Лариса Евгеньевна Лазутина (род. 1965)

Пятикратная олимпийская чемпионка по лыжным гонкам. Победила на дистанциях 5 и 10 километров на Олимпиаде-98. Три раза входила в состав сборной-победительницы Олимпийских игр в эстафете 4х5 километров: в 1992,1994 и 1998 годах. Серебряный и бронзовый призер Олимпиады-98, соответственно на дистанциях 15 и 30 километров. Многократная чемпионка мира, в том числе завоевала три золотые медали на индивидуальных дистанциях на чемпионате мира Тандер-Бэе: 5,10 и 15 километров. Обладательница Кубка мира 1990 года. Многократная чемпионка России.

Лариса Птицына родилась в карельском городе Кондопоге 1 июня 1965 года. Мать - Александра Николаевна работала продавцом, кладовщиком, а отец - Евгений Дмитриевич уже тогда был классным автомехаником.

«На лыжах Лариса крепко стояла с третьего класса, - вспоминает мать. - В это время я записала ее в кружок учиться играть на пианино. Но вскоре преподавательница сказала мне, что девочка слишком непоседлива и ее больше привлекают занятия спортом, а не музыка.

Я не стала настаивать, и Лариса всецело отдалась лыжам. Помню, в старших классах она подолгу была в отъезде - то на сборах, то на соревнованиях, и все же об учебе не забывала. Часто занималась ночами, чтобы догнать одноклассников, была упорной и волевой. В результате закончила школу с хорошими отметками».

Первыми тренерами Ларисы были Юрий Яковлев и Александр Кравцов. В 1984 году она попала в сборную страны, где ее тренировал Николай Петрович Лопухов. Лариса подружилась с Тамарой Тихоновой. Так получилось, что Тихонова «выстрелила» раньше. На Олимпиаде 1988 года в Калгари она стала одной из героинь, а Лариса просидела в запасе. Хотя к тому времени в ее активе и была победная эстафета на чемпионате мира 1987 года.

Тогда в Оберстдорфе на третьем этапе женской эстафеты борьбу повели Птицына и чемпионка мира Анне Ярей. Они дважды менялись местами, лидируя в гонке, но затем стало выявляться преимущество студентки из Петрозаводска, чьи лыжи, особенно на спусках, «бежали» быстрее. Однако здесь не обошлось без драматического происшествия: уже в коридоре для передачи эстафеты, где ее готовилась принять Анфиса, Лариса упала, что называется, на ровном месте. Резцовой даже пришлось сделать несколько шагов назад, чтобы принять эстафету. Но на финише наша сборная оказалась первой.

После Олимпиады Лариса Птицына вышла замуж за известного лыжника Геннадия Лазутина. Поменяв фамилию, в 1990 году она добилась большого успеха - стала обладательницей Кубка мира 1990 года. Но затем родила дочку, названную Алисой, и пропустила следующий сезон.

Лариса Евгеньевна Лазутина

В 1992 году из Альбервиля Лариса вернулась с первой олимпийской золотой медалью в эстафете. Сборная СНГ выиграла у норвежек почти двадцати три секунды. А вот в личном зачете Ларисе похвастать было нечем. Седьмое место на «пятерке», восьмое на «десятке» и пятое на «тридцатке». На последней дистанции она проиграла первому месту 4 минуты и 2 секунды.

На Олимпийских играх в норвежском Лилехаммере ситуация повторилась - Лазутина снова побеждает в составе сборной России в эстафете. И опять нечем похвастаться в индивидуальных гонках.

Зато в 1995 году Лазутина произвела фурор на чемпионате мира в американском Тандер-Бэе. Она выиграла четыре золотые медали!

