Заложенная кхмерами примерно в первой половине XIV в., Аюттая получила титул «священный город ангелов и королей» после того, как король Раматибоди I сделал ее своей столицей.
В Таиланде даже в наши дни панорама средневекового города Аюттаи вызывает в памяти сцены из популярного когда-то мюзикла «Король и я» своими грандиозными храмовыми комплексами, массивной статуей Будды и так называемыми золотыми ступами — храмами в виде башни — высотой до 80 м.
На протяжении более чем четырех веков короли Аюттаи — а было их всего 35 — правили отсюда огромным королевством Сиам. Это был самый большой и процветающий город в средневековой Юго-Восточной Азии, и в годы расцвета численность его населения превышала миллион человек. В XVIII в. бирманские завоеватели положили конец славе и богатству Аюттаи, и теперь в этой маленькой провинциальной столице проживает всего около 65 000 человек.
Аюттая пришла к процветанию в XIV в. благодаря тому, что в 1351 г. король Раматибоди I перенес сюда свою столицу из Сукхотай, чтобы править в том месте, где некогда стоял трон властителей древних кхмеров, на острове между реками Менам-Чао-Прая, Пасак и Лопбури, в 70 км к северу от современного Бангкока.
Заливные приречные земли давали обильные урожаи, однако основой для богатства Аюттаи стали таможенные сборы. В этом месте пересекались самые оживленные торговые пути: постоянно обменивались товарами Китай, Ява, Малайзия, Индия, Цейлон, Япония и Персия, а кроме того, Дальний Восток торговал с Португалией, Францией, Голландией и Англией. Один за другим возводились роскошные дворцы и храмы, соперничавшие друг с другом богатством отделки. Особенно поражали воображение башни-ступы: их верхушки покрывало сверкающее листовое золото.
К концу XVII в. город начал приходить в упадок из-за бесконечных военных конфликтов королей Сиама с Бирмой. Правда, толстые городские стены из обожженного кирпича, возведенные в XVI в., выдержали не одну осаду бирманского войска. Но все-таки 7 апреля 1767 г. Аюттая пала. Завоеватели сокрушили стену и безжалостно разграбили город, разрушив множество дворцов и храмов. По легенде статуя Будды плакала настоящими слезами при виде того, как уничтожают прекрасную Аюттаю. Аюттая лежала в руинах и пепле, и ни одна попытка восстановить ее не была успешной, так как король Рама I устроил свою столицу совсем рядом, в Бангкоке.
В наши дни руины Аюттаи представляют собой лишь жалкие остатки былого величия. Массивные ступы в виде колоколов, руины храмов и монастырей напоминают о средневековом прошлом, когда здесь хранились бесценные реликвии и стояли усыпальницы королей и членов царской фамилии. Башня в храме Махатхат одно время считалась последним сохранившимся местом, которое посещал исторический Будда.
Руины Аюттаи остаются грандиозным наследством, оставшимся от этого некогда величественного города с его славой и богатством. Здесь причудливо переплелись культурные и архитектурные традиции кхмеров, жителей Индии и Цейлона, породив неповторимый стиль его построек. Мир никогда не увидит что-либо подобное снова.
Из Бангкока или Патайи на поезде или автобусе, далее на тук-туке, машине или велосипеде.
Ехать в Аюттаю лучше с ноября по апрель. Но это время считается высоким сезоном с большим наплывом туристов.
Является одной из самых известных достопримечательностей Аюттайи. Когда-то этот утопающий в саду дворец был домом королевской семьи. Сейчас от него остались лишь развалины. На территории дворца находится могильный курган королевы Си Суриятай, которая умерла с оружием в руках, сражаясь с бирманцами.
Во времена своего расцвета в Аюттае насчитывалось три королевских дворца, 375 башен, свыше 90 городских ворот и 29 внешних укреплений. Без сомнения, самым прекрасным из этих храмов был Ват Пхра Си Санпхет, возведенный в XV в. в виде трех золотых ступ. Это самое выдающееся место в городе было хранилищем пепла короля Раматибоди II и его отца, Раматибоди I — первых властителей Аюттаи.