Понятие «духовное производство», наряду с термином «материальное производство», появился в марксистской философии. В ней он обозначал все нематериальные (культурные) достижения общества: мифы, легенды, веры, идеи, принципы, ценности и т.д. В отличие от материального производства они могут без затруднений перемещаться в пространстве и времени.
Духовное производство удовлетворяет духовные потребности человека. К ним относятся познавательные, эстетические, этические потребности и потребность в общении.
Результаты духовного производства закрепляются на отдельных материальных носителях. Ими могут являться живые люди, книги, ноты, полотна картин, дерево, золото, мрамор, кинопленки, диски и т.д.
На начальном этапе человеческого развития духовное производство входило в состав материального. Самостоятельным видом производства оно стало в процессе усложнения общества.
Среди особых черт духовного производства стоит отметить его неисчерпаемость. Его результаты нельзя уничтожить в процессе потребления. Большое значение для духовного потребления играет и личностные особенности потребителя.