Начало было положено победой на пятнадцатикилометровой дистанции классическим стилем. Лариса взяла со старта высокий темп и сохранила его до финиша. На отметке 1,6 километра она выигрывала у Даниловой 12 секунд. На отметке 9 километров второй была норвежка Нюбратен с отставанием уже больше минуты. И это несмотря на тяжелую, прямо каторжную трассу. Елена Вяльбе, другая наша известная лыжница, серебряный призер на этой дистанции, проигравшая Лазутиной 1 минуту 12 секунд, прямо сказала, что не встречала трасс подобной сложности. К тому же температура снега была 0-0,6 градуса. А в такую погоду практически невозможно найти идеальную смазку. Так что и у Ларисы на некоторых отрезках лыжи здорово отдавали.

На «пятерке» классикой Лазутина имела преимущество перед серебряным призером - Ниной Гаврылюк 14 секунд.

На десяти километрах свободным стилем, в гонке Гундарсена Лазутина не имела конкуренток. Она бежала легко и красиво, оставив соперницам возможность бороться только за второе место. Четвертое «золото» Лариса получила после победной эстафеты сборной России.

А после сезона 1997 года Лариса едва не покинула лыжню. Переболев тяжелым гриппом с осложнением, тренировалась с неимоверным трудом. А результаты не росли. После чемпионата мира 1995 года она не смогла выиграть ни одной индивидуальной дистанции в Трон-хейме-97. О Лазутиной потихоньку стали забывать. Она и сама уже освоилась в роли домохозяйки в своей уютной квартире в подмосковном Одинцове, перевезла к себе дочку. А потом....

Рассказывает тренер Лазутиной Александр Кравцов, руководивший подготовкой чемпионки:

- После оглушительного успеха в 95-м на чемпионате мира в Тандер-Бэе - четырех завоеванных золотых медалей, Ларисе пришлось пережить примерно такую же непростую ситуацию, что и Любе Егоровой, а теперь вот Елене Вяльбе. Отходила от чемпионата Лазутина долго и в муках. Все ее последующие болячки, по-моему, были следствием непомерной психологической нагрузки. Неудачи на прошлогоднем мировом первенстве в Тронхейме еще больше все усугубили. За это время в сборной появились другие примы. Вот мы и решили перевести Ларису на индивидуальную подготовку, потому что она просто не может себя чувствовать в своей тарелке, оставаясь в команде на вторых ролях. Ведь если спортсмены постоянно тренируются вместе под началом одного тренера, то вся группа в конечном итоге так или иначе начинает работать на лидера. Собственно, мы с Лопуховым и Геннадием, мужем Лазутиной, вовсе не изобретали новый велосипед. Постарались организовать для Ларисы обстановку, в которой она почувствовала бы себя единственной и неповторимой - ведь работать-то Лазутина действительно умеет, как никто.

«...В этом сезоне мои мужики, как я их называю, - говорила после победы Лариса, - создали мне для тренировок прямо-таки фантастические условия. Получилось чудо: так быстро и гладко после изнурительных нагрузок я еще никогда не восстанавливалась. Лопухов, который знает меня, как говорится, с младых ногтей, чуть не заболел на этой почве, испереживавшись: с Лазутиной, мол, нынче что-то ненормальное происходит».

В далекую Японию поехали две великие неудачницы - Лазутина и Вяльбе. Как и Лариса, Елена обладала всеми возможными титулами. На последнем чемпионате мира 1997 года выиграла все пять дистанций. В ее коллекции так же, как и у Лазутиной, не хватало только золотой олимпийской медали в индивидуальной гонке. Увы, Вяльбе и с последней своей Олимпиады вернулась без подобной награды.

Перед Олимпиадой в Нагано дочь Лазутиной Алиса предсказала маме серебро на пятнадцать километров. Так и вышло, победила Ольга Данилова, а Лариса отстала на 5,7 секунды.

Хакуба - местность, где проходили соревнования сразу по нескольким лыжным дисциплинам, - прямо-таки утопала в снегах. Трасса буквально со старта карабкалась вверх, причудливо петляя по склонам. Где-то к концу третьего километра, достигнув высшей точки, стремительно бросалась вниз. Но перед финишем, за 500 метров, была еще одна «горбушка», выкат на равнину и путь к финишу.

