Матч в теннисе имеет довольно сложную структуру: он состоит из сетов (порой называемых партиями), геймов и, наконец, очков, добытых в каждом отдельном розыгрыше.
Победителем всех женских и большей части мужских (исключение составляют матчи турниров Большого шлема, Кубка Дэвиса и финал олимпийского турнира — здесь максимальное число сетов может достигать пяти (пятисетовый матч) официальных матчей признается игрок, первым одержавший победу в двух сетах (трехсетовый матч).
Сет состоит из геймов, в которых право на подачу поочередно переходит от соперника к сопернику (от пары игроков к другой паре). Существуют различные системы счета в сете. Две основные системы — «обычный сет» и «сет с тай-брейком». Можно использовать любую из двух систем при условии, что решение о применении одной из систем будет объявлено до начала соревнований. Если используется система «сет с применением тай-брейка», то должно быть также объявлено, какая из систем будет применена в решающем сете.
Игрок (пара), первым выигравший 6 геймов, выигрывает и этот сет при условии, что он выиграл на 2 гейма больше, чем его соперник (пара соперников). Если счет геймов станет «по шести», сет продолжается, пока преимущество в два гейма не будет достигнуто.
игрок (пара), первым выигравший 6 геймов, выигрывает и этот сет при условии, что он выиграл на 2 гейма больше, чем его соперник (пара соперников) Если счет геймов в сете станет «по шести», разыгрывается тай-брейк.
В каждом из геймов право на подачу имеет только один из оппонентов, то есть все розыгрыши в данном гейме начинаются с подачи одного и того же теннисиста.
Для победы в гейме нужно выиграть как минимум четыре розыгрыша.
За первый выигранный розыгрыш теннисисту присуждается очко, называемое «15», за второй — «30», за третий — «40», четвертое выигранное очко приносит игроку победу в гейме, если его соперник успел к этому моменту выиграть в данном гейме не более 2 розыгрышей. При счете 40:40 начинается игра на «больше — меньше»: победа в гейме достается тому теннисисту, который сумеет добиться преимущества в 2 очка.
Каждый теннисный розыгрыш начинается с подачи одного из игроков. При подаче теннисист должен, стоя за задней линией корта, с определенной стороны от расположенной на ней отметки, попасть в квадрат подачи, который находится на стороне соперника по диагонали от подающего. На это ему отводится две попытки; если обе из них оказываются неудачными (мяч не перелетает через сетку, не попадает в нужный квадрат, либо игрок при подаче совершает зашаг, то есть перед или во время удара по мячу касается ногой задней линии), очко присуждается противнику (двойная ошибка).
Подача, после которой противник не сумел даже задеть мяч ракеткой, называется эйсом (подачей навылет) и сразу же приносит очко подающему.
Подающий игрок не должен подавать мяч, пока принимающий не будет готов к приему. Однако принимающий должен придерживаться разумного темпа игры, и время на подготовку должно быть приемлемым.
Если принимающий попытается отбить поданный мяч, считается, что он был готов к приему.
Принимающий должен подать знак о своей неготовности — только тогда ошибка при подаче не будет засчитана.
Правила лаун-тенниса не претерпели значительных изменений с конца XIX века, то есть фактически с тех самых пор, как эта игра появилась на свет. Среди наиболее существенных поправок, внесенных в них, следует упомянуть отмену в 1961 году пункта о том, что, по меньшей мере, одна нога подающего должна при подаче касаться корта, а также появление в 1970-х годах тай-брейка — кардинально нового способа определения победителя сета.
В настоящее время официальные правила тенниса устанавливаются и публикуются Международной теннисной федерацией (ITF), в которую входят теннисные ассоциации и федерации стран всего мира. Ниже мы приводим выдержки из действующих на сегодняшний день правил игры, в которых речь идет о правилах, не описанных в других разделах настоящей книги.
Очко считается проигранным, если:
а) игрок совершил две подряд ошибки при подаче; или
б) игрок не сумел перебить через сетку мяч, находящийся в игре, до второго подряд отскока; или
в) игрок отбил находящийся в игре мяч таким образом, что тот коснулся предмета или поверхности площадки за любой из линий, ограничивающих корт на стороне противника; или
г) игрок отбил находящийся в игре мяч таким образом, что он до приземления коснулся постоянных принадлежностей корта; или
д) игрок умышленно задержал либо поймал ракеткой находящийся в игре мяч или умышленно коснулся его ракеткой более одного раза; или
е) игрок, его ракетка (находящаяся в руке или нет) либо то, во что он одет или имеет при себе, коснулись сетки, столбов, подпорок, троса, тесьмы либо ремня или поверхности корта на стороне противника во время нахождения мяча в игре; или
ж) игрок ударил по мячу с лета прежде, чем тот перелетел через сетку; или
з) находящийся в игре мяч коснулся игрока либо того, во что он одет или имеет при себе, за исключением ракетки; или
и) находящийся в игре мяч коснулся ракетки в тот момент, когда игрок не держал ее в руке; или
к) игрок умышленно и существенным образом изменил форму своей ракетки во время нахождения мяча в игре; или
л) в парной игре оба игрока коснулись мяча при ударе
При розыгрыше гейма по системе «тай-брейк» счет очков ведется следующим образом: «ноль», «один», «два», «три» и т. д. Игрок (пара), который первым (первой) выиграет семь очков, выигрывает гейм и сет при условии, что он (она) наберет на два очка больше, чем соперник (и). Если счет очков станет «по шести», тай-брейк продолжается, пока не будет достигнуто преимущество в два очка.
