«Психоаналитик — это исповедник, способный отпустить даже грехи отцов.»
Карл Клаус
Трудно говорить о чем-то, не имея четкого представления о предмете разговора. И еще одна беда психоанализа в том, что до сих пор многие так и не понимают, а чем, собственно, занимается данная наука и наука ли это вообще. В науке определение предмета называется дефиницией. Постараемся разобраться, чем же занимается психоанализ и каковы его основные понятия; о многих из них нам придется говорить потом подробнее.
В работах основателя психоанализа Зигмунда Фрейда сложно найти то, что можно было бы назвать в строгом смысле определением этого нового направления. Занимавшийся сложными, подчас непостижимыми для многих современников вещами — в частности гипнозом, — Фрейд и собственное детище описывал смутно и образно. В письме знаменитому писателю Стефану Цвейгу в июле 1938 года он писал, что анализ сродни женщине, которая хочет, чтобы ее покорили, но знает, что ее низко оценят, если она не окажет сопротивления.
Ученые, занимавшиеся анализом текстов различных работ Фрейда, выделили в свое время несколько определений психоанализа:
И вышеприведенный перечень — далеко не полный. В этом состоит еще одна сложность для понимания психоанализа как явления. С одной стороны, нельзя строго придерживаться какого-то одного определения, ибо мы потеряем все многообразие явлений, которое психоанализ действительно охватывает. С другой стороны, распыляясь на такое количество дефиниций, мы рискуем потонуть в этом самом многообразии и эклектизме.
Поэтому принято придерживаться суммарного определения, данного Фрейдом в 1922 году:
Ниже мы рассмотрим понятия, которыми принято оперировать в психоанализе.
Вытеснение — один из важнейших процессов в психике человека. Могучий механизм психологической защиты, устраняющий какую-либо мысль или воспоминание из сознания и перемещающий их в область бессознательного. Его действие чаще всего проявляется в виде немотивированного забывания или игнорирования.
Вытеснение помогает человеку снизить негативные переживания, связанные с каким-либо событием, а то и вовсе избавиться от них. Однако «вытесненное» на самом деле не означает «утраченное». Под гипнозом человек способен вспомнить травмирующее событие, и даже вытесненное оно продолжает влиять на его поведение и сны.
«Душа находится там, где мир внутренний соприкасается с миром внешним. Никто не сможет познать себя, если не будет собой и другим одновременно» Фридрих фон Гарденберг (Новалис)
Фрейд полагал, что вытеснение служит этическим и эстетическим «щитом» для человека, сообразуя его воспоминания с требованиями, возникшими в процессе его воспитания и взросления в определенной культурной среде. Например, человек, выросший в племени каннибалов, не будет переживать по поводу употребления в пищу представителя своего же вида. Для человека, выросшего в цивилизованном мире, это будет тяжелейшим шоком.
«Воля человеческая направлена к той же цели, как и у животных, — к питанию и к размножению. Но посмотрите, какой сложный и искусный аппарат дан человеку для достижения этой цели, сколько ума, размышления и тонких отвлеченностей употребляет человек даже в делах обыденной жизни!» — это высказывание Артура Шопенгауэра. Его философия оказала значительное влияние на учение Фрейда
Фиксация (от лат. fixus — твердый, нерушимый, крепкий) — в психоанализе Зигмунда Фрейда понятие, которое обозначает закрепление привязанности к объектам, предшествующему опыту, способам удовлетворения своих потребностей, отношениям, ситуациям, воспоминаниям, образам, стереотипам поведения и т. д.
С точки зрения психоанализа это очень важный фактор внутренней амбивалентности, возникновения психических конфликтов и неврозов. Считается, что возникновение у человека фиксации — свидетельство некоторой задержки в развитии, остановки или регрессии.
