Мизерикордия

В переводе со старофранцузского misericorde означает «милосердие», «пощада». Это слово произошло от латинского misericordia — «милосердие», — полученного сложением misereri — «пожалеть», и cor — «сердце». Этим термином в период раннего христианства (ок. 30-325 гг. н. э.) называли послабление правил для некоторых монахов (освобождение от обязательных постов), а также специальную комнату в монастыре, где проживали во время поста «освобожденные» монахи, дабы не смущать постившихся.

Мизерикордия

Учитывая это, нельзя не отметить парадоксальность существования кинжала с таким же «гуманным» названием. Впрочем, стоит отметить интересную игру слов: с английского слово misery переводится с точностью до наоборот — «страдание, несчастье».

В связи с этим можно перефразировать известную поговорку: «Что французу хорошо, то англичанину — смерть».

Пара мизерикордий
Пара мизерикордий. Нижний, оснащенный гардой с «усами», мог использоваться как кинжал для левой руки

Мизерикордией, мизерикордом или кинжалом милосердия в Средние века называли кинжал стилетного типа с узким трехгранным или ромбовидным сечением клинка. Такое оружие появилось в Западной Европе в XII в. и предназначалось, как и стилеты, для проникновения между сочленениями рыцарских доспехов.

Специфика мизерикордии в том, что ее использовали исключительно для «удара милосердия» — так рыцари, ревностно почитающие обычаи, называли удар, при котором противника, смертельно или тяжело раненого и уже не оказывающего сопротивления, добивали, чтобы прекратить его мучения.

Возмездие Бритомарта Аморету. Уильям Этти. 1820
Возмездие Бритомарта Аморету. Уильям Этти. 1820. Герои картины — персонажи древнегреческой мифологии. Один из них пытается отбиться мизерикордией

Учитывая стандартное вооружение средневекового рыцаря — огромные булавы, боевые секиры, широкие мечи и т. д., наносящие тяжелейшие раны, — а также общее состояние медицины в те времена, принцип «добить, чтобы не мучался», вполне закономерно относился к понятию о милосердии к поверженному врагу. Кроме того, в качестве мизерикордии при необходимости мог выступать любой другой распространенный в те времена кинжал, а также иное оружие, которое было под рукой.

Это интересно

«Удар милосердия» описал польский писатель Генрих Сенкевич в историческом романе «Крестоносцы». В финале Грюнвальдской битвы один из главных героев, старый польский рыцарь, заколол мизерикордией в горло уже поверженного Куно Лихтенштейна — великого магистра Тевтонского ордена. Поляк с немцем в начале романа серьезно повздорили, и вот «рыцарь-пес» получил свое «милосердие».

«Глаза у комтура от страха вышли из орбит.

  • Пощади! — простонал он, брызгая слюною и пеной.
  • Нет! — ответил непреклонный Мацько.

И он дважды вонзил мизерикордию в горло врагу; Лихтенштейн страшно захрипел, изо рта у него ручьем хлынула кровь, по телу прошла смертельная судорога, затем он вытянулся, и великая упокоительница рыцарей упокоила его навеки».




Поделиться ссылкой