Игрок, принимавший подачу в предыдущем гейме, должен подавать при розыгрыше первого очка. Его соперник (в парной игре — игрок пары соперников, чья очередь подавать) должен подавать при розыгрыше следующих двух очков. Затем каждый игрок (пара) будет подавать поочередно при розыгрыше двух следующих друг за другом очков до окончания тай-брейка. В парной игре очередность подачи сохраняется такой же, какой она была установлена первоначально в этом сете.
Игрок (пара), чья очередь подавать на тай-брейке была первой, должен (должна) принимать подачу в первом гейме следующего сета.
Игроки (пары) должны располагаться на противоположных сторонах от сетки. Игрок, который вводит мяч в игру при розыгрыше первого очка, называется подающим. Игрок, который принимает мяч, введенный подающим, называется принимающим.
Игроки должны меняться сторонами после окончания первого, третьего и каждого последующего нечетного гейма каждого сета. Игроки должны меняться сторонами также по окончании каждого сета, если только суммарное число геймов в этом сете не будет четным, — в этом случае игроки меняются сторонами по окончании первого гейма следующего сета
На тай-брейке игроки должны меняться сторонами после розыгрыша каждых шести очков.
Если во время розыгрыша очка игроку помешает какое-либо умышленное действие соперника, то этот игрок выигрывает очко. Но если эти действия были неумышленными, или к помехе привели не зависящие от соперников обстоятельства, очко должно быть переиграно.
Некоторые распространенные вопросы:
Вопрос: Считается ли помехой неумышленный двойной удар?
Ответ: Нет, и очко не переигрывается.
Вопрос: Если игрок утверждает, что прекратил играть, полагая, что его противнику была создана помеха, то может ли игрок потребовать переигрывания?
Ответ: Нет, этот игрок проигрывает очко.
Вопрос: Если находящийся в игре мяч попадет в птицу, пролетающую над кортом, будет ли это считаться помехой?
Ответ: Да, очко должно быть переиграно.
Вопрос: Если во время розыгрыша очка игроку помешал мяч или любой другой предмет, лежавший на его стороне корта еще до начала этого розыгрыша, будет ли это считаться помехой?
Ответ: Нет, и очко не переигрывается.
Принципиально важно, чтобы игра была непрерывной с начала матча (когда мяч после первой подачи введен в игру) и до его окончания.
а. между розыгрышами каждого очка разрешен перерыв не более 20 секунд. При смене сторон по окончании гейма разрешен перерыв не более 90 секунд. Однако после окончания первого гейма в каждом сете и во время розыгрыша тай-брейка игра должна быть непрерывной, и игроки должны меняться сторонами без перерыва на отдых.
После завершения каждого сета предусматривается перерыв максимальной продолжительностью 120 секунд. Продолжительность перерыва считается с момента окончания розыгрыша очка до удара по мячу при подаче при розыгрыше следующего очка.
Организаторы соревнования могут обратиться в ИТФ за разрешением продлить установленный перерыв в 90 секунд при смене сторон и перерыв в 120 секунд после окончания каждого сета.
б. Если по не зависящим от игрока причинам его одежда, обувь или снаряжение (исключая ракетку) выйдут из строя или будут нуждаться в замене, игрок может получить приемлемое дополнительное время для устранения неисправности.
в.Игрок не может получить дополнительное время для того, чтобы восстановить свои силы. Однако в случае возможности лечения полученной игроком травмы (или болезни) ему может быть разрешен один трехминутный перерыв для оказания медицинской помощи в связи с этой травмой (или болезнью).
Также может быть разрешено ограниченное количество перерывов для посещения туалета или для смены одежды, если об этом будет объявлено заранее, до начала соревнования.
г. Организаторы соревнований могут разрешить перерыв для отдыха, не превышающий 10 минут, если об этом будет объявлено до начала соревнования. Этот перерыв может быть взят после третьего сета в матче из пяти сетов и после второго сета в матче из трех сетов .
д. Продолжительность разминки не должна превышать пяти минут, если только организаторы соревнований не примут другого решения.
Подсказкой игроку считается любой способ передачи игроку информации, совета или указаний (словесно или любыми сигналами).
