Как подготовить речь перед выступлением?

«Человек ясно выражается, когда им владеет мысль, но еще яснее, когда он владеет мыслию»
В. Г. Белинский

Искусство риторики нужно нам не только для написания речей и подготовки презентаций, эти познания могут пригодиться даже при составлении инструкции к бытовой технике, той же мясорубке. Но в данной статье мы будем говорить в первую очередь о составлении публичной речи и приводить примеры именно из этой области.

Инвенция

Основные правила риторики актуальны в любой области, где вам нужно работать со словом и его «воплощениями». Поверьте, если вы хорошо усвоите главные закономерности работы над будущим выступлением, у вас не будет особых проблем и во всех остальных случаях работы с текстами!

Итак, вам нужно составить текст некоего выступления на публике. Остановимся на том, что это будет монолог, но при этом вполне вероятны вопросы слушателей по итогам вашего выступления. С чего начать?

Мы уже упоминали «цицероновскую схему» процесса создания речи, риторического процесса: инвенция, композиция, элокуция, мемория, акция. Вот с инвенции мы и начнем.

В широком смысле термином «инвенция» можно обозначить выбор темы и предварительную подготовку к составлению текста речи. Или — искусство искать и систематизировать материал в соответствии с темой.

Первое правило инвенции: тема должна быть четко определена. И чем уже эта тема, тем проще построить выступление.

Нужно учитывать, что любое выступление ограничено по времени. Мы сейчас говорим не о курсе лекций в университете, когда та или иная тема может изучаться на протяжении десятка занятий. Сейчас речь идет об отдельно взятом выступлении. И в большинстве случаев (на конференции, презентации, на встрече руководителя отрасли с подчиненными) существует определенный, оговариваемый заранее регламент. Это очень важно! Несоблюдение регламента — это доказательство того, что вы, во-первых, не владеете вопросом, а во-вторых, не уважаете слушателей. Таким образом, нужно экономить время.

А теперь представьте, что вы задумали уложить в отведенные вам, например, десять минут тему «История европейского искусства». Нет, конечно, специалисты-лекторы говорят, что при желании можно и за пять минут рассказать о строении Большого адронного коллайдера, но мы с вами пока не достигли таких высот.

Так вот, наверное, вы согласитесь: тема «История европейского искусства» ОЧЕНЬ широкая. Да, мы не всегда можем сами выбирать для себя тему. Но если такая возможность есть, то лучше взять что-то более узкое, например «Солнечный свет на картинах Клода Моне».

«Слово есть великий властелин, который, обладая весьма малым и совершенно незаметным телом, творит чудеснейшие дела» (Горгий)

Можно сказать, что сначала мы определяемся с предметом речи, а затем — с темой. Предмет — это самые общие наметки того, о чем мы будем говорить. Тема значительно более узка. Например, потенциальные торговые партнеры просят рассказать о наших товарах. Предметом предполагаемого выступления будет презентация основных продуктов нашей фирмы. А после нескольких телефонных переговоров мы определяемся с конкретной темой: «Новейшие уникальные модели автомобильных камер, разработанные фирмой „Шарики и ролики"».

Второе правило инвенции: вы должны быть осведомлены в том вопросе, который собираетесь освещать. Есть интересная закономерность: каким бы низким ни был уровень аудитории, некомпетентность лектора будет видна слушателям всегда. Есть, конечно, уникумы, способные два часа «лить воду» и забалтывать оппонента, но это будет продолжаться только до первого вопроса аудитории «по делу».

Третье правило инвенции: то, что вы будете рассказывать, должно быть актуально и интересно слушателям. Наверное, здесь комментарии излишни.

Четвертое правило инвенции: нужно тщательно работать над формулировкой названия выступления. Оно должно, во-первых, отражать его суть, во-вторых, звучать интересно и завлекательно. Согласитесь, что, например, такое название, как «Чудо-аптечка на вашей грядке: новый взгляд на всем известные овощи» привлечет значительно больше внимания, чем «Содержание полезных веществ в огурцах».

Пятое правило инвенции: чтобы выступление было успешным, нам нужно обязательно ответить себе на следующие вопросы:

  • перед кем я выступаю, какая публика меня ожидает? Естественно, вам нужно знать — предстоит ли вам произносить речь перед членами клуба «Для тех, кому за...» или для глав международных компаний. От этого зависят стиль, терминология, манера общения;
  • чего я хочу добиться, что должны уяснить слушатели? Например, в клуб «Для тех, кому за.» вас могли пригласить, чтобы просто развлечь пенсионеров рассказом о малоизвестных картинах. Предприятие по изготовлению шоколада могло пригласить вас как инженера компании, производящей оборудование, для рассказа о вашей технике. Выступление перед своими подчиненными в дизайнерской фирме вы могли спланировать, чтобы рассказать им о новом проекте и открывающихся перспективах. Как видите, цели будут совершенно разные. Порадовать дедушек и бабушек или заставить возможных партнеров поверить, что именно на вашем оборудовании они изготовят самые вкусные, самые замечательные шоколадные конфеты в мире?

