Советский тяжеловоз представляет собой самую крупную породу тяжеловозных лошадей в России. Эта порода и тягловая, и мясо-молочная. Вывели ее на Починковском конном заводе Горьковской (теперь Нижегородской) области. Чтобы ее получить, применяли поглотительное скрещивание потомков и помесей битюгов, орденов и першеронов с брабансонами и суффолками.
Сегодня самое ценное племенное поголовье лошадей советской тяжеловозной породы сосредоточено на Починковском и Перевозском конных заводах Нижегородской области и на Мордовском конном заводе.
Для получения новой породы использовали потомков и помеси битюгов (исчезнувшей породы первых российских тяжеловозов), а также других местных упряжных лошадей. В основе породы лежали бельгийские тяжеловозные лошади — брабансоны. В Россию их стали завозить во второй половине XIX в. Причем завозили и жеребцов, и кобыл. Однако чистопородных брабансонов разводить не стали: у крупных и сильных лошадей была рыхлая и сырая конституция. Это не имело большого значения в бельгийском климате, но мешало в более суровом русском. Кроме того, в этих условиях брабансоны имели склонность к некоторым заболеваниям ног и копыт.
Скрещивание брабансонов с местными кобылами сухой конституции позволило устранить эти недостатки, а грубоватое сложение брабансонов коневодов вполне устраивало. Началась работа над новой породой. Жеребцами-производителями, сыгравшими главную роль в ее формировании, стали брабансоны Божё, Эндижен де Леваль, Клерон Реми и Полэн де Вер. Со временем на нескольких племенных фермах и конных заводах, в том числе на Починковском и Мордовском, удалось создать большое количество племенных тяжеловозных лошадей, которые имели значительные отличия от брабансонов. Они были суше, подвижнее и гармоничнее, хотя и несколько мельче бельгийских тяжелоупряжных лошадей. Такие животные удовлетворяли требованиям сельского хозяйства. Новая порода получила название советская тяжеловозная и была официально зарегистрирована в 1952 г.
Лошади советской тяжеловозной породы — самые крупные среди тяжеловозов, их вес составляет 700—1000 кг. Они отличаются крепкой конституцией, и только отдельные лошади бывают рыхлыми и сырыми. Нрав у них спокойный, темперамент уравновешенный. Эти лошади рано созревают: уже в год жеребята весят 525—540 кг, в два — два с половиной года их начинают привлекать к работе, а в три они уже поступают в племенной состав. Жеребцы исполняют роль производителей, а кобылы — маток примерно до 16—17-летнего возраста, иногда и дольше.
Эта порода очень удачная, так как по рабочим, мясным и молочным качествам превосходит другие. Лошади демонстрировали большие успехи на специальных ежегодных испытаниях, проходящих на Всесоюзных соревнованиях конников. Это были испытания на скорость доставки груза весом 1,5 т рысью на дистанции 2 км, на скорость доставки груза весом 4,5 т шагом и испытание на тяговую выносливость, при котором высчитывалось расстояние, пройденное лошадью с грузом весом 9 т. Эти состязания проходили 11 упряжных рабочих пород СССР. И чаще всего именно советские тяжеловозы завоевывали на них звание «Абсолютный чемпион тяжеловозов». Среди рекордсменов были жеребец Зубр, кобылы Русалка, Рафия и Вятка.
Советская тяжеловозная порода разводится в чистоте по линиям. За 60 лет она достигла высокого уровня, были созданы две новые ценные линии, появились лошади с поистине идеальным экстерьером. Эти успехи обусловлены следованием новой научной концепции, согласно которой породу следует рассматривать как закономерную иерархическую систему линий. Был обеспечен быстрый качественный прогресс породы, несмотря на снижение воспроизводства. Очевидно, что ближайшая задача — увеличить маточное поголовье породы, которая сегодня востребована.