Спиритизм

Спиритизм

Спиритизм, или медиумизм, — вера в возможность общения с душами умерших и сама практика такого общения. Также под этим словом понимается мистическо-философская доктрина, разработанная в XIX в. французским исследователем психических явлений Алланом Кардеком.

Точкой отсчета современного спиритизма принято считать 1848 г., когда три сестры Фокс, проживавшие в своем доме, расположенном в предместье Нью-Йорка, пообщались с некой духовной сущностью. Контакт осуществлялся посредством системы стуков, которую разработали сами девушки. По договоренности с духом один удар обозначал «нет», а три удара — «да». Стучащий дух назвал себя коммивояжером и сообщил, что его хозяин был убит в этом доме прежними владельцами. Спустя несколько лет в подвале действительно нашли скелет человека.

Дом сестер Фокс в Нью-Йорке
Дом сестер Фокс в Нью-Йорке

Дух отвечал на любые вопросы сестер и поддерживал связь с ними даже после того, как они покинули родительский дом и стали жить у старшей сестры. Скоро о происходящем узнали все в округе. Сотни людей бесцеремонно заявлялись в дом девушек, чтобы услышать стуки духа в ответ на задаваемые вопросы. Изучением этого феномена занялись три группы ученых. Проведя ряд исследований, они пришли к общему выводу: источник стуков не является чревовещанием либо каким-то другим обманным действием со стороны сестер, а имеет неизвестное происхождение. Сестры с большим успехом гастролировали по городам Америки, и дух повсюду незримо следовал за ними, каждый раз выходя на контакт.

Однако чрезмерно активное и бесконтрольное пользование собственной психической энергией, необходимой для общения с духом, вскоре значительно подорвало здоровье девушек. Когда число проводимых сеансов достигало десяти в день, сестры истощались настолько, что к вечеру безо всяких сил валились на свои постели. В это время они пристрастились к спиртным напиткам, которые несколько поднимали тонус, но гнетуще действовали на медиумические способности. В результате дух стал реже выходить на связь, и, чтобы выступления не оказались провальными, сестры начали жульничать, скрыто постукивая коленными суставами.

Дух, с которым общались сестры Фокс, не случайно появился именно в их доме. Еще до того, как они переехали в свое поместье, здесь убили коробейника. Сестры не были в курсе произошедшего и узнали об этом лишь тогда, когда при раскопке погреба наткнулись на скелет человека.
Кейт, Лия и Маргарет Фокс
Кейт, Лия и Маргарет Фокс (слева направо) — основоположницы современного спиритизма

Спиритический сеанс

Спиритический сеанс — практика вызывания духов умерших людей с целью получения какой-либо скрытой информации или для гадания, получившая огромную популярность как разновидность салонной игры в середине XIX в.

Сестры Фокс общаются с духом в присутствии свидетелей
Сестры Фокс общаются с духом в присутствии свидетелей

Одним из выдающихся медиумов, практикующих спиритические сеансы, считается шотландская ясновидящая Хелен Дункан. Она прославилась умением вызывать души умерших. Во время сеансов изо рта женщины вырывались сгустки эктоплазмы. Из них материализовывались призраки, которые вступали в беседу с Хелен.

Поверить в происходящее было трудно, поскольку все это противоречило законам физики. Скептики утверждали, что Хелен проглатывает марлю, а потом срыгивает ее, выдавая за эктоплазму. Недоверие к колдунье усилилось после того, как она отказалась принять участие в каких-либо научных исследованиях. Она считала, что должна помогать людям, а не удовлетворять любопытство ученых. Кстати, материализация призрака была успешной, когда зрители положительно воспринимали происходящее, и, напротив, процесс шел с трудом, когда на сеансе присутствовали скептики.

В наши дни организация спиритического сеанса для развлечения или получения сведений в корыстных (или преступных) целях считается опасной, поскольку в данных случаях возможен обратный удар сил зла.

