Тайна дома Олениных

В Малом Кисловском переулке находится удивительный дом № 5а / 8, некогда принадлежавший статской советнице Анне Семёновне Олениной, матери известного чиновника Алексея Николаевича Оленина. Особняк был продан после Отечественной войны 1812 года, некоторое время его даже снимала семья Ивана Сергеевича Тургенева. В 1840-х здесь проживал декабрист Захар Григорьевич Чернышёв, вернувшийся из ссылки. С 1873 года хозяином дома был Константин Степанович Шиловский, в гостях у которого часто бывал Пётр Ильич Чайковский — его учитель и близкий друг. Последней здесь проживала семья Владимира Васильевича Думнова, владельца одного из самых известных издательств в Москве.

Гостиная Олениных. Неизвестный художник. 1820-е.
Гостиная Олениных. Неизвестный художник. 1820-е. Государственный литературный музей, Москва

Громких событий в доме или около него не происходило. Люди здесь жили в мире и согласии. Но есть у здания одна архитектурная особенность, которая все же притягивает к нему любителей разных историй. Над портиком, ставшим доминантной частью особняка, можно увидеть гипсовые фигуры двух крылатых собак. Существует легенда: одна из горничных госпожи Олениной увлеклась оккультными науками, ее часто посещали странные господа, которые уходили черным ходом, однако в самом доме их никогда никто не видел. Узнав об этом, Анна Семёновна уволила горничную, дав ей, впрочем, неплохие рекомендации, без которых в то время было сложно устроиться в хорошую семью, а сама вызвала священника, чтобы освятить сад и особняк. Позже история забылась. При Владимире Васильевиче Думнове особняк начали перестраивать. И то ли потревожили при этом какие-то неведомые силы, то ли произошло что-то другое, но его супруга стала жаловаться, что вокруг дома ходит темная фигура и стучится в окна первого этажа.

После переезда в новый особняк Владимира Васильевича Думнова стало беспокоить душевное здоровье жены. Казалось бы, уютный дом, который они вместе решили перестроить по последней моде, украсив скульптурами, прекрасный сад, окна всех комнат, выходящие на тихие улицы, что было редкостью в быстроразвивающейся Москве, — все должно было способствовать спокойствию. Но в последнее время Елизавета все чаще старалась в поздний час уйти из дому и увести мужа. Супруги посещали салоны, ходили в театры, а после их возвращения прислуга по просьбе хозяйки зажигала во всех комнатах свет. В конце концов Владимир Васильевич вызвал супругу на откровенный разговор.

Замявшись, женщина рассказала, что несколько раз замечала, как вокруг дома шныряют и заглядывают в окна темные тени, даже отдаленно непохожие на фигуры людей. Измученная Елизавета, не стесняясь слез, поведала мужу, что уже начала украдкой расспрашивать слуг, не было ли в этом доме чего-то страшного. Оказалось, что нет. Скорее, наоборот, история их дома была слишком простой. Для Москвы того времени жить в особняке без легенды могло показаться дурным тоном, но супруги именно к этому и стремились.

Владимир Васильевич не стал тревожить жену тем, что и сам не раз испытывал странное чувство, словно кто-то с той стороны окна наблюдает за ним. Сам он списывал это на переживания после переезда, а также на волнения из-за работы: открывалось новое здание его издательства. У Владимира Васильевича был только один закадычный друг Артём, который никогда не поднял бы его на смех, с какой бы историей к нему не обратиться. В студенчестве с другими товарищами они даже основали свое «тайное братство» и нарисовали собственный герб. Двоих, к сожалению, уже не было в живых, а третий, Степан, несколько лет находился по делам семьи в Париже и связь держал крайне редко. Артём, легкий на подъем и самый младший член братства, не подвел. Он провел два дня в городской библиотеке и переступил порог особняка Думнова, светясь радостью. В одной из старых книг по архитектуре молодой мужчина нашел главу о декоративных элементах дома, которые раньше использовали, чтобы уберечь жилище от темных сил.

Последнее время супруга совсем перестала спать, и Владимир Васильевич был готов поставить защитные скульптуры не только по периметру дома, но и на его крыше и под окнами, лишь бы этот кошмар поскорее закончился. Друг Артём успокоил его: достаточно всего нескольких статуй. Так особняк обрел своих стражей: крылатых гипсовых собак, которые украшали крышу, смотря в разные стороны света. С тех пор черные фигуры перестали рыскать вокруг дома, что-то вынюхивая и стремясь попасть внутрь, а Елизавета спокойно спала по ночам.

Дом № 5а/8 в Малом Кисловском переулке. Сейчас здесь располагается резиденция посла Швейцарии
Дом № 5а/8 в Малом Кисловском переулке. Сейчас здесь располагается резиденция посла Швейцарии

Откуда взялись те самые черные тени и что они хотели от обитателей самого спокойного дома Москвы, выяснилось чуть позже. История была настолько неинтересна, что жители улицы практически не запомнили ее. Знали лишь, что служанка первой хозяйки, статской советницы Анны Семёновны Олениной, увлекалась оккультизмом, за что и поплатилась. А каким образом, никто уже и не помнил.

У этой легенды есть одно интересное дополнение. Крылатые собаки (в них легко узнать мифических стражей — грифонов) то исчезали, то снова появлялись на крыше здания. Говорят, это связано с реставрацией особняка: фигуры снимали, чтобы отремонтировать крышу, поэтому некоторое время дом был лишен своих хранителей.




Поделиться ссылкой