Говоря проще, если на каком-то этапе развития с человеком происходит травмирующее событие или он не получает чего-то необходимого, то он фиксируется, «закрепляется» на этом. И все последующее его развитие будет происходить под влиянием этой фиксации. Каждый раз, когда в жизни будет возникать стрессовая ситуация или чрезвычайные обстоятельства, он будет возвращаться мыслями и поведением в ту самую точку фиксации. При этом человек словно отстраняется от настоящего и будущего, замирая в прошлом. С психоаналитической точки зрения это означает возвращение к ранее уже пройденным этапам психосексуального развития.
Либидо (от лат. libido — вожделение, желание, стремление) — понятие, которое используется для обозначения психической энергии. Фрейд расценивал ее как некий вид энергии, по аналогии с понятием энергии, которое используется в физике.
Интересно, что понятие «либидо» было использовано еще Цицероном, который считал, что libido (или необузданное желание) противно разуму и может быть встречено у всех глупцов. В научной литературе оно появилось в конце XIX века в работах М. Бенедикта «Электротерапия»(1868)и А. Молля «Исследование сексуального либидо» (1898) как обозначение сексуального влечения, то есть полового инстинкта. С начала XX века этот термин получает широкое распространение в рамках психоанализа, который использует его для описания разнообразных проявлений сексуальности, полагая одним из ключевых понятий.
Либидо рассматривается как доминирующий мотив человеческого поведения. Проявлять либидо в обществе в социально приемлемой форме нам позволяют сублимация, вытеснение и другие методы психологической защиты.
Термин «либидо» использовал в своих работах еще святой Августин Блаженный. Правда, в большинстве переводов богословских трудов он трактуется как похоть.
Сублимация (от лат. sublimo — возвышаю) — переключение и преобразование сексуальной энергии (либидо) с сексуальной цели на «более отдаленную и более ценную в социальном отношении».
Идея сублимации высказывалась еще в произведениях таких писателей XVIII века, как Штиллинг и Новалис, к ней обращались философы XIX века Шопенгауэр и Ницше. Обсуждалась эта проблема и в работах Фрейда. Он считал, что в процессе своей деятельности человек руководствуется принципом удовольствия. И в основе этого удовольствия лежит именно сексуальное влечение.
Сублимация же переключает энергию человека на другой объект, проводит «десексуализацию», а значит, является одним из основных источников художественного творчества и интеллектуальной деятельности. Правда, в процессе сублимации высвобождается лишь часть сексуальной энергии, да и не все люди в равной степени способны к сублимированию.
В последнее время в обществе идет бурная дискуссия относительно допустимого «количества жестокости» в фильмах и компьютерных играх. Некоторые психологи и психиатры высказывают мнение(не самое популярное, впрочем), что просмотр подобного контента не увеличивает, а, наоборот, снижает уровень агрессии потенциального преступника. У него происходит сублимация плохих наклонностей!
Эдипов комплекс — еще одно основополагающее понятие классического психоанализа. Зигмунд Фрейд использовал его для обозначения двойственного отношения ребенка к своим родителям. Это проявление ребенком бессознательных влечений, сопровождающихся выражением чувств любви к родителю противоположного пола и ненависти к родителю одного с ним пола.
Название этому явлению дал древнегреческий миф, описанный Софоклом в трагедии «Царь Эдип». В ней повествовалось о несчастной, роковой судьбе Эдипа, который убил своего отца Лая, а после женился на своей матери Иокасте, не ведая, что это его родители. Узнав от оракула о том, что именно совершил, Эдип ослепил себя.
«Между пациентом и психоаналитиком стоит профессиональная позиция последнего, его техника, то есть та работа, которую он проделывает в уме» Дональд Винникотт
Фрейд утверждал, что эдипов комплекс, то есть тема отцеубийства и запрет на инцест с матерью, присущ каждому человеку. Первое сексуальное и первое насильственное чувство у нас направлено на родителей. Мальчик пытается занять место рядом с матерью и ненавидит отца, а девочка видит конкурентку в матери и ненавидит ее, желая играть ее роль при отце.
Фрейдистское толкование мифа об Эдипе разделяли далеко не все психоаналитики, но и по сей день ему уделяется немалое внимание.
По мнению Кляйн,эдипов комплекс у детей начинает формироваться в возрасте 2-3 лет