Во время Второй мировой войны популярность Дункан возросла в разы: многим хотелось получить хоть какую-то весточку о своих близких, сражающихся на фронте. В 1941 г. Хелен вызвала дух погибшего матроса, на бескозырке которого четко виднелись буквы «К. Е. В. Бархэм» — название военного корабля, на котором он служил. При зрак сказал, что его крейсер атаковала и подтопила немецкая подводная лодка, никому спастись не удалось. Эта катастрофа реально произошла в водах Средиземного моря, однако власти держали ее в строжайшем секрете. Откуда о ней прознала Хелен — загадка. Сотрудники секретных служб были в растерянности. Они опасались, что Дункан может выдать еще какую-нибудь секретную информацию. По этой причине колдунью арестовали прямо во время спиритического сеанса. На суде многочисленные свидетели подтвердили, что Хелен Дункан — не шпионка, а обладательница сверхъестественной способности вызывать и материализовывать духов, от которых и получает информацию. Но никакие доводы делу не помогли: женщину приговорили к девяти месяцам тюремного заключения.

Когда Дункан оказалась на свободе, преследования со стороны властей продолжились. Во время одного из спиритических сеансов ее снова арестовали, но в этот раз обвинили не в колдовстве (закон о ведьмах к тому времени уже отменили), а в мошенничестве.

Участники спиритического сеанса
Участники спиритического сеанса садятся за круглый стол и берутся за руки (или касаются пальцами друг друга), образуя таким образом магический круг. В нем концентрируется энергия, которая позже переходит в распоряжение духа

ФЕНОМЕН ЭКТОПЛАЗМЫ

Эктоплазма — жидкость (или пар) молочно-белого цвета с резким запахом озона. Очевидцы подметили, что она совершенно не переносит яркого света и, если его включить, тут же втянется обратно в тело медиума, который в это время находится в глубоком трансе. Также материализуемый призрак мог иметь различную плотность, что зависело от состояния медиума. В некоторых случаях сквозь фантом можно было легко просунуть руку, но иногда он был настолько плотным, что по нему можно было ударить кулаком и даже сосчитать его пульс.

Госпожа Дункан
Госпожа Дункан демонстрирует процесс образования призрачного фантома из эктоплазмы

Отливки рук и ног духов

Отливки рук и ног призраков — парафиновые слепки частей тела материализованных духов, появлявшихся во время спиритических сеансов.

Первую в истории отливку конечностей получил американский профессор Уильям Дентон. Проводя опыты, он заметил, что если погрузить палец сначала в растопленный парафин, а затем в холодную воду, то на пальце образуется толстая парафиновая оболочка, которую можно снять и использовать для изготовления слепка.

Отливка ног и рук материализованного духа
Отливка ног и рук материализованного духа

Операция по получению слепков проводилась еще 100 лет назад. Для этого брались два сосуда — один с холодной водой, другой с горячей. На поверхность горячей воды наливался слой растопленного парафина. Фантомная рука, которая появлялась во время спиритических сеансов, окуналась на секунду в растопленный парафин, а затем погружалась в холодную воду, и так несколько раз подряд. В результате на ней образовывалась достаточно толстая «парафиновая перчатка». Когда фантомная рука ее покидала, в ведре с холодной водой оставался парафиновый слепок, который затем заливался гипсом. Эта процедура помогла спиритам добыть не один слепок рук и ног призраков, а значит, доказать их присутствие.

Известно, что парафиновые копии своей ладони пытался изготовить и знаменитый иллюзионист Гарри Гудини, чтобы посрамить спиритов. После нескольких неудачных попыток ему все-таки удалось снять с руки «парафиновую перчатку», не разрушив формы. Но он оказался единственным, кто сумел это сделать, что еще раз доказывает уникальность метода.

Слепки рук и ног духов обладали уникальным, никому не свойственным рисунком папиллярных линий.

Со временем исследователи подметили, что парафиновые слепки можно заполнить жидким гипсом и получить таким образом отливку, в точности повторяющую все линии и складки кожи, или, проще говоря, отпечатки пальцев духа. Этой методикой начали пользоваться многие спириты. В какой-то момент она приобрела такую популярность, что одно за другим стали появляться предположения, будто данные слепки — не что иное, как точные копии ладоней (или ступней) медиумов, пытавшихся контактировать с духом.

Однако вскоре с этой гипотезой пришлось распрощаться. Детальное изучение показало, что на слепках просматривались мельчайшие складки кожи, ногти и кровеносные сосуды человеческих рук, но они никоим образом не совпадали с характеристиками рук медиумов. Все попытки получить отливки, сходные с руками живых людей, потерпели неудачу. Опытные скульпторы и литейщики заявили, что они не знают методов, с помощью которых можно было бы изготовить восковые слепки, похожие на те, что были получены на сеансах контакта с духами.

