний Сергиев Посад
Зимний Сергиев Посад

Недалеко от Музея игрушки (просп. Красной Армии, 123) расположен Музей народных промыслов. Прямо напротив музея, через проспект Красной Армии, можно увидеть Вознесенскую церковь (Красной Армии просп., 88а). Это каменная одноглавая церковь в духе провинциального барокко с трапезной и колокольней, построенная в 1766-1779 годах. В трапезной Трехсвятский и Скорбященский приделы. Церковь не отличается богатством внешнего убранства. Окна вписаны в плоские наличники, пояс профилированных карнизов узок. Лишь сдвоенные пилястры чуть выделяются на гладких стенах здания. На полусферической кровле четверика расположена небольшая главка на высоком граненом барабане. Колокольня церкви трехъярусная, столпообразная, высотой 46,5 метров, ее убранство более нарядно: арки верхних ярусов дополнены оконцами круглой и крестообразной формы, нижний ее ярус облицован рустом. В начале XIX века возле храма была организована Большая Вознесенская площадь, служившая административным центром Сергиева Посада. В церкви стали принимать присягу избранные жителями города служащие городской управы. Расположенная рядом полицейская часть приглашала Вознесенских церковнослужителей беседовать с заключенными и призывать их к раскаянию. Со временем площадь утратила административную функцию и уменьшилась в размерах. Сейчас церковь является подворьем Троице-Сергиево монастыря.

Отсюда мы вернемся назад и проследуем до главной достопримечательности города — Троице-Сергиевой лавры. По дороге ознакомимся с Пятницкой и Введенской церквями, древнейшими храмами в Сергиевом посаде. Расположенные у стен монастыря, как бы «на подоле» холма, они часто именуются подольными. Обе каменные постройки, возведенные на месте старого деревянного храма, относятся к 1547 году.

Введенская церковь
Введенская церковь

Первоначально Введенская церковь, выстроенная на средства боярина Ивана Хабарова, представляла собой стройное сооружение, поднятое на высокий подклетный этаж и увенчанное крупной главой. В ее архитектуре было много общего с Духовской церковью Троице-Сергиевой лавры. Впоследствии она неоднократно перестраивалась. В результате реставрационных работ для нового свода и главы на граненом барабане в 1740 году из четырех столпов ее конструкции осталось только два. Апсиды сохранили терракотовый фриз, подобный поясу Духовской церкви. Стены завершены килевидными нишами.

Расположенная недалеко церковь Параскевы Пятницы (Красной Армии просп., 127) более проста и вместе с тем очень нарядна. Вытянутая по горизонтали, без подклета, она состоит из четырех различных по форме и высоте объемов: алтаря, собственно церкви, трапезной и примыкающей к ней колокольни. Первоначальный вид церкви сохранен в полной мере. Фасад церкви декорирован плоскими лопатками, наличниками больших оконных проемов с завершениями в виде стрельчатых кокошников и увенчан килевидными закомарами. Верхняя часть стен церкви декорирована цепочкой с лентами из поребриков и полочек.

Пятницкий колодец с часовней
Пятницкий колодец с часовней

Над входом в храм возвышается небольшая восьмигранная колокольня, увенчанная высоким каменным шатром со «слухами» и изящной главкой.

Первоначально обе церкви были приходскими. Во время польско-литовской осады 1608-1610 годов они были сильно разорены, а после восстановления стали служить женскому монастырю, организованному здесь в первой половине XVII века и пришедшему в упадок к 1680 году. Подольные церкви вновь стали приходскими. К концу XIX века Введенский приход прекратил свое существование, став подворьем Троице-Сергиевой лавры. В советское время церкви служили складами, после были переданы Загорскому музею-заповеднику, в 1990-х годах возвращены лавре.

Пятницкая церковь
Пятницкая церковь

На противоположной стороне проспекта Красной Армии находится Пятницкий колодец с часовней (Красной Армии просп., 130). По преданию, источник здесь появился благодаря молитве Сергия Радонежского.

