Пальмира

Пальмира — сокровище Сирии, где сохранились руины величественных архитектурных памятников древнеримского периода.

Архитектурные сооружения украшает тонкая резьба
Основные памятники Пальмиры относятся именно к римскому периоду. Архитектурные сооружения украшает тонкая резьба

«Невеста пустыни», как называют Пальмиру, находится в оазисе в самом центре Сирийской пустыни. Вокруг — пески, а город хранит воспоминания о временах, когда назывался Тудмором — «городом пальм». Затем это название было переведено на греческий — Пальмира.

Сейчас Пальмира — один из хорошо сохранившихся древних городов эпохи римского могущества. Высокие стройные колонны, ряды каменных скамей в театре, портики и резьба в виде листьев, верблюдов, ослов, гроздьев винограда очаровывают туристов. Панорама Пальмиры с высоты птичьего полета потрясает воображение, а ночная подсветка делает город призрачно - таинственным.

Как добраться

В Сирию можно попасть, приземлившись в Дамаске (Aeroflot, Turkish Airlines, от $450). До развалин Пальмиры довезет автобус (до $5).

Царь Соломон и царица Зеновия

С историей Пальмиры связаны имена великих деятелей прошлого: царей Соломона и Навуходоносора, царицы Зеновии.

Царь Соломон считается основателем Тудмора-Пальмиры. Город был призван защитить владения царя от арамейских войск. Историки утверждают, правда, что еще до царя Соломона в этом месте, представляющем собой оазис вокруг подземного источника Эфки, останавливались караваны. Возможно, Соломон, известный своей мудростью, и выбрал этот небольшой поселок для расширения в укрепленный город.

В I тыс. до н. э. Тудмор стал известным городом купцов, менял, лавочников и прочего люда, характерного для процветающих торговых городов. Здесь продавали пряности, благовония, рабов, одежду, обувь, сбрую, вино, ткани из Египта, Индии, Аравии, Малой Азии. Считалось, что драгоценные пурпурные ткани Тудмора — самые яркие в мире.

Даже разрушение города шумерским царем Навуходоносором не прервало великой истории. Эпоха величия наступает во II в. до н. э. и продолжается почти полтысячелетия. В 212 г. Пальмира объявлена римской колонией с правом не платить налоги на роскошные шелка, благовония, специи, стекло и слоновую кость. Город стал еще богаче и являлся одним из крупнейших городов Римской империи.

Самые же великие дни для Пальмиры наступили, когда римского губернатора Сирии Септимуса Одената сменила на троне его супруга Зеновия.

Эта талантливая женщина взяла власть в свои руки над всем римским Востоком, но собиралась захватить и западную часть империи. Зеновия стала чеканить собственную монету и даже приняла титул Августы, который мог носить только римский император. В эти блистательные для Пальмиры дни возведено немало архитектурных памятников.

Великая царица древности

Царица Зеновия поражала современников и красотой, и исключительным умом. Она знала несколько языков, была начитана, слыла великим оратором. При дворе царицы было множество ученых, философов, богословов. Вот только неизвестно, была ли она язычницей, иудейкой или христианкой.

Разграбление Пальмиры

Трагедия Пальмиры тесно связана с драматической историей ее великой правительницы. В 268 г. Зеновия вступила в открытый конфликт с императорским Римом. Ее отряды завоевали весь римский Восток: Сирию, Антиохию, Египет, Малую Азию… Все морские и сухопутные пути на Восток оказались в руках царицы.

Но военная удача переменчива. В 270 г. император, прозванный Восстановителем империи, одержал победу над варварами на западе, которые не давали покоя его предшественнику, и направился на восток. Войско Пальмирского царства было немалым — 70 000 человек. Но оно отступило перед римскими легионами…

Стены великой Пальмиры не спасли Зеновию. Осажденная столица пала в 274 г. Ворвавшиеся в город римские войска занялись грабежами. Это был конец великого города.

Что случилось с царицей Зеновией после падения Пальмиры? Известно, что она пыталась бежать на верблюде к реке Евфрат, в Персию, но конница настигла ее. О дальнейшей судьбе царицы историки спорят: по одной из версий, ее убили, по другой, более красивой, — Зеновию провели по Риму в золотых цепях.

По некоторым данным, Аврелиан подарил своей великой пленнице поместье, достойное ее величия, где она и прожила до конца жизни. Возможно, она даже вышла замуж за римского сенатора.

А разграбленная, разрушенная Пальмира так и не вернула былого величия. Великолепие Пальмиры пытался восстановить римский император Диоклетиан, затем, в VI в. — византийский император Юстиниан. Им это не удалось, а пришедшие сюда в 744 г. арабы окончательно уничтожили остатки былой славы великой Пальмиры…

Но сохранились руины, которые в наше время ежегодно привлекают сотни тысяч туристов.

Тайна дворца царицы

Одна из тайн Пальмиры и Зеновии — местонахождение дворца царицы, разрушенного римлянами. На его месте победителями был разбит военный лагерь. Ученые до сих пор ищут развалины дворца...

