Гелиоцентрическая система мира

Портрет Николая Коперника
Портрет Николая Коперника (1473—1543 гг.)

В XVI веке польский ученый Николай Коперник выдвинул смелую теорию, что все планеты, в том числе и Земля, вращаются вокруг Солнца. Такое представление о движении космических тел и называют гелиоцентрической системой — от греческого слова «гелиос» — «Солнце». Во времена Коперника некоторые ученые и все церковные деятели резко критиковали данную теорию. Им было тяжело признать, что Земля не является центром Вселенной. Однако впоследствии выдающиеся астрономы Иоганн Кеплер, Галилео Галилей и другие стали предоставлять миру все более убедительные доказательства того, что наша планета вращается вокруг Солнца.

Гелиоцентрическая система мира
Согласно гелиоцентрической системе все планеты вращаются вокруг Солнца

Теория о бесконечности Вселенной

Во второй половине XVI века теорию Коперника развил итальянский астроном и мыслитель Джордано Бруно. Он утверждал, что ни Солнце, ни тем более Земля, которая лишь вращается вокруг светила, не могут быть центром Вселенной, так как она бесконечна. А множество точек на ночном небе — это звезды, одной из которых является и Солнце. Кроме того, Джордано Бруно доказывал, что вокруг других звезд, как и в Солнечной системе, тоже вращаются различные планеты.

Памятник Джордано Бруно в Аше

В наше время ученый, сделавший выдающиеся открытия, непременно обретает мировую известность. У него берут многочисленные интервью, приглашают на телепрограммы, он может являться лауреатом всевозможных премий. Однако во времена Джордано Бруно все было по-другому. Выводы итальянского мыслителя опровергали основные постулаты Католической Церкви, поэтому он был арестован инквизицией и брошен в тюремные застенки. Более 7 лет ученого пытали, заставляя отречься от своих идей. Но Бруно остался несломленным. Тогда в 1600 году его приговорили к смертной казни через сожжение на костре.

Величайший астроном

Галилео Галилей

Огромнейший вклад в дело изучения космоса внес знаменитый итальянский ученый Галилео Галилей. В 1609 году он начал использовать для исследования внеземных объектов телескоп. Благодаря этому прибору Галилей смог разглядеть горы на Луне, открыл 4 спутника Юпитера и увидел, что галактика Млечный Путь состоит не из тумана и пыли, как считалось ранее, а из множества звезд. Позже другие астрономы, вооружившись телескопами, совершили тысячи других открытий, на основе которых мы имеем современное представление о Вселенной.

Уничтожив Джордано Бруно, святая инквизиция взялась за Галилео Галилея. От него под страхом смертной казни требовали отречься от своих убеждений в том, что Земля вращается вокруг Солнца. Мудрый Галилей не стал геройствовать, а согласился выполнить условия инквизиции ради сохранения своей жизни. Согласно легенде, после произнесения официального текста отречения перед лицом инквизиторов, Галилей тихонько пробурчал себе под нос: «И все-таки она вертится!» — имея в виду Землю.

Кто раскрыл тайну передвижения планет?

Даже самые передовые ученые конца XVI — начала XVII века считали, что планеты вращаются вокруг Солнца по идеальному кругу. Опровергнуть это заблуждение смог современник Галилея, немецкий астроном и математик Иоганн Кеплер. Он вычислил, что орбиты всех планет имею форму эллипса — вытянутой окружности. На основании своих расчетов Кеплер вывел три закона движения планет.

Орбиты планет
Орбиты всех планет имеют форму эллипс

Закон всемирного тяготения

После того как во второй половине XVII века английский ученый Исаак Ньютон открыл закон всемирного тяготения, все споры о том, что вокруг чего вращается, окончательно прекратились. Все стало слишком очевидно и понятно. Поскольку масса Солнца значительно превышает массу Земли (в 333 тысячи раз!), именно солнечный шар притягивает к себе земной, и его гравитационная сила заставляет нашу планету вращаться вокруг светила.

Согласно одной из легенд, Исаак Ньютон открыл закон всемирного тяготения после того, как ему на голову упало яблоко. Он подумал: «Почему же яблоки непременно падают вниз, а не улетают в космос?» — и тут же принялся рассчитывать новый закон.