Перед южной стеной Троице-Сергиевой лавры находится Пафнутьевский сад, в котором в советское время располагался городской парк. По преданию, название свое он получил в честь Пафнутия Сагалаева, сына одного из стрелецких голов, сверстника и любимца царя Петра. Узнав о заговоре против царя, Пафнутий из Москвы поспешил в Троицкую обитель, где в саду нашел Петра и сообщил ему об опасности. За верную службу Сагалаева царь назвал сад его именем. Точная дата заложения сада неизвестна, но предполагают, что насаждение было сделано не позже второй половины XVII века. Живописная ограда сада сооружена в конце XIX века по проекту столичного архитектора А. Латкова. Сегодня сад любим как приезжающими сюда многочисленными туристами и паломниками, так и местными жителями.

Пятницкая башня
Пятницкая башня

Троице-Сергиева лавра — одна из самых почитаемых общерусских святынь, крупнейший центр духовного просвещения и культуры. На ее территории расположен мужской монастырь, который вот уже много веков принимает в свои стены послушников. Здесь также размещается Московская духовная академия.

На территории лавры расположено около 50 сооружений, на детальный осмотр которых не хватит и целого дня. Среди наиболее значимых сооружений можно выделить:

  • Свято-Троицкий собор (1422-1423 гг.). Самый древний памятник лавры, его поставили на месте деревянного храма, возведенного над могилой Сергия Радонежского. Это одно из немногих уцелевших до наших дней сооружений раннемосковского белокаменного зодчества. Часть росписей собора выполнены Андреем Рублевым. В соборе хранятся мощи Сергия Радонежского, а также его схима, посох и две деревянные литургические тарелки.
  • Собор Успения Богородицы (1559-1585 гг.) — крупнейшее здание всего ансамбля, памятник взятию и присоединению Казани и Астрахани. С конца XVII в. собор становится усыпальницей московских митрополитов.
  • Церковь в честь Сошествия святого Духа на апостолов (1476-1477 гг.). В храме хранятся мощи преподобных Максима Грека и Антония (Медведева).
  • Никоновская церковь (1623 г.). Церковь построена на месте погребения святого Никона, ученика и помощника Сергия Радонежского. Позднее к ней была пристроена так называемая Серапионова палатка, в которой погребен св. Серапион Новгородский.
  • Церковь преподобного Сергия Радонежского с трапезной палатой (Трапезная церковь) (1686-1692 гг.).
  • Церковь в честь явления Пресвятой Богородицы (1732-1734 гг.). Церковь была пристроена к Трапезному храму. Как повествует житие святого Сергия Радонежского, он вместе со своим келейником, преподобным Михеем, удостоился видения Богородицы с двумя апостолами и получил от них обетование о процветании обители после его кончины. Именно в честь этого события и был возведен храм, в простонародье называемый Михеевским. Сейчас там покоятся мощи св. Михея.
  • Церковь Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии (1746-1753 гг.). Храм возвели на месте монастырской поварни в память о случившемся чуде. Псаломщик, страдавший усыханием рук, во время молитвы был исцелен иконой Смоленской Богоматери, которая украшала фасад собора. После постройки храма чудотворную икону поместили в иконостас.
  • Храм в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (1635-1637 гг.), соединенный с Больничными палатами — единственный шатровый храм лавры, названный в честь основателей Соловецкой обители.
  • Церковь Рождества святого Иоанна Предтечи (1693-1699 гг.)
  • 88-метровая колокольня (XVIII в.).
  • Успенская часовня над колодцем (кладезем) (конец XVII в.).

Между восточной стеной Троице-Сергиевой лавры и проспектом Красной Армии находится Красногорская площадь, главное прогулочное место жителей города. Здесь расположен памятник Сергию Радонежскому, изображающий святого в полный рост, в монашеском облачении, с занесенной для крестного знамения правой рукой. Автором монумента, освященного в 2000 году, является Валентин Чухаркин.

