Загадки Третьяковки

Интересное место для встречи с необычными явлениями — это Третьяковская галерея. Говорят, собранные здесь картины как-то особенно влияют на людей. Например, полотно «Утро стрелецкой казни» Василия Сурикова стало причиной долгой тяжелой болезни дочери Павла Третьякова, икона Владимирской Божьей Матери помогла защитить столицу от врага, а позитивное воздействие на зрителей полотен Исаака Левитана, Николая Рериха эксперты по биоэнергетике часто пытаются измерить приборами, и у них это не всегда получается — стрелки зашкаливают.

Портрет П. М. Третьякова. И. Е. Репин. 1883. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Портрет П. М. Третьякова. И. Е. Репин. 1883. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Есть у Третьяковки одна легенда, достойная внимания. Основатель галереи Павел Михайлович Третьяков, известный коллекционер и меценат, имел кроткий нрав, говорил всегда тихо, но стоял на своем твердо. Его жена Вера Николаевна Мамонтова, яркая и сильная женщина, во всем поддерживала мужа, была невероятно остра на язык и своей красотой пленяла многих. Павел Михайлович женился поздно и уже после того, как начал собирать свою знаменитую коллекцию. Поэтому друзья постоянно подшучивали: супруга его всегда будет объектом преклонения, как редкое коллекционное полотно. В ответ Третьяков только опускал глаза и бормотал, что сделать красоту общедоступной для него самое важное, а раз его жена настолько прекрасна, то пусть блистает, от него не убудет.

Веру очень сердило, что муж не защищает ее от нападок своих друзей. Кроме того, ее пугали некоторые картины из его коллекции. Самой страшной казалась «Княжна Тараканова» — одно из первых полотен, заказанных на тему русской истории художнику Константину Флавицкому. Вера побаивалась княжны. Говорила, что от одного взгляда на нее по коже бегут мурашки, как-то больно делается в груди и будто бы постоянно слышится плач.

Павел Михайлович, наоборот, любил картину. Некоторое время, пока ей подыскивали место в галерее, она стояла у Третьяковых дома на полу. Вдруг такая цветущая и всегда полная жизни Вера начала чахнуть. Стала тихой, молчаливой, говорила, что ей холодно, и просила не открывать окон. Раньше в пылу гнева она бы просто выставила картину из гостиной, а теперь лишь равнодушно пожимала плечами и уходила из комнаты. Будто нарисованная княжна выживала хозяйку дома. Тогда семейный врач посоветовал супругу, озабоченному состоянием жены, внести в комнату другую картину — яркую, излучающую спокойствие и умиротворение. Полотно должно было стать окном в другой, более солнечный мир, в отличие от того, в который погрузилась Вера.

Гимн пифагорейцев восходящему солнцу. Ф. А. Бронников. 1869
Гимн пифагорейцев восходящему солнцу. Ф. А. Бронников. 1869. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Павел Михайлович, поняв, что болезнь жены не телесная, а душевная, велел убрать «Княжну Тараканову», а вместо нее принес из хранилища картины с изображенными на них цветами. Это были яркие и светлые полотна, которые заботливый муж собственноручно отобрал для супруги. Когда Вера спустилась к чаю, ей показалось, что она чувствует чудесный аромат, словно она вместе с мужем очутилась не в привычной гостиной, а на лугу. Всюду были цветы и солнце. На следующий день Вера попросила мужа заказать новую картину, способную избавить людей от душевного расстройства. Женщина подробно объяснила, что хочет видеть на полотне. Третьяков донес ее замысел до художника. Супруги лично контролировали творческий процесс, и картина получилась удивительной. Говорят, она может излечивать душевные хвори и снимать головные боли.

Павел Михайлович отдал распоряжение (о котором, правда, уже позабыли): в зале, где экспонируется картина «Княжна Тараканова», всегда должны висеть полотна с цветами. Так, чтобы героиня Флавицкого смотрела прямо на них. И пока распоряжение выполнялось, картина не производила такого тяжелого впечатления. Ходит легенда: когда ее перевесили и княжна больше не смотрела на цветы, охрана Третьяковской галереи и смотрители регулярно слышали тихий плач, раздававшийся из того зала, где находилась картина. Словно у кого-то отобрали нечто дорогое, ценное.

А самая любимая картина Веры и Павла Третьяковых называется «Гимн пифагорейцев восходящему солнцу», и ее можно попытаться найти самим, если вдруг на душе станет грустно.

Портрет Веры Николаевны Третьяковой (фрагмент). И. Н. Крамской. 1876. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Портрет Веры Николаевны Третьяковой (фрагмент). И. Н. Крамской. 1876. Государственная Третьяковская галерея, Москва



Поделиться ссылкой