Отливки рук и ног духов
Исследования показывают, что материализация духов — вполне реальное явление. Спириты заявляют, что дух может иногда облечься в телесные оболочки. В таком случае перед нами будет человек, которого можно не только видеть, но и осязать. Потом дух исчезнет. Кроме того, cпириты уверены, что по воле духа могут материализоваться разные предметы: кольца, документы, волосы и т. д.

ПРАВДА ИЛИ ЛОЖЬ?

Многие скептики говорили о том, что эти отливки — обычная фальсификация и принадлежат они не духам, а людям. У спиритов на этот счет был железный аргумент: снять «парафиновую перчатку», не порвав ее, с руки живого человека невозможно из-за того, что область запястья значительно уже ладони. Духи же растворяются в пространстве и легко проскальзывают через любое отверстие. Это отмечали и другие исследователи, которые, к примеру, пытались задержать ладонь призрака в рукопожатии. Она не пыталась высвободиться, когда сеанс заканчивался, а просто превращалась в пар и таким образом исчезала.

Скоулзский эксперимент

Скоулзский эксперимент — серия опытов, проведенных группой ученых в селении Скоулз на севере Англии, где были получены блестящие доказательства существования жизни после смерти.

Участники скоулзского эксперимента доказали
Участники скоулзского эксперимента доказали, что духов можно сфотографировать

Скоулзский эксперимент объединил десятки ведущих ученых и исследователей, имевших огромный опыт изучения паранормальных явлений. Были среди них и медиумы, на плечи которых легла задача передачи сообщений от бесплотных собеседников. Во время спиритических сеансов посредники между мирами получали от духов послания, которые содержали сугубо личную информацию, о которой больше никто не мог знать.

Вскоре сигналы приобрели вид голосов, и их слышали и все находящиеся в комнате. Некоторые исследователи чувствовали физическое прикосновение духов, а также наблюдали левитацию стола. После этого духи материализовали множество предметов: ожерелье из драгоценных металлов, монету с профилем Черчилля, стеклянный шарик, британский пенни довоенного выпуска, французскую монету 1928 г., серебряный амулет и др. Одним из самых удивительных феноменов, имевших место в ходе скоулзского эксперимента, были материализовавшиеся огоньки, причудливо кружившие по ком нате. Время от времени от них исходили лучи, которые проходили сквозь непрозрачные предметы. Когда огонек касался присутствующих людей и входил в их тело, он неведомым образом исцелял различные недуги.

Все эти явления сопровождались резкими понижениями температуры в помещении. За сеансами общения с потусторонним миром наблюдали профессиональные фокусники, которые не обнаружили ни малейших признаков обмана.

Скоулзская группа также проводила фотографические эксперименты. В месте исследования установили фотокамеры, которые затем позволили увидеть поразительные кадры: духи парили в воздухе и позировали перед объективом.

Эксперимент с Филиппом

Эксперимент с Филиппом — психокинетический опыт, целью которого стало создание искусственного привидения и, как следствие, доказательство того, что духа можно сконструировать, оживить и вступить с ним в контакт.

В 1972 г. члены Общества психических исследований из Торонто (Канада) решили создать искусственное привидение, или элементал. Для этого нужно было придумать образ какого-нибудь человека из прошлого. Участники группы сообща написали краткую биографию человека, которому дали имя Филипп. В ней значилось, что он — английский аристократ XVII в., без памяти влюбившийся в цыганку Марго. Жена Филиппа, прознав об измене мужа, объявила Марго ведьмой, и ту сожгли на костре. Филипп же не смог пережить утрату и покончил с собой, бросившись с крыши замка. Члены группы даже набросали портрет этого вымышленного персонажа.

Перед тем как перейти к эксперименту, группу из шести человек тщательно проверили врачи и психологи. В результате ни у кого из участников не обнаружилось признаков психических отклонений. Группа получила название по имени руководителя Общества психических исследований, доктора А. Р. Г. Оуэна — группа Оуэна. В нее входили супруга Оуэна, занимавшая одну из руководящих должностей в организации, объединявшей людей с чрезвычайно высокими показателями IQ, промышленный дизайнер, бухгалтер, домохозяйка, счетовод и студент отделения социологии. В качестве наблюдателя на большинстве из сессий присутствовал также психолог, доктор Дж. Уиттон. Когда все подготовительные мероприятия завершились, исследователи перешли к этапу налаживания коммуникации с вымышленным духом.