На «пятерку» Лазутина получила 62 номер. Перед ней стартовали итальянка Стефания Бельмондо, норвежки Бенте Мартинссен и Марит Миккельпласс, потом Ольга Данилова, чешка Катерина Нейманова, Юлия Чепалова, норвежка Анита Моен-Гуидон, Нина Гаврылюк.

Пятикилометровый спринт стремителен! Здесь нет времени на раскачку и для размышлений на предмет тактических вариантов по ходу гонки. Здесь есть только сумасшедшая работа от старта и до финиша: пот в глаза, со стонами - в подъемы, свист ветра в ушах на спусках и бег, бег, бег.

Позиция Ларисы в силу жребия оказалась далеко не идеальной. И главная опасность в данном случае исходила от лучших подруг - если только дружба в команде возможна - Даниловой и Неймановой. Тех же, что бежали впереди, контролировать было легче.

Старт ровно в 9.00... Да, да, Москва еще спала, а Лазутина уже мчалась по дистанции. Был впечатляющим и преисполнен решимости ее первый бросок. Мощные толчки палками, переход на переменный шаг...

Лариса Евгеньевна Лазутина (справа)
Лариса Евгеньевна Лазутина (справа)

И есть уже сведения с отметки 1,8 километра. Бельмондо, которую более всего опасались, похоже, вновь не в ударе - первая в «красной группе», она проигрывает даже многим середнячкам, что стартовали впереди... Но вот долговязые норвежки перечеркивают все ранние достижения: Мартинссен - 6.15.9, Миккельспласс - 6.12,9. И все же вот на подъемчике среди сосен замелькала миниатюрная фигурка Лазутиной - 6.13,7 - проигрывает Миккельспласс! Данилова - 6.17,7, И, наконец, Нейманова - 6.09,0. Лидер!

Но после отметки 1,8 км следовал коротенький спуск, 500-метровое примерно плато, а затем такой же длины самый тяжелый подъем к высшей точке трассы. Конечно же, в ушах у Лазутиной стоял бесконечно повторяемый ведущими ее по дистанции истошный вопль: «Минус 4 - Неймановой». И вся надежда теперь у нее была на кусочек равнинки и подъем, где тяжелой Неймановой будет очень нелегко, тем более что снег все шел и шел. Позже на пресс-конференции Нейманова скажет: «Я ужасно уставала на равнинных участках...»

Впрочем, что размышлять - уже финиш. Лазутина последним усилием мышц и воли пересекает черту - 17.37,9 - лучшее время. Но за спиной Нейманова... По рации передают: «Нейманова - плюс 3 секунды, «...плюс 2», и вот крик: «Катя проигрывает»

Она уже видна. До финиша 400 метров, 200... Нейманова финиширует и валится лицом в снег. Плечи ходят ходуном, и сердце, наверное, готово вырваться из груди. А на табло - 17.42,7... И Лариса вдруг пускается в откровенный рев. На пресс-конференции будет и такой вопрос: «Вы разрыдались после финиша Неймановой. Почему?» «Прошу прощения, однако я не могу ответить на ваш вопрос», - скажет Лариса.

Во время пресс-конференции после десятикилометровой гонки Лариса пообещала журналистам: «Я думаю, мы с вами здесь еще встретимся». Слово свое Лариса сдержала. Но ей, конечно, напомнили об обещании, поинтересовавшись, продолжатся ли встречи и дальше. Лазутина ответила: «Я надеюсь».

Следующая гонка - 10 километров по системе Гундарсена. В дождь. Нейманова сразу догнала Ларису, и девять километров они шли будто связанные невидимой нитью. Когда Лазутина, сделав рывок, все же оторвалась от Катерины, то даже не поверила, не услышав скрипа чужих лыж за спиной. А расстроенную Нейманову обошла на финише и Данилова.

