Существует немало пород лошадей, чаще всего невысоких и выносливых, которые приспособлены для того, чтобы носить на спине грузы. Такие животные называются вьючными, от слова «вьюк». Вьюк состоит из двух соединенных вместе мешков (раньше они назывались переметными сумами) и ремней, закрепляющих их на спине животного. При навьючивании надо предусмотреть, чтобы вьюки не сдавливали бока лошади, а груз распределялся равномерно и его вес не превышал трети веса животного.
В тайге, горах и пустынях, где автомобильный или иной вид транспорта использовать невозможно или крайне сложно, и в наше время различные грузы перевозят на спине вьючных животных, очень часто — лошадей. В труднодоступных местах вьючный транспорт имеет огромное преимущество перед автомобильным и даже гужевым. Там, где не проедет машина или повозка, лошадь сможет справиться с дорогой. Вообще, она способна пройти там же, где и человек. Вьючные лошади обычно небольшие животные, их высота в холке не превышает 150 см. У них длинное туловище, глубокая грудь, крепкие поясница и спина, сухие сильные ноги с крепкими и твердыми копытами. Для того чтобы использовать вьючное животное как можно более эффективно, применяются специальные вьючные седла и другое снаряжение.
Стандартный комплект вьючного снаряжения включает оголовье, вьючное седло, вьючные приспособления и принадлежности.
Вьюк — это кладь, которая специально подготовлена для закрепления на спине животного и перевозки им.
Оголовье состоит из уздечки и недоуздка и предназначено для того, чтобы управлять лошадью во время движения и привязывать ее на стоянках.
Вьючное седло включает в себя ленчик, который представляет собой твердый каркас для сбора и закрепления других деталей. Он состоит из двух деревянных полок, которые скреплены по концам двумя металлическими луками: передней (узкой) и задней (более широкой). Полки скрепляются шарнирным способом, что позволяет уменьшить или увеличить их развал в зависимости от особенностей лошади. На металлических луках находятся крючки, к которым подвешиваются рамы с грузами.
Смягчают давление вьюка на тело лошади большие подушки, набитые шерстью или конским волосом; сверху они покрыты кожей или брезентом. Под сами подушки подкладывают войлочный потник. К верхней части подушек пришиты кожаные карманы, куда при сборке седла вставляют концы деревянных палок ленчика. На внешней стороне находятся различные приспособления для скрепления подушек и других частей седла.
Чтобы удерживать седло с грузом на спине лошади при подъеме в гору, имеется нагрудная шлейка, при спуске с горы — задняя шлейка вместе с подхвостьем. На теле лошади седло закрепляют двумя подпругами, соединяющимися с нагрудной шлейкой подгрудными ремнями.
В перечень вьючных принадлежностей входят правая и левая подвесные рамы, дополнительная подпруга, брезент для прикрытия груза.
Навьючивая груз, надо следить за тем, чтобы нагрузка на правую и левую рамы была совершенно одинаковой, а груз прочно увязан веревками. К седловке приступают только после увязки груза. Седло накладывают на спину лошади, закрепляют его подпругами, затем пристегивают шлейки: сначала переднюю, потом заднюю, притом так, чтобы между шлейками и телом лошади свободно проходили три пальца.
Кроме веса при навьючивании лошади следует учитывать объем тары, поскольку вьюк должен лежать на участке тела, ограниченном ребрами, и ширина его с грузом не должна превышать 120 см. Нагрузку на лошадь при работе под вьюком определяют исходя из ее живой массы. Сложилось мнение, что лошадь может переносить на спине груз, по массе равный примерно одной трети своего веса, осел — двум третям, мул — половине. Но эти данные не стоит считать постоянными и всегда верными, так как очень многое зависит от условий, горных или равнинных, и от типа лошади. Надо помнить, что грузоподъемность вьючных животных снижается при движении в гору.