Русский тяжеловоз (или русская тяжеловозная) — порода тяжеловозных лошадей. У нее короткие ноги, что способствует прекрасным тягловым качествам при перевозке грузов. Эти лошади устойчивы к холоду, неприхотливы и способны тянуть больший вес, чем другие выведенные в СССР породы.
Русские тяжеловозы распространены довольно широко: на севере и северо-западе Европейской части России, в некоторых районах Кавказа и Сибири, в Украине и Беларуси.
Немногим более века назад из Бельгии в Россию были завезены ардены — мелкие тяжеловозные лошади. По большей части у них имелись различные экстерьерные недостатки, дисгармоничное сложение. Однако у арденов было очень много ценных качеств: неприхотливость к условиям кормления и содержания, сухость телосложения, хорошая подвижность. Они приобрели популярность, и в 1904 г. ардены разводились уже в 376 хозяйствах, мелких и крупных. Стремясь увеличить поголовье, чистопородных арденов скрещивали с упряжными кобылами разных пород, местными и брабансонами, а также разводили в чистоте, совершая тщательный отбор.
Под действием отбора ардены приобрели гармоничность и улучшенный экстерьер. Русские ардены обратили на себя внимание на Всемирной выставке в Париже в 1900 г.
После Гражданской войны часть поголовья сохранилась. Их стали использовать для племенной работы с целью создать небольшую, неприхотливую к условиям содержания и кормления, гармонично сложенную, работоспособную и пригодную к сельскохозяйственному труду лошадь.
Было получено большое количество племенных лошадей этого типа. К скрещиванию привлекались такие породы, как орловский рысак, першерон, были выведены заводские линии, основателями которых стали жеребцы Караул, Ларчик, Поденщик, Рубикон. Полученная лошадь сильно отличалась от старого ардена, и было принято решение назвать новую породу русской тяжеловозной. Официально она была зарегистрирована Министерством сельского хозяйства в 1952 г.
Русские тяжеловозы использовались как улучшатели других пород сельскохозяйственного направления.
Русская тяжеловозная порода относится к мелким тяжеловозам и предназначена для использования в сельском хозяйстве как рабочая и племенная лошадь. Эти животные подвижны и энергичны, подходят для работы на неровном рельефе. Они востребованы в России, Украине и других странах.
Русский тяжеловоз (иногда и сегодня можно встретить старое название русский арден) имеет перед другими российскими тяжеловозными породами преимущество: некрупные и неприхотливые лошади обладают массивностью, выносливостью и силой. Лошади этой породы рано созревают, долго живут, многие жеребцы и кобылы продолжают свою племенную службу до 20—25 лет. Кобылы плодовиты и отличаются молочной продуктивностью, из их молока делают кумыс. Некоторые лошади используются для мясопереработки. Основной метод племенной работы с русской тяжеловозной породой — чистопородное разведение по линиям.
При небольшой высоте в холке русские тяжеловозы обладают превосходно выраженными упряжными формами и большой живой массой. Эти качества позволяют им не только служить в сельском хозяйстве, но и становиться улучшателями небольших лесных лошадей северного типа.