Значение Солнца для нашей планеты

«У Солнца есть один недостаток: оно не может видеть самого себя.»
Сократ

Самый яркий и самый значимый объект на небе нашей планеты — Солнце. Благодаря энергии этой звезды на Земле зародилась и продолжает существовать жизнь.

Можно ли смотреть на Солнце?

Заниматься астрономическими наблюдениями можно не только ночью, но и днем. В ясную погоду перед нашими глазами всегда есть потрясающий объект для изучения — ближайшая к нам звезда и центр нашей планетной системы — Солнце.

Солнце
Солнце — центральная звезда Солнечной системы

Итальянский физик и астроном Галилео Галилей (1564-1642) первым обнаружил, что на Солнце есть пятна и что они движутся. Из этого факта он сделал вывод, что Солнце вращается вокруг своей оси. Но кроме вывода знаменитый астроном сделал роковую ошибку: он смотрел на самое яркое небесное тело, не защитив глаза. Поэтому начал терять зрение, а в конце жизни полностью ослеп.

Чтобы не навредить своим глазам, наблюдать за Солнцем нужно, вооружившись надежной защитой. Один из способов избежать неприятностей, который придумал еще Галилей, получив первые ожоги сетчатки, — это наблюдение методом проекции. Для этого нужен самый простой телескоп, в котором имеются либо только линзы, либо только зеркала. Такой телескоп можно использовать как проектор, передающий изображение на экран (кусок белого картона). Но и в этом случае нужно соблюдать меры предосторожности, ведь с Солнцем, мощнейшим источником света и энергии, шутки плохи.

Другой способ обезопасить свои глаза — это установить на телескоп специальный внешний фильтр. Свет в этом случае попадает в прибор только после воздействия фильтра. Это называется затемнением телескопа. Ну а проще всего наблюдать за Солнцем на специализированных веб-сайтах, где публикуются ежедневные снимки светила, сделанные с использованием профессиональной аппаратуры.

Эклиптика — воображаемая линия, по которой происходит движение Солнца по небу в течение года

Что же можно увидеть на Солнце? Прежде всего темные пятна, которые перемещаются и сами по себе, и вместе с вращающимся вокруг своей оси светилом. Если зарисовывать их ежедневно, можно увидеть траекторию их движения. И сделать открытие, совершенное профессиональными астрономами уже давно: на разных своих широтах Солнце вращается с неодинаковой скоростью. На экваторе вращение происходит быстрее, чем на полюсах.

орбита движения Луны
Иногда орбита движения Луны и эклиптика пересекаются; в этот момент Луна оказывается между Землей и Солнцем и закрывает собой светило

Как слоеный пирог

Если бы Солнце было твердым, неравномерное вращение в разных местах было бы невозможно. Но Солнце — это звезда, то есть огромный раскаленный газовый шар (температура в его центре составляет 16 миллионов градусов Цельсия), и живет по своим законам. Диметр его огромен — 1 390 600 км, то есть в 109 раз больше диаметра Земли. Масса Солнца превышает массу нашей планеты в 330 тысяч раз. В его составе в основном два вещества: водород (составляет около 75%) и гелий (25%). Есть и другие компоненты, но их присутствие незначительно.

Масса Солнца
Масса Солнца огромна и составляет 99,86% массы всей Солнечной системы

Солнце по структуре неоднородно, оно состоит из нескольких слоев. В его центре находится ядро — место, где и происходят термоядерные реакции. Заглянуть в него у астрономов нет никакой возможности, но современные методы исследования позволили многое о нем узнать. Энергия, выделяемая в результате ядерного синтеза, движется наружу и попадает во второй слой — зону лучистого переноса, состоящую из неподвижного газа.

Дальше, между зоной лучистого переноса и атмосферой, располагается зона конвекции: здесь газ активно движется и имеет очень высокую температуру. В атмосфере Солнца волновая энергия, идущая от ядра, начинает светиться. Солнечный свет, который мы видим, исходит с этого поверхностного слоя звезды.

Темные пятна на Солнце
Темные пятна на Солнце — это участки более низкой температуры, магнитные поля, препятствующие выходу наружу солнечной энергии

Настоящее и будущее нашей звезды

Почему Солнце такое горячее и за счет чего оно светится? Дело в том, что на нем каждую секунду происходит 92 миллиарда ядерных взрывов — вернее, выделяется равное им количество энергии. Водород непрерывно превращается в гелий, при этом высвобождается огромное количество энергии. Это называется процессом ядерного синтеза. Энергия Солнца поддерживает существование всех планет и других небесных тел в Солнечной системе. Именно за счет солнечного света осуществляется фотосинтез в растениях, то есть благодаря ему на Земле появилась жизнь, а значит, и мы с вами.

Солнце
На Солнце время от времени происходят космические бури и возмущения. Так как они влияют на Землю и на нас с вами, то их называют космической погодой. Ученые обнаружили, что эти возмущения цикличны; основным считается 11-летний цикл

По подсчетам ученых, Солнце существует уже около 4,6 миллиарда лет и просуществует еще приблизительно столько же. То есть сейчас оно находится примерно в середине жизненного цикла, в самом расцвете сил. Через 5 миллиардов лет наша звезда станет еще горячее: ядро Солнца начнет сжиматься, энергии будет выделяться еще больше. Оно увеличится и раскалится настолько, что сожжет сначала Меркурий и Венеру, а потом и Землю. Жизнь на нашей планете, под воздействием жара, исчезнет задолго до этого. Это произойдет еще очень-очень нескоро, но все же будем надеяться, что наши далекие потомки заблаговременно переселятся на другие планеты с более подходящей температурой.

До поверхности Земли доходит одна двухмиллиардная часть энергии, излучаемой светилом. И это именно столько, сколько нам нужно. Если бы количество энергии увеличилось или уменьшилось, жизнь на нашей планете, скорее всего, исчезла бы