Из пятого правила, собственно, вытекает и шестое правило инвенции: определив цель своей речи, мы должны выбрать стилистику, способ подачи, терминологию, предусмотреть возможность дискуссии. Задайте себе вопрос: что я должен сделать?

  • Просто дать информацию?
  • Разъяснить то, что слушателям непонятно?
  • Убедить?
  • Развлечь?
  • Развенчать ошибочные сведения?
  • Призвать к действию?

И только определившись с ответом на эти вопросы, начинайте действовать дальше.

А дальше у нас седьмое правило инвенцииу вашего выступления должна быть основная идея. То, вокруг чего строится все остальное. Помните пример с темой «Солнечный свет на картинах Клода Моне»? Какая основная идея может быть у вашего выступления? Например, что настроение, впечатление, столь важные для художника-импрессиониста, Моне передавал именно с помощью удивительно живо представленных на полотне бликов света. И этой основной идее будет подчинено все ваше выступление, весь ваш рассказ.

«Если не можешь контролировать свой рот, то не сможешь контролировать и свой ум» (Буддийская пословица)

Если вы проводите презентацию оборудования для шоколадной фабрики, основной идеей будет... правильно, идея о том, что партнерам без ваших станков просто свет будет не мил. Основная идея вашей речи должна к концу выступления прочно осесть в головах слушателей! Желательно, и в сердце тоже. Но не нужно превращаться в попугая: «Купите станки, купите станки немедленно!» Убеждать можно гораздо более изящно, и в следующих главах мы познакомимся с тем, как можно сделать свою речь убедительной.

Пора приступать к отбору и систематизации материала!

Однажды к мудрецу пришел очень болтливый юноша и попросил:

— Пожалуйста, научи меня говорить ясно и убедительно!

— Хорошо, — ответил мудрец. — Но с тебя я возьму за обучение вдвое дороже, чем с других своих учеников.

— Почему?— удивился юноша.

— Потому, — ответил учитель, — что прежде, чем учить тебя правильно говорить, мне придется научить тебя молчать.

Инвенция на практике

Чем разнообразнее спектр источников информации, тем богаче и увлекательнее будет ваша речь. Но важно не увлечься пересказом чужих данных, иначе возникнет вопрос: «А ваша-то функция в чем заключается? Вы сюда пришли презентацию проводить или чьи-то мысли пересказывать?»

В качестве основных этапов работы с материалом можно назвать следующие.

Отбор источников. Это могут быть книги (как отечественные, так и зарубежные), обучающие фильмы, интернет-источники, методические пособия, справочники, инструкции... О том, что информация должна быть достоверной и проверенной, наверное, говорить излишне? Но так как вы хорошо разбираетесь в вопросе (а это, как вы помните, одно из основных правил инвенции), попасть впросак вам не грозит, не так ли? Не забывайте сохранять ссылки — на интернет-страницу, на выходные данные книги. Это обязательно пригодится — и на тот случай, если вас спросят об источнике информации, и просто для того, чтобы лучше систематизировать найденное. На этом этапе хорошо бы продумать возможность видеопрезентации, демонстрации слайдов. Если ваш доклад содержит формулы, таблицы, всевозможные сравнения, которые плохо воспринимаются на слух, — визуальная информация обязательно понадобится.

Подробное ознакомление. На этом этапе мы отбираем конкретно те фрагменты информации, которые будут использованы. Делаем закладки, отмечаем для себя моменты, в которых пока сами чувствуем себя не очень уверенно.

Изучение и выписки. Определяемся — что должно быть процитировано дословно из источника, а что можно пересказать своими словами? То, что отобрано для цитирования, нужно сохранить в виде выписок. Это удобно делать на отдельных карточках-листах или, если вы предпочитаете работать на компьютере или планшете, в виде отдельных файликов, которые всегда можно дополнить и перестроить в нужном порядке.

Не забывайте сохранять имя и фамилию автора цитаты и название источника цитирования. Если вы уже более или менее решили, что должно войти в видеопрезентацию или набор слайдов, самое время начать накапливать эти материалы. Всевозможные графики, диаграммы, формулы должны быть как можно более наглядными и не слишком многоуровневыми.

Примеры слишком широко заявленных тем для небольшого выступления:

  • «Вторая мировая война»
  • «Основы мировой экономики»
  • «Авраамические религии»

Примеры адекватных по «ширине» тем для небольшого выступления:

  • «Советские историки о Наполеоне»
  • «Современный ВВП Аргентины: состояние и перспективы»
  • «Животные в сказках Андерсена»

Топика и ее значение

Параллельно с отбором материала нужно посвятить некоторое время так называемой топике. Что это такое? Слово произошло от греческого «топос», то есть «общее место». И сейчас топикой называют обычно поиск идей, «опорных утверждений» для раскрытия темы. Иногда можно встретить утверждение, что процесс инвенции как таковой состоит из топики — формулировки основных идей темы и аргументации, то есть системы доказательств. Какие еще есть определения?

