Русский тяжеловоз

Русский тяжеловоз

Русский тяжеловоз (или русская тяжеловозная) — порода тяжеловозных лошадей. У нее короткие ноги, что способствует прекрасным тягловым качествам при перевозке грузов. Эти лошади устойчивы к холоду, неприхотливы и способны тянуть больший вес, чем другие выведенные в СССР породы.

Русские тяжеловозы распространены довольно широко: на севере и северо-западе Европейской части России, в некоторых районах Кавказа и Сибири, в Украине и Беларуси.

История породы

Немногим более века назад из Бельгии в Россию были завезены ардены — мелкие тяжеловозные лошади. По большей части у них имелись различные экстерьерные недостатки, дисгармоничное сложение. Однако у арденов было очень много ценных качеств: неприхотливость к условиям кормления и содержания, сухость телосложения, хорошая подвижность. Они приобрели популярность, и в 1904 г. ардены разводились уже в 376 хозяйствах, мелких и крупных. Стремясь увеличить поголовье, чистопородных арденов скрещивали с упряжными кобылами разных пород, местными и брабансонами, а также разводили в чистоте, совершая тщательный отбор.

Под действием отбора ардены приобрели гармоничность и улучшенный экстерьер. Русские ардены обратили на себя внимание на Всемирной выставке в Париже в 1900 г.

Русский тяжеловоз
Русская тяжеловозная порода имеет хорошие перспективы при использовании для развития продуктивного (мясо-молочного) коневодства. Так, в Бурятии и Казахстане русских тяжеловозов скрещивали с местными степными лошадьми, чтобы получить более крупную мясную лошадь. Помеси хорошо развиваются, благополучно живут в условиях табунно-пастбищного содержания и на 60—70 кг тяжелее местных лошадей.

После Гражданской войны часть поголовья сохранилась. Их стали использовать для племенной работы с целью создать небольшую, неприхотливую к условиям содержания и кормления, гармонично сложенную, работоспособную и пригодную к сельскохозяйственному труду лошадь.

Было получено большое количество племенных лошадей этого типа. К скрещиванию привлекались такие породы, как орловский рысак, першерон, были выведены заводские линии, основателями которых стали жеребцы Караул, Ларчик, Поденщик, Рубикон. Полученная лошадь сильно отличалась от старого ардена, и было принято решение назвать новую породу русской тяжеловозной. Официально она была зарегистрирована Министерством сельского хозяйства в 1952 г.

Русские тяжеловозы использовались как улучшатели других пород сельскохозяйственного направления.

Русский тяжеловоз
Русские тяжеловозы довольно востребованны и в настоящее время. Они успешно демонстрируются на различных выставках. Так, русский тяжеловоз был представлен на агроиндустриальной выставке Шелкового пути в Оренбурге в 2010 г.

Особенности породы

Русская тяжеловозная порода относится к мелким тяжеловозам и предназначена для использования в сельском хозяйстве как рабочая и племенная лошадь. Эти животные подвижны и энергичны, подходят для работы на неровном рельефе. Они востребованы в России, Украине и других странах.

Русский тяжеловоз (иногда и сегодня можно встретить старое название русский арден) имеет перед другими российскими тяжеловозными породами преимущество: некрупные и неприхотливые лошади обладают массивностью, выносливостью и силой. Лошади этой породы рано созревают, долго живут, многие жеребцы и кобылы продолжают свою племенную службу до 20—25 лет. Кобылы плодовиты и отличаются молочной продуктивностью, из их молока делают кумыс. Некоторые лошади используются для мясопереработки. Основной метод племенной работы с русской тяжеловозной породой — чистопородное разведение по линиям.

Русский тяжеловоз
Русские тяжеловозы энергичны и добронравны, они обладают сухой, крепкой конституцией. Темперамент у них уравновешенный, но особо ценными качествами считаются неприхотливость и умение хорошо держать тело.

При небольшой высоте в холке русские тяжеловозы обладают превосходно выраженными упряжными формами и большой живой массой. Эти качества позволяют им не только служить в сельском хозяйстве, но и становиться улучшателями небольших лесных лошадей северного типа.

Общая характеристика породы

Русский тяжеловоз
  • Высота в холке: 150—153 см
  • Масть: Рыжая, рыже - чалая, реже — гнедая и гнедо-чалая, бурая, вороная
  • Тип: Упряжная
  • Специализация: Рабочая, племенная, молочная



Поделиться ссылкой