Святые врата
Святые врата

В ансамбль площади входит Красногорская часовня (часовня преподобного Сергия), возведенная на месте, куда во время пожара 1709 года поставили гроб Сергия Радонежского, вынесенный из Троицкого собора. Сейчас в часовне находится иконная лавка. Примечательно расположенное здесь здание Новых торговых рядов (XIX в.), выполненное в виде краснокирпичных теремов с островерхими башенками. С северной стороны площадь завершается зданием Старой монастырской гостиницы, не только фасады, но и интерьеры которой воссозданы по старинным чертежам. О недавнем прошлом напоминает традиционный памятник В.И. Ленину — не случайно еще несколько лет назад площадь носила название Советская.

Среди достопримечательностей города особый интерес представляет Сергиево-Посадский музей-заповедник, изначально учрежденный в 1920 году для упорядочения монастырского собрания древнерусского искусства. Сегодня музей состоит из четырех отдельных частей, каждая из которых посвящена своей тематике. Части эти расположены отдельно друг от друга, но сравнительно недалеко, в 10-15 минутах ходьбы.

Церковь в честь Рождества святого Иоанна Предтечи
Церковь в честь Рождества святого Иоанна Предтечи.

Одна из экспозиций размещается в ризнице на территории Троице-Сергиевой лавры и включает коллекцию древнерусского искусства (с 2013 года помещение на реставрации).

Недалеко от главного корпуса музея-заповедника, напротив стен Троице-Сергиевой лавры находится церковь Рождества Богородицы (Пожарный пер., 2). Этот одноглавый двухэтажный храм в псевдорусском стиле служил домовым при Александро-Мариинском доме призрения Троице-Сергиевой лавры, созданном в 1840-х. Был выстроен в 1872–1873 годах взамен старого. Закрытый вскоре после революции, храм был перестроен под жилье, другие корпуса Дома призрения были отданы под трикотажную фабрику. Храм возвращен верующим в 1993 году, отремонтирован.

Отсюда можно проследовать на улицу Пионерскую, где расположен дом (ул. Пионерская, 19), в котором с 1915 по 1933 годы жил с семьей до своего ареста и ссылки выдающийся русский богослов, ученый, поэт и священник П.А. Флоренский. Здесь была написана значительная часть его сочинений. В этом доме бывали художник М.В. Нестеров, поэты А. Белый и В. Хлебников, историк искусства А.Ф. Лосев, философ С.Н. Булгаков. Дом сохранил подлинную обстановку времени П.А. Флоренского и имеет большую историко-культурную ценность.

Лавра. Святой источник
Лавра. Святой источник

В непосредственной близости от Конного двора расположен храм Святых Апостолов Петра и Павла (церковь Воскресения Словущего) (ул. 1-й Ударной Армии, 17). Храм построен в 1820 году на месте деревянной церкви в память о погибших при польско-литовской осаде жителях и защитниках города. Композиция храма состоит из трех частей: одноглавой церкви, небольшой трапезной и высокой колокольни. Декор церкви лаконичен и строг, черты его большей частью классические, но отдельные элементы все же тяготеют к эпохе барокко. С севера и юга входы в храм оформлены портиками с четырьмя колоннами, которые увенчаны фронтонами. Пилястры, оформляющие здание, уплощены, наличники больших прямоугольных окон декорированы нишами и выступающими карнизами — сандриками. На сегодняшний день Воскресенский храм — единственное в Сергиевом Посаде культовое здание, построенное по канонам классицизма в начале XIX века.

В окрестностях Сергиева Посада немало интересных мест, привлекающих сюда множество туристов и паломников. Некоторые из них связаны с именем Сергия Радонежского и, как правило, включаются в маршрут путешествия к лавре.

Памятник преподобному Сергию Радонежскому у стен Лавры
Памятник преподобному Сергию Радонежскому у стен Лавры.

