Скопления Галактик и космические пустоты

«Вселенная — это разнообразие в единстве.»
О. де Бальзак

Когда мы смотрим на ночное небо, Вселенная представляется нам довольно плотно населенной: звезды, созвездия, галактики прямо-таки наползают друг на друга. На самом деле, все обстоит несколько иначе: между всеми космическими объектами очень много пустоты, иногда просто необозримые пространства.

Наполовину пустая Вселенная

Земля — это часть Солнечной системы, которая входит в галактику Млечный Путь. В нашей галактике находятся миллиарды звезд, которые объединяются в скопления и туманности. Следующий уровень системы — скопление галактик. Млечный Путь входит в скопление, которое называется Местная группа галактик. Недалеко от нас (всего лишь в 50 миллионах световых лет) находится еще одно подобное образование — скопление Девы. Скопления галактик объединяются в сверхскопления.

Туманность
Туманность — это облако межзвездного газа и пыли

Самые крупные космические структуры — это галактические нити и великие стены. Они представляют собой комплексы галактик, объединенных вместе. Свое название они получили из-за формы: скопления, соединенные друг с другом так, как будто они нанизаны на одну нить, назвали галактическими нитями. Нити обычно находятся на отдалении друг от друга, между ними пролегают гигантские космические пустоты. Но иногда они формируют великие стены, располагаясь друг над другом.

Галактические пустоты имеют в астрономии специальное название — войды. По приблизительным подсчетам, они занимают половину пространства Вселенной. Но все же войд — это не вакуум: в этой пустоте содержатся темная материя и протогалактические облака (вещество, из которого могут быть созданы галактики). Войды могут простираться на невообразимо огромные расстояния, до 3,5 миллиарда световых лет.

Раньше астрономы называли туманностями все неподвижные крупные объекты, которые выглядели, как размытые пятна. С усовершенствованием средств наблюдения выяснилось, что многие из них на самом деле являются галактиками или другими образованиями

Как соединяются звезды

Одно из самых популярных сообществ в космосе — это звездное скопление. Звезды объединены вместе не случайно, обычно все объекты скопления образованы из одного облака и удерживаются рядом силой гравитации. Существует два основных типа звездных скоплений.

Самые крупные и яркие шаровые звездные скопления в нашей галактике
Самые крупные и яркие шаровые звездные скопления в нашей галактике можно увидеть только из Южного полушария планеты. Это 74 Тукана в созвездии Тукана и Омега Центавра в созвездии Центавра

Открытые скопления обычно имеют неправильную форму, звезды в них распределены неравномерно. Это молодые скопления звезд, в нашей галактике они располагаются на диске. Средний размер — 30 световых лет в диаметре. Одно из самых близких к нам открытых скоплений — Плеяды, или Семь сестер (русское название — Стожары); их можно увидеть невооруженным глазом.

В отличие от открытых, шаровые скопления имеют преклонный возраст. Практически все звезды, из которых они состоят, достигли стадии красных гигантов или белых карликов. Эти скопления имеют размер до 100 световых лет, в них может находиться до миллиона звезд. При этом концентрация объектов увеличивается ближе к центру скопления. В галактике Млечный Путь большая часть шаровых звездных скоплений разместилась в центре. Самые заметные скопления, видимые в Северном полушарии, — М 13 в созвездии Геркулеса и М 15 в созвездии Пегаса.

Другая разновидность объединения звезд — ассоциация. От скоплений ассоциации отличаются тем, что звезды в них не удерживаются вместе силой гравитации. Поэтому эти образования непостоянны, они могут меняться и полностью расформировываться. В настоящее время мы можем наблюдать звездную ассоциацию в созвездии Ориона, она состоит из молодых, не очень ярких по светимости звезд.

Туманностями называют области, состоящие из межзвездного газа и пыли. В некоторых случаях туманность — это то, что осталось от взорвавшейся звезды. В других — наоборот, это материал для создания новых звезд, который может быть использован в будущем.

Когда наше Солнце исчерпает свою энергию и сожжет атмосферу, на его месте останутся крошечная горячая звезда и большая туманность, которая будет светиться ультрафиолетовым светом