левитация стола
Одним из первых подтверждений того, что Филипп рядом, была левитация стола

В течение года участники эксперимента медитировали вместе, пытаясь создать «общую галлюцинацию». Они обсуждали Филиппа, его жизнь, размышляли о нем, пытались как можно детальнее представить его внешность.

Некоторые парапсихологи высказали следующее мнение: несмотря на то что Филипп — вымышленный персонаж, группа Оуэна в реальности соприкоснулась с таинственным миром духов. Вероятно, какой-нибудь «игривый» призрак воспользовался проводившимися спиритическими сеансами, чтобы вступить в контакт с людьми, и сделал это под чужим именем.

Члены группы посчитали, что им удастся добиться большего, если они воссоздадут атмосферу спиритического сеанса. Они притушили свет, кругом развесили картинки с изображениями старинных замков наподобие родового поместья Филиппа и предметов из той эпохи, сели вокруг стола, произнесли традиционные для таких случаев заклинания... И это сработало! Однажды стол, за которым они сидели, стал вибрировать. Кто-то спросил: «Уж не проделки ли это нашего Филиппа?» — и в ответ раздался стук. Вскоре Филипп стал исправно отвечать на любые вопросы: один стук означал «да», два — «нет». В ходе сеансов исследователи ощущали прикосновения Филиппа, наблюдали левитацию стола, слышали стуки, доносящиеся из стен и потолка. Однако членам группы не удалось добиться главного — материализации образа Филиппа.

Портрет вымышленного Филиппа
Портрет вымышленного Филиппа

В 1974 г. группа сняла фильм «Филипп, воображаемый призрак», который был показан по канадскому телевидению. Этот эксперимент подтвердил мысль о том, что многие духи не вызываются, а конструируются психической энергией медиумов. Высказывалось и другое мнение: якобы под именем различных персонажей из прошлого на спиритическом сеансе появляются духи недавно умерших и, чаще всего, порочных людей, астральная и ментальная оболочки которых страстно хотят хотя бы ненадолго вернуться в физическую оболочку, чтобы получить прежние ощущения.

Инструментальная транскоммуникация

Инструментальная транскоммуникация — это связь с тонким миром посредством технических средств.

Данный тип транскоммуникации, как следует из ее названия, невозможно осуществить без специальных инструментов: телефонов, магнитофонов, компьютеров, телевизоров и радио.

В 1959 г. шведский исследователь Фридрих Юргенсон записывал голоса птиц на магнитофон. Через пару дней, когда мужчина стал прослушивать пленку, его удивлению не было предела: из динамиков доносился некий мужской голос, что-то говорящий о «пении птиц в ночное время». Ошарашенный Юргенсон прослушал запись еще раз. Теперь среди прочего шума он уловил голос своей матери, которая говорила на немецком: «Фридрих, за тобой наблюдают. Фридель, мой маленький Фридель, ты слышишь меня?» Сначала исследователь подумал, что это галлюцинация, и дал прослушать пленку своим товарищам, но они услышали то же самое. Проанализировав произошедшее, Юргенсон пришел к выводу, что сделал важное открытие.

Шведский исследователь Фридрих Юргенсон
Шведский исследователь Фридрих Юргенсон

В последующие четыре года Фридрих записал сотни паранормальных голосов, а в 1964 г. издал книгу «Голоса из Вселенной», а затем еще одну — «Радиоконтакт с мертвыми». Он полностью посвятил себя исследованиям в области записи голосов мертвых, выступал с публичными лекциями в различных странах, работал над фильмом о звуках из потусторонней реальности. В 1987 г. Юргенсон скончался, он ушел в тот мир, с которым так тесно контактировал в течение многих лет, однако на этом его история не закончилась.

Можно сказать, что инструментальная коммуникация — это современный вариант спиритизма.

В 1994 г. исследователю Адольфу Хомсу удалось получить первое цветное изображение из параллельного мира. Это был портрет покойного Фридриха Юргенсона. Одновременно с этим на компьютер Хомса пришло сообщение: «Это Фридель из Швеции. Я посылаю вам свое изображение… Проекция с 17 января 1991 г. была за пределами пространства и времени. Все ваши и наши мысли и чувства имеют свою электромагнитную реальность, которая не утрачивается за пределами пространственно-временной структуры… Сознание создает все формы…»

В наши дни исследованиями в области транскоммуникации занимаются многие энтузиасты. Однако академическая наука, как и в других подобных случаях, предпочитает оставаться в стороне.




Поделиться ссылкой