- Я финишировала, - рассказывала потом Лариса, - и тут же раздался раскат грома. Подумала - небеса за нас. Бог помог!

- Вы дважды пропускали Нейманову вперед. Это такая хитрая тактика?

- Все гораздо проще. Я плохо вижу. Особенно на спусках. Да тут еще пелена дождя. Никак не могу освоить контактные линзы.

В эстафете сборная России не оставила никаких шансов норвежкам, а Лазутина выиграла третье «золото».

На «тридцатке» свободным стилем блестяще проявила себя юная Юля Чепалова. В тот день никто ни смог соперничать с ней. Лазутина к своей коллекции добавила «бронзу».

Наши лыжницы во время Олимпиады прославились не только как самые быстрые в мире. Во время Игр в доме, который они снимали в Хакубе, готовились также блюда русской кухни, предлагались такие разносолы, что чуть ли не весь олимпийский бомонд почитал за честь нанести им визит...

Кого только и из каких стран у них не перебывало! Приезжали специально, причем не только для того, чтобы с победами поздравить, но и за русским столом непременно посидеть.

А сама Лариса часто балует вкусненьким своих домашних?

- Если честно, то не так уж часто. Хотя готовить мне нравится. Запекаю или жарю мясо, варю щи, делаю суп с фрикадельками. Мои в восторге, ну и я довольна.

Интересно, что в Хакубе Лазутина жила в номере с Ольгой Даниловой, как ни крути, главной на Играх соперницей!

«...Но мы выступали за одну команду, делали одно дело, - говорит Лариса. - Искренне радовались удаче каждой из нас. Ведь Олимпиада как-то приподнимает человека в собственных глазах. Ощущаешь себя другим, не способным на мелкие чувства. И еще мне кажется, что с самой первой гонки мы переживали одно и то же: чтобы там, в России, никому за нас не было обидно и стыдно.

Хотя всякое бывало. Только не нужно забывать, что в команду пробиваются люди, прошедшие через такой отбор, преодолевшие такую конкуренцию, продравшиеся через такую борьбу, что... Словом, лучшие в России спортсмены. А ведь любой талант даже предполагает наличие качеств, с которыми окружающим порой мириться приходится ох как трудно».

И все-таки, с кем у Ларисы в сборной наилучшие отношения?

В сборную мы некогда пришли с Тамарой Тихоновой. Вместе тренировались, вместе жили, очень многое у нас было пополам. Когда Тамара ушла из команды, я подружилась с Антониной Ординой. Это ничего, что она с семьей теперь живет в Швеции, - мы по-прежнему поддерживаем наши отношения. Я, к слову, являюсь крестной матерью ее дочки. С большой симпатией - думаю, взаимной - мы относимся друг к другу с Ниной Гаврылюк, с Юлей Чепаловой. Вот незадолго до вашего прихода мне звонил из Питера Игорь Сысоев, муж Любы Егоровой. Передал от нее привет, сказал, что они очень за нас болели, что от души поздравляют меня с победой...

После Олимпиады Ларисе Лазутиной Указом президента России было присвоено звание Героя России. Еще одно звание она получила на службе - тренеру 127 спортивного клуба Ракетных войск стратегического назначения присвоили звание лейтенанта.

В следующем году на чемпионате мира в австрийском Рамзау Лариса поначалу выступала не очень удачно. Однако на финише пополнила свою копилку двумя золотыми медалями. Сперва в эстафете была уверенно обыграна сборная Италии. А в последний день Лариса победила на самой трудной дистанции - «тридцатке».

В сезоне 1999-2000 годов Лазутина имела все шансы на победу в Кубке мира. Однако успехи наших гонщиц изрядно поднадоели за рубежом. В результате в зачет Кубка идут теперь и спринтерские дистанции. В итоге лыжный спринт и подвел Ларису.

Но, зная характер Лазутиной, можно не сомневаться - она еще порадует победами!




Поделиться ссылкой