В 17 км от Сергиева Посада находится удивительное место, получившее название водопад Гремячий ключ. По преданию, родники, расположенные на крутом берегу реки Вондиги между деревнями Взгляднево и Ляпино, раскрылись благодаря молитве Сергия Радонежского. Сегодня на этом месте установлена деревянная часовня во имя святого. Под часовней из расщелины бьют три мощные струи, стекающие по желобу вниз и делающие ручей похожим на небольшую горную речку. Сюда приезжает масса паломников и просто тех, кто хочет набрать родниковой воды. Для желающих искупаться в целебном источнике поставлена бревенчатая купель.

Адрес: Московская область, деревня Взгляднево. Как добраться: на автомобиле по Ярославскому шоссе, далее свернуть направо на Московское большое кольцо (трасса А108) и через 13 км еще раз направо по указателю на водопад Гремячий и деревню Ботово. На общественном транспорте, например на электричке или автобусе, до Сергиева Посада и далее на автобусе № 120.

Лавра. Успенский собор
Лавра. Успенский собор

В десяти километрах от Троице-Сергиевой лавры на высоком берегу речки Пажи, — притока Клязьмы, расположен Покровский Хотьков монастырь. Дата его основания неизвестна, но впервые он упоминается в 1308 году. Изначально был мужеско-женским. В 1330-х годах в его стенах приняли монашеский постриг родители Сергия Радонежского преподобные Кирилл и Мария Радонежские. Вскоре после этого они умерли и здесь же были похоронены. Впоследствии их могилы стали главной местной святыней. До ухода в пустынножитие в монастыре жил иноком также старший брат Сергия Стефан. В наши дни возрожден старинный обычай: паломники, направляющиеся в Троице-Сергиеву лавру, стараются посетить обитель в Хотьково и поклониться гробнице родителей святого.

Еще одной достопримечательностью Хотьково является этнопарк «Кочевник», интерактивный музейный комплекс, посвященный культуре кочевых народов. Здесь можно узнать о традиционном укладе жизни кочевников, познакомиться с их жилищем, научиться стрелять из лука и кидать аркан. Детям будет интересен зоодвор с коллекцией животных кочевников: калмыцкими двугорбыми верблюдами, монгольскими яками, осликом, барашками и овечками, козами, гусями и северными ездовыми собаками. Всех животных можно кормить, а на некоторых даже покататься. На территории парка работает чайная юрта, где можно поесть буузы и выпить кумысу. Кроме того, этнопарк предлагает разнообразные мастер-классы: по северному танцу, созданию амулетов и красочных мандал и прочее.

Лавра. Митрополичьи покои
Лавра. Митрополичьи покои
Конюшня
Конюшня
Скульптура святых Кирилла и Мефодия
Скульптура святых Кирилла и Мефодия.
Надвратная церковь
Надвратная церковь

Как добраться:

На электричке (из Москвы с Ярославского вокзала). На автомобиле по Ярославскому шоссе.

Стоит посмотреть:

  • Свято-Троицкая Сергиева лавра
  • Гефсиманский скит
  • Пятницкая церковь
  • Музей игрушки

Где остановиться:

  • Гостиница «Бутик-отель Красная Гора». Кирова ул., 8Б. Сайт: kghotel.ru.
  • Отель «Посадский». Красной Армии просп., 171. Сайт: hotel-sposad.ru.
  • Отель «Уют». Овражный пер., 5. Сайт: otelcomfort.ru.
  • Гостиница «Центральная». Овражный пер., 2а.
  • Гостиница «Владимирская». Пионерская ул., 3.
  • Гостинично-ресторанный комплекс «Русский дворик». Красной Армии просп., 134/2. Сайт: rus-dvorik.ru.

Что привезти:

  • Религиозные подарки (приобрести можно в церковных лавках Троице-Сергиевой лавры) и святая вода из местных источников.
  • Загорская матрешка (широкий ассортимент представлен в сувенирном магазине при Музее игрушки).
  • Богородские игрушки (в сувенирных магазинах города или при Богородской фабрике).
  • Бытовые предметы с абрамцево-кудринской резьбой: посуда, шкатулки, письменные принадлежности.
  • Костяные сувениры с хотьковской резьбой.