В командных соревнованиях, когда капитан находится на корте, он имеет право подсказывать игроку или игрокам только после окончания сета или во время смены сторон по окончании гейма, но не при смене сторон после первого гейма каждого сета или во время тай-брейка.
В любых других матчах подсказки игроку запрещены.
Некоторые распространенные вопросы:
Вопрос:
Разрешается ли давать советы или указания игроку посредством сигналов в ненавязчивой форме?
Ответ:
Нет
Вопрос:
Разрешается ли подсказывать игроку в то время, когда игра приостановлена, и игроки покинули корт?
Ответ:
Да.
Удары в теннисе
За исключением приема подачи, который можно производить только после отскока мяча от поверхности корта, любой удар в теннисе можно совершать либо позволив мячу вначале удариться о корт (удар с отскока), либо не давая ему такой возможности (удар с лета). Находясь на задней линии площадки или за ней, теннисисты, как правило, предпочитают играть с отскока, удары с лета чаще всего наносятся, когда игрок находится у сетки либо на хавкорте.
Под форхендом зачастую понимают удар, наносимый игроком справа, однако данное определение грешит неточностью, форхенд — это удар, который теннисист производит своей рабочей рукой, то есть рукой, в которой он держит ракетку (форхендом правши будет, соответственно, удар справа, левши — удар слева).
Бекхендом, в свою очередь, называют удар, наносимый теннисистом с неудобной стороны, со стороны «нерабочей» руки (удар слева — у правши, справа — у левши). Бекхенд бывает как одноручным, так и двуручным, то есть может производиться игроком при одноручной или двуручной хватке ракетки. Двуручный бекхенд хоть и выглядит менее эффектно, зато позволяет лучше контролировать полет мяча, именно поэтому в современном теннисе число профессионалов с одноручным бекхендом стремительно уменьшается.
Для обозначения различных теннисных ударов существует весьма обширная терминология. Давайте ознакомимся с некоторыми из входящих в нее понятий.
Находящегося у сетки или выбегающего к ней соперника можно обвести удачно брошенной свечой — ударом, при котором игрок стремится по высокой траектории направить мяч под заднюю линию, забросив его за спину оппонента.
Если свеча брошена неудачно или является вынужденной, соперник может вколотить ее в площадку, не дав мячу удариться о корт, смэшем (удар над головой) или, подождав, пока тот высоко отскочит от поверхности корта, смэшем с отскока.
Против находящегося за задней линией или медленно передвигающегося соперника весьма эффективным оружием являются укороченные удары (дроп-шоты), после которых мяч опускается на стороне оппонента близко от сетки и низко отскакивает от поверхности корта. Опасность, которую представляет для соперника укороченный мяч, возрастает, если удар выполнен с обратным вращением (укороченный с обратным вращением), то есть после отскока мяч направляется по траектории в сторону сетки, от бегущего к нему игрока
Одним из самых сложных технических приемов в теннисе является удар с полулета (хавволлей), который теннисист производит по мячу в нижней точке, то есть почти сразу после его отскока от корта. Это дает игроку возможность максимально быстро вернуть мяч на противоположную сторону площадки, тем самым лишив соперника времени на подготовку к ответному удару.
На любом официальном матче присутствует судья, располагающийся на вышке, стоящей сбоку от корта на линии сетки (судья на вышке), он является главным арбитром поединка, решение которого является окончательным. Ему, как правило, помогает бригада линейных судей, или лайнсменов, определяющих попал мяч в корт (при подаче — в квадрат подачи) или же нет
Согласно действующим правилам считается, что мяч попал в корт в том случае, если он приземлился в пределах линий, определяющих границы корта, или какой-либо своей частью коснулся любой из этих линий (боковых или задней). Аналогичные правила применяются при решении вопроса относительно попадания мяча в соответствующий квадрат подачи. Судья на вышке (на теннисном сленге иногда называемый «вышечник») имеет право отменить любое решение линейного судьи. В его обязанности также входит оглашение счета после розыгрыша каждого очка.
Начиная с 2006 года, на некоторых соревнованиях, входящих в профессиональный теннисный тур (как мужской, так и женский), стала применяться электронная система «Хоук-ай» (система «Ястребиный глаз»). Суть ее заключается в следующем: с помощью многочисленных установленных вокруг корта камер и специальной компьютерной программы место, в которое попал мяч, определяется абсолютно точно, что позволяет не сомневаться в правильности вынесенных судейских решений.
В соответствии с действующими правилами каждому из соперников предоставляется 3 попытки на просмотр в течение каждого из сетов — то есть 3 возможности воспользоваться помощью системы «Хоук-ай». Попытка игрока «сгорает» (то есть пропадает), если судейское решение, которое он оспаривал, оказывается верным, и возвращается ему, если электроника подтверждает его точку зрения и указывает на судейскую ошибку.