Пальмира
Пальмира подверглась разрушению, разграблению и забвению...

Триумфальная арка и улица Больших колоннад

Самая главная достопримечательность Пальмиры, ее визитная карточка, главные ворота, открывающие вход в древний шумный мир некогда пышного города, — Триумфальная арка. Ее вы увидите и на купюре в 100 сирийских лир, и на множестве разнообразных открыток и проспектов.

Триумфальная арка Пальмиры — тройная. Ее центральная часть возносится на 20 м над главной улицей города, а две боковые арки меньшего размера ведут на две соседние улочки. Получается, что арка стоит на своеобразном перекрестке, или, точнее, слиянии трех улиц.

Если поднять голову, можно заметить тонкую изящную резьбу, покрывающую свод арки. Создана она из трех видов камня: базальта, мрамора и гранита.

Триумфальная арка, Пальмира
Триумфальная арка, Пальмира

Триумфальная арка была воздвигнута около 200 г. н. э. — примерно 1800 лет назад. В это время Пальмира была богатым, густонаселенным городом, и Триумфальная арка возвышалась над шумной торговой улицей.

Эта центральная улица (декуманус) была главной торговой магистралью древней Пальмиры и называлась улицей Больших колоннад. Для древнего мира ее ширина была немалой — 11 м. Да и сейчас турист около Триумфальной арки кажется песчинкой.

Декуманус был проложен строго с востока на запад, начинался у погребального храма и заканчивался у храма Бэла.

Таким образом, улица Больших колоннад проходила через весь город, пересекая его от края до края, и протянулась примерно на километр. Все это пространство некогда волновалось людским морем гостей, торговцев, солдат, путешественников… Но самое грандиозное — вдоль всей улицы тянулись, не прерываясь, четыре ряда колонн, каждая по 17 м в высоту!

Подобные колоннады украшали многие римские города, но почти везде оказались сильно разрушены. В Пальмире они, хотя и пострадали от времени, сохранились лучше всего.

Тетрапилон
Тетрапилон. Такие сооружения ставились на пересечении улиц

За колоннами располагались дома и лавки, склады и официальные учреждения. Более чем на километр протянулись за колонными рядами крытые портики, вырезанные из камня: белого сорта известняка, похожего на мрамор, желтого песчаника и розового асуанского гранита, который привозили издалека. Это был город великой цивилизации в полном смысле слова — жители Пальмиры заботились и о красоте, и о чистоте и удобстве: вдоль улицы проходили глиняные канализационные и водопроводные трубы. Так что жители домов и торговцы в лавках были обеспечены и гигиеническими удобствами, и чистой водой.

Сейчас портики и часть колонн разрушены. И мы, глядя на оставшиеся прерывающиеся ряды, можем только представлять, как величественно и внушительно выглядела главная улица Пальмиры, являвшая собой километровый ряд стройных и одинаковых колонн!

Загадка Триумфальной арки

Любому, кто видит Триумфальную арку, вначале, кажется, что она построена над обычной прямой улицей. Однако это не так. Если присмотреться, становится заметно, что арка сооружена над изгибом улицы. Ее цель — скрадывать кривизну, спрямлять излом, поскольку древнеримские градостроительные традиции требовали прямых улиц (римские города строились по строгому прямоугольному плану, как военные лагеря). Арку расположили под углом к повороту, в результате чего визуально улица кажется прямой, а Триумфальная арка — ей перпендикулярной.

Театр и сенат

В городе сохранился и один из красивейших театров древнеримской эпохи. Он находился в самом оживленном квартале древней Пальмиры.

В стороне от улицы Больших колоннад располагается площадь со зданиями сената и театра
В стороне от улицы Больших колоннад располагается площадь со зданиями сената и театра

Если пройти чуть вбок от улицы Больших колоннад, вы очутитесь на большой площади, где справа стоит величественное здание сената, а слева — собственно сам театр со ступенчатыми каменными скамьями.

Высокую сохранность театру обеспечило… забвение. Его полностью занесло песком, а очищен он был только в 1952 г. Подушки из песка и сохранили этот ценнейший памятник культуры.

Театр Пальмиры
Театр Пальмиры

Правда, некоторые эксперты сетуют на реставраторов: в погоне за зрелищностью они слегка «осовременили» театр, добавив ему детали, не характерные для II в. н. э., когда его построили.

Храмы Пальмиры

Древняя Пальмира была городом многоязыким и толерантным: различные народы принесли сюда веру в своих богов и построили для них множество храмов.

Самым величественным был храм Бэла — бога неба, которого римляне отождествляли с Юпитером. Руины этой святыни довольно хорошо сохранились. К ним ведет улица Больших колоннад, упирающаяся в ступени здания.

Храм Бэла
Храм Бэла

Храм, воздвигнутый в 32 г. н. э. при императоре Тиберии, располагается на подиуме, возвышаясь над приходящими к нему людьми. Кроме ступеней, внутрь вели также пологие пандусы, по которым вводили жертвенных животных.