Художественно-педагогический музей игрушки

Художественно-педагогический музей игрушки

Музей был основан в Москве в 1918 году. Основатель музея — художник, коллекционер, музейный деятель Николай Дмитриевич Бартрам, начавший собирать свою коллекцию в 1910-х. В течение нескольких лет в коллекцию музея вошли собрания памятников детской культуры из Александровского дворца в Царском селе, Ливадийского дворца, Строгановского училища, национализированных частных коллекций и специализированных магазинов. Музей является самым первым музеем этого профиля в Европе. С 1980 года по сегодняшний день Музей игрушки находится в старинном особняке бывшего коммерческого училища над Келарским прудом. Музей проводит мастер-классы по изготовлению кукол и оберегов, ориентированные на разные возрастные группы.

Адрес: Красной Армии просп., 123; тел. 8 496 540 41 01; время работы: ср. — вс. с 10:00 до 17:00, пн., вт. — выходные.

Музей народных промыслов

Музей народных промыслов

Музей, посвященный традиционным народным промыслам, был создан в Сергиевом Посаде в 1991 году. Основная цель музея — знакомить гостей города с историей Сергиева Посада и его окрестностей, с местными достопримечательностями и традициями. Сотрудники Музея народных промыслов также проводят огромное количество мероприятий, адресованных самым маленьким посетителям. Здесь дети могут познакомиться с героями русских народных сказок, узнать о местных древних традициях, героях края. А еще здесь можно принять участие в изготовлении и росписи традиционных деревянных игрушек, которыми славится сергиево-посадская земля. Кроме предметов народных промыслов, в музее представлены картины местных художников. Поэтому посещение музея становится разноплановым и оттого еще более привлекательным. Адрес: Красной Армии просп., 105; тел. 8 496 540 37 73, 8 496 540 59 24, 8 915 050 02 01.

Музей богородской игрушки

В окрестностях Сергиевого Посада (около 29 км от города) на берегу реки Куньи расположено небольшое село Богородское — центр производства русской деревянной игрушки. Традиции изготовления ее зародились здесь в XVII–XVIII веках. Игрушки здесь по традиции делают из мягких пород дерева — липы, осины, ольхи с использованием специального богородского ножа. Своеобразным символом «богородского стиля» является игрушка на движущейся планке «Кузнецы», изображающая фигурки мужика и медведя, которые по очереди колотят молотами по наковальне. Музей богородской игрушки действует при фабрике, которая берет свое начало в 1913 году. Для групп в музее можно заказать мастер-класс, во время которого дети своими руками соберут игрушку.

Адрес: п. Богородское, дом №79б; тел. 8 496 640 40 49; сайт: bogorodskoe.ru. Посещение по предварительной договоренности!

Выставочный зал «Колокола Руси»

Выставочный зал Колокола Руси

Выставочный зал «Колокола Руси» — один из интереснейших музеев Сергиева посада. Его экспонаты рассказывают об истории появления и развития колоколов в нашей стране, начиная от древнего сигнального инструмента в виде деревянного, каменного и металлического било и тюльпанообразного колокола до современного колокола, обладающего уникальными акустическими свойствами и продолжительностью звучания. Кроме того, на экскурсии вам расскажут о благотворном воздействии колокольного звука на человека. Все экспонаты здесь действующие, можно заказать концерт или мастер-класс игры на звоннице.

Адрес: ул. Дружбы, 14а, 4-й этаж; обязательна предварительная запись по тел.: 8 916 155 40 05; 8 916 806 79 81; время работы: ежедневно с 10:00 до 21:00; сайт: kolokola-rusi.ru.

