Родился Владислав Третьяк 25 апреля 1952 года в селе Орудьево Дмитровского района Московской области. Отец, Александр Дмитриевич, был майором в отставке, летчиком по профессии. Мать, Вера Петровна, преподавала физкультуру в средней школе, сейчас она на пенсии.
Пять лет подряд во время летних каникул Владик ездил в пионерский лагерь. Само собой разумеется, что половину времени ребята там занимались спортом. Владик тоже любил заниматься спортом. Он увлекался и легкой атлетикой, и баскетболом, и футболом, любил ходить на лыжах. И всегда он стремится быть первым, только чемпионом. Об этом своем желании он как-то прямо заявил матери. Та посмеялась и, подумав, что сын шутит, поправила: спортсменом. Однако Владик настоял на своем: нет, только чемпионом. Спустя годы Владислав Третьяк вместе с матерью с улыбкой вспоминали о том случае.
По примеру старшего брата Владислав пробовал заниматься плаванием (в бассейне «Динамо»), потом увлекся прыжками в воду. Именно тогда он научился преодолевать страх — прыгал с пятиметровой вышки. Сначала высота наводила ужас, однако вскоре Владик смог преодолеть свою боязнь.
Однажды с тремя сверстниками Владик рано утром отправился на Ленинградский проспект. Казалось, что все московские мальчишки в то утро решили стать хоккеистами. Прямо вавилонское столпотворение наблюдалось у Ледового дворца ЦСКА — шел набор в хоккейную школу. Тренеры проверяли у кандидатов в хоккеисты умение кататься задним ходом. Владику при поступлении пригодились воскресные семейные походы на каток в ЦПКиО имени Горького — он к этому времени уже хорошо владел коньками. Вполне понятно, что Третьяк оказался в числе четверых, принятых в знаменитый клуб. Выдержать экзамен помогло, конечно, и занятие разными видами спорта.
Владик прошел по конкурсу как нападающий. Отныне он регулярно посещал тренировки — три раза в неделю по полтора часа. Целый месяц он с нетерпением ждал того дня, когда ему вместе с другими новичками выдадут хоккейную форму, наподобие той, что он однажды увидел у мамы в классе (она работала учителем физкультуры), где было два мальчика, занимавшихся в школе ЦСКА. Наконец Владик не выдержал и, воспользовавшись тем, что никто не хотел играть в воротах, подошел к тренеру Виталию Георгиевичу Ерфилову и сказал: «Если дадите настоящую форму, то я буду вратарем». И услышал вопрос: «А не боишься?» — «Чего же бояться?» — простодушно ответил мальчуган и отправился в ворота.
Откуда юному Третьяку в то время было знать, как больно бьет шайба и, вообще, как тяжела доля вратаря?! Больше всего в то время он хотел получить настоящую хоккейную форму. И вот получил ее.
К синякам Владислав Третьяк привык быстро. А вот к неудачам за все годы, проведенные в хоккее, так и не смог. В юности иногда случалось, что он не мог после поражения сдержать слез — так было ему горько и стыдно. Он буквально рыдал, а вся команда успокаивала его.
В конце декабря 1967 года - начале января 1968 года в Финляндии прошел первый чемпионат Европы для хоккеистов до 19 лет. Тогда тренер советской команды Николай Пучков, выдающийся вратарь, отметил: «Вообще я не люблю расточать комплименты молодым (друзья подтвердят это), а сей-час охотно изменяю своему правилу, есть у меня один мальчик по имени Владик. Он покорил меня на тренировках удивительной реакцией, подвижностью, мужеством. Я верю, из него будет толк».
Пучков не ошибся: этим мальчиком был Владислав Третьяк, будущий трехкратный олимпийский чемпион. Слова Пучкова о Третьяке были опубликованы в 52-м номере еженедельника «Футбол-Хоккей» за 1967 год. Что самое удивительное, уже в 17 лет Владислав был включен в состав сборной страны по хоккею, начав свой спортивный путь в воротах команды ЦСКА. И в период с 1969 по 1984 годы защищал ворота ЦСКА и сборной Советского Союза.
Владислав Третьяк в свое время окончил Институт физкультуры и Военно-политическую академию им. В. И. Ленина.
За сборную СССР только на чемпионатах мира и Европы и на Олимпийских играх Владислав Третьяк провел 117 матчей. Особое место занимают первые встречи с лучшими игроками Северной Америки, которые прошли осенью 1972 года. Советским людям профессионалы казались громадными амбалами, которые всех сбивают на своем пути, не обращая внимания ни на что. А вот советские игроки казались заокеанским специалистам неуклюжими и робкими мальчиками, не способными оказать достойный отпор настоящим «мачо». Однако при встречах игроков двух разных политических лагерей все оказалось совсем не так, как представлялось. И советские игроки доказали свой высокий уровень, показали высочайший класс игры. А Владислав Третьяк стал любимцем канадских зрителей.
Прежде всего восхищало его необыкновенное мастерство — с какой-то непостижимой ловкостью ловил он шайбы, летевшие в ворота сборной СССР. Канадцам редко удавалось увидеть такого аса.
Не в меньшей степени иностранным поклонникам хоккея импонировало у Третьяка другое: открытая улыбка высокого русского парня, его дружелюбие, благожелательное отношение ко всем. Иногда случалось такое, что в Канаде Третьяк в течение многих часов раздавал поклонникам автографы.
Популярность на родине хоккея вратаря ЦСКА и сборной СССР поразительна: в Северной Америке четыре раза издавались его книги, мгновенно сметавшиеся с прилавков магазинов. Самые видные канадские государственные мужи считали за честь для себя пожать его широкую ладонь и сфотографироваться рядом с ним, офицером Советской Армии.
Оставив лед, Третьяк был на административной работе в ЦСКА и спорткомитете Министерства обороны СССР, представлял Вооруженные Силы в президиуме Федерации хоккея СССР.
Последний раз Третьяк вышел на лед в декабре 1984 года.
На протяжении пятнадцати лет Владислав Третьяк оставался в СССР первым вратарем. За это время его четырежды признавали лучшим на чемпионатах мира. Но он не успел поиграть за профессионалов. Его приглашали вторым тренером в канадский клуб «Эдмонтон ойлерс». Но тогда не было принято уезжать за рубеж играть или тренировать. Зато в наши дни Третьяк часто бывает за океаном — сейчас у него контракт с «Чикаго», согласно которому он является тренером-консультантом вратарей. Да и сегодняшняя работа в Москве — президент Международной спортивной академии, носящей его имя, — требует многочисленных контактов с иностранцами.
За личный вклад в воспитание нового поколения российских спортсменов, укрепление престижа и авторитета России на мировой спортивной арене и в связи с 50-летием со дня рождения в 2002 году заслуженный мастер спорта СССР Владислав Третьяк награжден Почетной грамотой Московской городской Думы.
Лучшие матчи Третьяка:
Достижения:
Награды: