Софийский собор, главный храм Киевской Руси, был заложен в 1037 г. Ярославом Мудрым. Его посвящение Софии Премудрости Божией символизировало связь русского православия с храмом Софии в Константинополе — центром всего православного мира.
Много веков подряд киевская София оставалась сердцем общерусской соборности, политической и культурной жизни страны. Здесь впервые была основана русская церковная митрополия, здесь князья короновались на киевский престол. Принято считать, что Ярослав Мудрый возвел храм возле пересечения главных улиц города в знак своей победы над печенегами. Есть, однако, предположения, что собор начал строить еще Владимир I Святославич, отец Ярослава. Так или иначе сооружение храма пришлось на время расцвета Киевской Руси. В первой половине XI в. она была великой державой и занимала изрядную часть Восточной Европы.
Архитектурный стиль киевской Софии называют и древнерусским, и византийско-киевским. Ярослав вызывал из Константинополя греческих мастеров, которые возводили собор по византийским образцам, но с русским колоритом. Стены выложены в технике смешанной кладки из квадратного кирпича (плинфы) и камней с известняковой обмазкой.
Росписи покрывают стены, столбы и своды собора, словно узоры яркой вышивки. Здесь можно встретить не только религиозные, но и мирские сюжеты, например портреты родственников Ярослава Мудрого. А на колокольне изображены празднества, устроенные императором Константином Порфирогенетом в честь прибытия княгини Ольги в Константинополь.
На стенах собора обнаружены средневековые граффити — записи, повествующие о событиях и деятелях тех времен. Записей около 300, и они свидетельствуют о достаточно высоком уровне грамотности среди жителей Киевской Руси.
Красота и величие Софийского собора олицетворяют собой те живые творческие силы, которые несомненно привели бы Русь к могуществу и процветанию, если бы не монголо-татарское иго.
Хотя в 1240 г. церковь была разграблена при взятии Киева Батыем, ее внутреннее убранство почти не менялось. Что касается наружного облика, он был серьезно переделан в конце XVII в. и обрел нынешние черты украинского барокко. В том же стиле выстроены монастырские здания вокруг собора.
В пантеоне Софии похоронены киевские князья: Ярослав Мудрый, его сын Всеволод и внуки Ростислав Всеволодович и Владимир Мономах. Раньше в нем хранились знаменитая шапка Мономаха, подаренная князю Владимиру византийским императором, распятие, привезенное княгиней Ольгой. Впоследствии большая часть ценностей перекочевала в Москву.
Добраться до Софийского собора проще всего на метро. Нужно доехать до станции «Золотые ворота» либо «Майдан Незалежности», а потом пройти немного пешком.
Софийский собор является частью Национального заповедника «София Киевская» и открыт для посещения шесть дней в неделю, кроме четверга.
Мозаики и фрески, иные из которых сохранились с XI в., — главное богатство киевской Софии. Такого собрания древней живописи нет ни в одной церкви Европы. В общей сложности мозаики собора занимают несколько сотен квадратных метров, а фрески — 3 тыс. м2!
Самая известная из мозаичных картин — «Богоматерь Оранта» («Нерушимая стена»). О ней издавна говорили: «Пока стоит Оранта, до тех пор стоит и Киев». Шестиметровая фигура молящейся Девы украшает центральную апсиду. Изображение сложено из каменных и стеклянных пластинок 177 оттенков.
В центральном куполе собора расположена мозаика «Спас Вседержитель» (ее также называют «Христос Пантократор»). Этот самый монументальный образ в русском искусстве XI в. и сейчас поражает воображение. Фигура Христа вписана в медальон диаметром более 4 м и находится на высоте 28,5 м от пола. Нарочито крупные формы и контрастные цвета позволяли каждому приходящему в храм ясно видеть над собой Царя Небесного.
Изначально Пантократора окружали четыре архангела — Михаил, Гавриил, Рафаил и Уриил. Из них сохранился только один, и то не полностью; впоследствии края одежды и ноги архангела были дописаны Михаилом Врубелем.