Гефсиманский (Черниговский) скит

Гефсиманский (Черниговский) скит

Скит, основанный в 1844 году — еще одно подворье Троице-Сергиевой лавры. Композиционным центром архитектурного ансамбля скита служит Черниговский храм (1886–1889 гг.). Под ним помещается пещерная церковь, построенная в 1851 году. В соборе находятся два чтимых списка с чудотворной иконы Божией Матери, именуемой «Черниговская Гефсиманская», рака с мощами прп. Варнавы Гефсиманского, рака с частичками мощей Киево-Печерских и других святых и камнем от гроба Божией Матери из Иерусалима.

Спасо-Вифанский монастырь

Это одно из подворий Троице-Сергиевой лавры, расположенное на ул. Маслиева, 25. Основан монастырь был во второй половине XVIII века митрополитом Платоном, который построил здесь двухэтажную каменную Преображенскую церковь. Примечателен интерьер его главного храма — Преображенского собора: в его нижней части устроено возвышение, символизирующее Фаворскую гору Святой земли, на нее ведут две полукруглые лестницы, выходящие на второй этаж, где имеется алтарь. В советское время монастырь пришел в упадок и к 90-м годам практически лежал в руинах. Сейчас проводятся восстановительные работы.

Ильинская церковь

Ильинская церковь

Ильинская церковь (ул. Кузьминова, 1/5) расположена на высоком холме возле Келарского пруда. Одноглавая каменная церковь в духе переславского барокко с трапезной и колокольней построена в 1765-1773 годах, трапезная и колокольня перестроены в 1876-1878 годах. Приделы в трапезной Димитрия Ростовского и Иверский (с 1878 г.). Основной объем храма — это почти кубический четверик, к которому с востока пристроена высокая полукруглая алтарная апсида. На храм возложен массивный барабан в два яруса и купол. Одноэтажная трапезная соединяет основное помещение с трехъярусной колокольней. Сегодня стены Ильинского храма выкрашены в красно-кирпичный цвет, который очень выгодно контрастирует с белыми порталами и живописными оконными наличниками. Такой декор делает храм очень нарядным и одним из самых колоритных в Сергиевом Посаде.

Внутри церкви хорошо сохранился величественный пятиярусный позолоченный деревянный иконостас, большую часть икон для которого создал в 1855 году знаменитый иконописец Иван Матвеевич Малышев. Он же вместе со своей артелью расписал стены, своды храма и два других иконостаса.

Ильинская церковь — единственная из городских церквей, не закрывавшаяся в годы советской власти.

Сергиево-Посадский музей-заповедник

Главный корпус музея находится по адресу проспект Красной Армии, 144. Здесь расположен центральный выставочный зал, в котором организуются выставки произведений живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, представляющие творчество художников Сергиева Посада, Москвы и других городов России. Один из корпусов музея-заповедника разместился в комплексе Конного двора, расположенного в одном из самых живописных уголков города, на берегу Белого пруда (ул. 1-ой Ударной армии, 2). Здание его было построено в 1790-1791 годах и заменило деревянные монастырские конюшни. Это квадратное в плане строение с круглыми башнями по углам и прямоугольной над воротами. Конный двор без преувеличения можно назвать уникальным архитектурным памятником Сергиева Посада.

Здесь размещена экспозиция, экспонаты которой представляют историю края и Троице-Сергиевой лавры, русское народное творчество и современное декоративно-прикладное искусство.

В некотором отдалении находится краеведческий корпус музея (Овражный пер., 9а). Дом, в котором распложена музейная экспозиция, стал первой гражданской постройкой, возведенной в советское время в Сергиевом Посаде (1937 г.). Здесь располагался детский сад для детей молодых семей — работников Трикотажной фабрики имени Розы Люксембург. Здание отличает удачное сочетание архитектурных форм конструктивизма и неоклассицизма. Ныне здесь расположены Отдел истории и культуры Сергиево-Посадского края XX-XXI веков и археологический отдел, проводятся выставки, посвященные истории города.

Телефон (общий для всех отделов музея) 8 496 540 53 56; сайт: museum-sp.ru. Режим работы: вт. — чт., сб., вс. — с 10:00 до 17:45; пт. — с 10:00 до 16:45, пн. — выходной.

