Среди народа моро, проживающего на Филиппинах, Сулу и Северном Борнео, а также в малайзийском штате Сабах (север острова Калимантан) распространен длинноклинковый нож (во многих источниках его классифицируют как короткий меч) баронг — национальное оружие воинов моро и одновременно основное сельскохозяйственное орудие.
Баронг — это разновидность тяжелого однолезвийного ножа, очертания которого больше напоминают копье или мачете.
У клинка выраженное острие и выгнутый обух, а также значительное расширение в середине. Орудие такого типа отлично подходит для нанесения тяжелых рубящих ударов. С помощью баронга можно, например, разрубить крупное животное (корову). Им также расчищают тропы в джунглях и зарослях полей, колют дрова, рубят хворост и выполняют другие тяжелые работы. Некоторые современные производители даже наладили выпуск баронгов как шанцевого инструмента.
Как ни странно, этот простой и абсолютно утилитарный нож в древности применяли не только в бою и сельском хозяйстве, но и в сакральных действах. Например, мусульмане на юге Филиппин используют баронг в обряде амок — ритуальном самоубийстве. Амок — это психическое состояние, в котором человек полностью утрачивает чувство боли и страха и начинает убивать всех вокруг. Кроме того, это способ добровольно уйти из жизни. Потерявший честь мусульманин не имеет права покончить с собой, поскольку это противоречит Корану, поэтому бросается на толпу людей в надежде на скорую смерть от руки другого.
Существуют и менее кровавые ритуалы, связанные с баронгом. На Бали распространены танцы с ножами, называемыми Рангда и Баронг. Рангда — это вдова-колдунья, воплощение черной магии, женское воплощение сатаны. Баронг — ее противник, олицетворение сил добра, представленный мифическим животным (помесью дракона и медведя). Его считают покровителем балийских деревень. Во время большого праздника Галунган Баронг ходит по улицам от дома к дому и прогоняет злых духов. На закате он со жрецами приходит к храму Танах-Лот и заклинает морских демонов. Интересно, что на Бали танцы с баронгом называют также танцем криса, то есть для, балийцев в ритуальном плане эти ножи равнозначны.
Доброго Баронга во время одноименного танца изображают двое мужчин, скачущие в тяжелом одеянии из крашеной соломы. Под ритмичные удары оркестра из национальных барабанов Баронг и колдунья Рангда кружатся в смертельной схватке — все ускоряющемся танце, цель которого — ввести публику в транс. В этой битве добра со злом нет победителей, поэтому схватка может продолжаться бесконечно.
Наконец на сцену бросаются несколько человек с баронгами в руках — и с этого момента церемония приобретает серьезный характер. Люди горят желанием убить колдунью — и удары тяжелыми мачетеобразными ножами градом сыплются на тело Рангды. (Можно только посочувствовать актеру, исполняющему эту роль.) Колдунья не сопротивляется и переходит в нападение: когда над ней заносятся десятки ножей, она мановением руки обращает клинки против их владельцев. Согнувшись пополам, балийцы бьются в конвульсиях, готовые покончить с собой. Некоторые из впавших в транс бросаются животом на нож. Острие сгибается, а на теле не выступает ни капли крови, ведь в действие вступили силы добра, Баронг останавливает смерть у последней черты. Наконец, появляется жрец и выводит людей из транса с помощью святой воды. Танцоры-самоубийцы бросают оружие и падают на землю. Постепенно черты их лиц разглаживаются, напряжение спадает, танцоры засыпают — это кома. Особо чувствительных туристов также уносят с места действия.