Размеры выделяют храм Бэла среди иных строений Пальмиры. Главный зал занимает площадь в 200 м2. В огромный храмовый комплекс также входили бассейны для омовений, алтари, обширный двор, окруженный колоннадой.

С главным залом соседствовали две ниши. В правой находилась золотая статуя Бэла, а над ней, в потолке, красовалась вырезанная из камня роза. Статуя не сохранилась, а вот на розу можно полюбоваться и сейчас.

Левая ниша создана в виде шатра. Свод украшает изображение Юпитера, окруженное семью планетами и знаками зодиака. Тут стояли статуи Пальмирской триады: верховного бога неба Бэла, солнечного бога Ярихбола и лунного бога Аглибола.

Интересно, что по стилю храм Бэла впитал в себя как античные, так и сирийские традиции зодчества. Он не является типично римским. Крыша в виде террасы, башенки на ней, карниз с треугольными зубцами — дань сирийской традиции.

В Пальмире было немало и других храмов: их посвятили богам Хададу, Набо, Иштару, Арсу, Азизу… Удивительно, как в одном городе «уживались» вавилонский бог Набо, сын Мардука, древнегреческий Зевс, арабская богиня Аллат… Караванщики приходили в Пальмиру со всех концов света, и каждый мог попросить покровительства у своего бога.

К сожалению, большинство храмов Пальмиры не сохранилось. Кроме культового сооружения в честь Бэла, туристы могут увидеть только небольшой храм бога дождя и грома Баалшамина, построенный в 131 г. н. э. Он не отличается большими размерами, но очень гармоничен и, по мнению искусствоведов, имеет совершенные пропорции.

Гробницы и гипогеи

Интересный туристический маршрут пролегает за пределами города, где расположен некрополь Пальмиры: 20-метровые башни и подземные склепы. Такие вот две противоположности в обычаях…

Сначала жители Пальмиры строили гробницы в виде башен. Эти башенки из песчаника состояли из собственно семейной гробницы на нижнем этаже с нишами и святилища предкам — на верхнем. Ниши закрывались каменными плитами, на которых высекали рельефное изображение усопшего. Кроме того, у каждой башни был балкончик, где устанавливали статую главы семьи.

Из затерянных среди песчаных холмов гробниц лучше всего сохранились башни Ямблиха и Элабела.

Примерно с середины II в. н. э. традиции изменились: вместо башен стали строить подземные гробницы — гипогеи.

Гипогей трех братьев — «бизнес-проект» древности

Эти семейные склепы были достаточно велики, а знаменитый гипогей трех братьев вообще представляет собой, как бы мы сказали сейчас, «бизнес-проект». Дело в том, что братья Нааман, Мала и Саеди построили гробницу сразу на 390 мест и продавали там места всем желающим. Сам склеп просторен, вглубь идет широкая лестница, а крестообразное помещение гипогея украшено фресками и орнаментами.

Калаат аль-Маани

Обычно экскурсия по Пальмире завершается посещением крепости Калаат аль-Маани, относящейся к периоду арабского владычества над городом. Крепость построена за стенами Пальмиры, но обычно воспринимается как часть наследия этого археологического комплекса.

Капаат аль-Маани
Капаат аль-Маани

Калаат аль-Маани сооружена на самом высоком из холмов, окружающих Пальмиру, его высота — 150 м. С верхнего яруса башни, где разрешают гулять туристам, открывается невероятный по красоте вид на город и долину гробниц. Ночью крепость подсвечивается лучами прожекторов и видна издалека.

Калаат аль-Маани построена в первой половине XVII в. Ее воздвигли по приказу друзского эмира Фахр ад-Дина аль-Маани. Основанием цитадели служит скала. Семь башен окружают центральную террасу.

Прямо в скале выдолблен и ров, окружающий крепость. Внутри Калаат аль-Маани размещены неровные каменные бойницы и узкие лестницы из камня, арки и лабиринты переходов. Туристам разрешают ходить по стенам крепости — для безопасности выстроены ограждения. Со стен можно увидеть всю Пальмиру с высоты птичьего полета.

Заключение

Прекрасный, цветущий город пальм знал и период великого расцвета, и дни сокрушительного поражения. Жемчужина, много веков украшавшая пустыню, была разрушена, разграблена, постепенно оставлена и предана забвению… Но до нас дошли мраморные свидетельства великого прошлого: руины и некоторые постройки, которые сегодня делают Пальмиру одним из самых хорошо сохранившихся городов Античности.

Глядя на Пальмиру с высоты птичьего полета, можно представить, как выглядели римские города две тысячи лет назад. Путешествуя по улицам города, любуясь портиками, арками, тетрапилонами, мы способны воссоздать в своем воображении шумную и пышную жизнь великолепного города пальм в дни его сияющей славы.




Поделиться ссылкой