Покровский Хотьковский монастырь

Покровский Хотьковский монастырь

Храмовый комплекс монастыря составляют:

  • Собор св. Николая Чудотворца (1900–1904 гг.) — высокий храм с обширным внутренним убранством выполнен в русско-византийском стиле по проекту архитектора А.А. Латкова.
  • Собор Покрова Пресвятой Богородицы (1811–1816 гг.) — пятиглавый бесстолпный храм в стиле классицизма.
  • Церковь Рождества Иоанна Предтечи (над северными воротами) (1791 г.).
  • Церковь прп. Митрофана Воронежского (над южными воротами) (1833 г.).
  • Деревянная звонница (1990- е гг.).

Абрамцево

Примерно в 20 км от Сергиева Посада, на берегу речки Вори расположено село Абрамцево, известное с XVII века. В середине XVIII века здесь была устроена усадьба, которая получила известность в следующем столетии благодаря своим владельцам. В 1843 году Абрамцево приобрел писатель С.Т. Аксаков, создавший здесь свои лучшие произведения. При Аксакове усадьбу посещали писатели Н.В. Гоголь и И.С. Тургенев, историк М.П. Погодин, актер М.С. Щепкин, другие знаменитые современники.

После смерти владельца усадьба была куплена известным промышленником-меценатом Саввой Ивановичем Мамонтовым. При нем в Абрамцеве гостили В.Д. Поленов, В.М. Васнецов, И.Е. Репин, И.С. Остроухов, В.А. Серов, К.А. Коровин, М.В. Нестеров, М.А. Врубель и другие художники, музыканты, актеры. Творческое содружество этих мастеров вошло в историю искусства как Абрамцевский художественный кружок. Именно здесь Виктор Васнецов написал свои картины «Три богатыря» и «Аленушка», Валентин Серов — «Девочку с персиками», Михаил Нестеров — «Видение отроку Варфоломею». В Абрамцеве были организованы столярно-резчицкая и керамическая мастерские, которые положили начало возрождению и развитию старинных ремесел — резьбы по дереву и производства майолики.

Музей-усадьба «Абрамцево»

Музей-усадьба Абрамцево

Статус музея усадьба обрела после Октябрьской революции 1917 года. В XX столетии здесь жили и работали художники И.Э. Грабарь, П.П. Кончаловский, И.И. Машков, скульпторы В.И. Мухина, Б.Д. Королев и многие другие представители творческих профессий.

Усадебный комплекс составляют следующие объекты:

  • усадебный дом (конец XVIII в., перестроен в XIX в.) — редкий памятник русского деревянного классицизма;
  • студия-мастерская (арх. В. Гартман, 1874 г.), образец псевдорусского стиля;
  • баня-теремок (1878 г.), одно из немногих сохранившихся зданий работы архитектора И.П. Ропета в псевдорусском стиле;
  • церковь Спаса Нерукотворного (арх. В. Васнецов, В. Поленов, 1881-1882 гг.) возведена в стиле псковско-новгородского зодчества. Церковь стала фамильной усыпальницей семьи, где был похоронен и сам Савва Иванович, и его сын Андрей;
  • детская беседка «Избушка на курьих ножках» (арх. В. Васнецов, 1883 г.)
  • Поленовский дом (1882 г.), служивший художнику В.Д. Поленову мастерской и местом проведения домашних спектаклей. Территория Музея-заповедника «Абрамцево» занимает около 50 гектаров и помимо памятников архитектуры XVIII и XIX веков включает в себя парк и живописные окрестности реки Вори. Среди экспонатов музея — живопись, графика, скульптура, произведения декоративно-прикладного и народного искусства, а также фотографии и архивы бывших владельцев усадьбы. Адрес: с. Абрамцево, ул. Музейная, 1; тел.: 8 496 543 24 70, 8 916 278 45 42; время работы: летом с 10:00 до 19:30, зимой с 10:00 до 17:00., пн., вт. — выходные. Добраться: электропоездом — с Ярославского вокзала г. Москвы на Сергиев Посад или Александров до ж.-д. станции «Хотьково», затем на автобусе или маршрутном такси № 55 до главного входа музея-заповедника. (Или до ж.-д. станции «Абрамцево», далее пешком по лесной тропе до музея-заповедника.) Автотранспортом: по Ярославскому ш. до поворота на Лешково и Радонеж, далее до Хотьково, поворот на Абрамцево и по главной дороге до музея-заповедника.

Мураново

Усадьба «Мураново»
Усадьба «Мураново»

К числу «литературных» мест Подмосковья относится Музей-заповедник «Усадьба "Мураново" им. Ф.И. Тютчева», расположенный в деревне Мураново Пушкинского района в 29 км от Сергиева Посада. История этой усадьбы тесно связана с именами русских писателей, художников, общественных деятелей.

С 1816 по 1918 годы, на протяжении которых складывалась история Мураново как «литературного гнезда», усадьбой владели семьи Энгельгардтов, Баратынских, Путятов и Тютчевых, связанные родственными узами. В настоящее время основная достопримечательность Мураново — главный усадебный дом, построенный в 1842 году Евгением Абрамовичем Баратынским, представителем лирического романтизма в русской поэзии. Дом представляет собой уникальный памятник русской культуры XIX — начала XX веков. Его архитектура отличается от традиционной архитектуры усадебных домов той эпохи, украшенных обязательным портиком и мезонином. Он состоит из трех частей: двухэтажного основного здания, одноэтажной пристройки и примыкающей к ней двухэтажной башни.

Все строение деревянное, но основное здание и башня обложены кирпичом. В 2006 году дом сильно пострадал от пожара, вызванного ударом молнии, но к настоящему времени восстановлен. На его первом этаже расположены прихожая, кабинет, столовая, библиотека, литературная комната, спальня и три гостиные. В интерьере дома представлены мебель и предметы, изготовленные в XVIII-XIX столетиях. Парковый ансамбль усадьбы представлен домовой церковью, флигелем, детским домиком, гладилкой, кучерской, амбаром и сторожкой. Усадебный парк необыкновенно красив, отдельные деревья его относятся еще к XIX веку. Церковь усадьбы была построена в 1878 году на фундаменте старинного амбара и освящена во имя Спаса Нерукотворного. В этой церкви внучка Тютчева венчалась с В.Е. Пигаревым. В могилах, расположенных неподалеку от церкви, покоятся сын и внук Тютчева: Иван Федорович и Николай Иванович.

Музей-заповедник «Усадьба "Мураново" им. Ф.И. Тютчева»

Мурановский музей дает всестороннее представление о жизни и творчестве Ф.И. Тютчева и Е.А. Баратынского, а также других литературных деятелях, имена которых связаны с усадьбой. Сегодня здесь хранятся рукописи, документы, семейные альбомы бывших владельцев усадьбы. Не менее велико и историко-бытовое значение музея. В интерьерах усадьбы представлены произведения живописи знаменитых русских художников, большое собрание книг мемориальной библиотеки, изделия из стекла, фаянса и фарфора, фотографии, мебель русских и западноевропейских мастеров XVIII—XIX веков. Этот единственный в своем роде образец среднепоместной усадьбы раскрывает картину быта культурных представителей русского дворянства XIX века.

Адрес: Московская область, Пушкинский р-н, пгт.  Ашукино, дер. Мураново; время работы: ежедневно, кроме понедельника и последней пятницы месяца (санитарный день) с 10:00 до 18:00; по вторникам музей работает до 17:00; сайт: muranovo- museum.ru. Как добраться: из Москвы на электричке от Ярославского вокзала до ж.-д. станции «Ашукинская», далее автобусом № 34 или маршрутным такси до остановки «Музей Мураново».




Поделиться ссылкой