  • Топика — это раздел риторики, помогающий оратору разработать содержание речи.
  • Топика — это совокупность идей, «общих мест», необходимых для формирования доклада.
  • Топика — это набор категорий, понятий, хранящихся в мышлении у каждого человека.
  • Топика — это логика, примененная на практике.

Риторический топ, или топос, — это определенная смысловая модель, или, как уже говорилось, общее место, необходимое для развития и раскрытия темы.

На протяжении многих лет знаменитые ораторы предлагали свои системы топосов. Так, например, Аристотель насчитывал сорок, Цицерон — шестнадцать подобных смысловых моделей, которые можно использовать как своеобразные «кубики» для построения речи.

Например, существует смысловая модель (топос), которую можно условно обозначить как «Род и вид». Согласно ей, человеческая мысль (а соответственно, и речь) обычно движется от общего к частному или от частного к общему. И эти категории нужно учитывать. Например, у нас есть простое понятие «ромашка». Более широким по отношению к нему будет «полевой цветок». Еще более широким — «растение». Выстраивая свою речь, мы должны иметь четкое представление о соотношении понятий в ней, о том, что есть частности, а что есть общие места и как они соотносятся.

«Говорить не думая — это все равно что стрелять не целясь» (Мигель де Сервантес)

Еще один пример: смысловая модель, которую можно назвать «Сравнение» или «Сопоставление». Описывая что-то, мы практически всегда обращаемся к другим подобным объектам: «Это волокно в два раза прочнее, чем волокно N!», «Эти акции приносят значительно большую прибыль, чем акции конторы „Веселый понедельник"!»

Также существуют смысловые модели «Пример», «Причина и следствие» и многие другие. Все они будут использованы в вашей речи, так как представить себе выступление без живых примеров, без сопоставления, без причинно-следственных связей невозможно. И использование этих моделей нужно очень хорошо проработать, чтобы они выглядели адекватно и к месту.

На этапе отбора материала и вычленения основных топов вашего повествования можно прикинуть, какие вы будете использовать специальные термины, — в основном этот пункт актуален, если речь идет о какой-то узкопрофессиональной области. Например, инженерия, IT-сфера и так далее. Какие термины вам нужно будет разъяснять, а какими, по вашим представлениям, аудитория уже владеет? Насколько много будет пояснений? Не требуется ли для этого дополнительное оборудование (например, чтобы продемонстрировать сложные термины на экране)?

«Слово хорошо тогда, когда оно верно выражает мысль; а верно оно выражает мысль тогда, когда вырастает из нее, как кожа из организма, а не надевается, как перчатка, сшитая из чужой кожи». (К. Д. Ушинский)

Пришло время поговорить о композиции (или о диспозиции, кому как больше нравится). На этом этапе нам необходимо расположить добытую информацию так, чтобы она превратилась в связную, логичную речь, в собственно текст нашего выступления.

Работать для слушателя!

На всех этапах подготовки речи ритор должен думать о слушателях. Это знали еще древние греки. Так, об одном из знаменитых ораторов рассказывали следующее: когда его не столь успешный коллега пожаловался на то, что не имеет успеха у слушателей, знаменитый спросил, как он готовит речь. Выяснилось, что наедине с собой. Секрет неудачи оказался прост. Настоящий ритор никогда не забывает, для кого он создает речь

Вступление и его смысл

Существует много различных шаблонов построения текста речи, один из них мы уже приводили: «Определение темы — изложение сути — доказательство своей точки зрения — контраргументы в сторону противника — отступление — заключение». Но в любом случае все варианты должны укладываться в общую схему:

  • вступление (введение, зачин, завязка);
  • основная часть;
  • заключение (концовка, финал).

Давайте рассмотрим их более подробно.

Вступление обычно занимает не более 5-7% общего времени. Во время вступления вы устанавливаете контакт с аудиторией, «прощупываете» ее: насколько слушатели заинтересованы в вашем докладе? Насколько доброжелательно они вас встречают? Правда, многие ораторы говорят, что во время первых выступлений в их карьере они меньше всего думали об аудитории — в голове гвоздем сидела мысль «Как бы не забыть все на свете!», а лица слушателей от страха сливались в одно пятно. Когда вы наберетесь опыта, вам будет достаточно одной-двух минут, чтобы «просканировать» аудиторию и понять, чего ожидать от нее и какой способ общения избрать. И как бы ни было страшно на первых порах, нужно обращать на это внимание.

«Всякая речь должна быть составлена, словно живое существо: у нее должно быть тело с головой и ногами, причем туловище и конечности должны подходить друг другу и соответствовать целому» (Платон)

Начав свою речь, во вступлении вы должны ввести слушателей в курс дела и обязательно представить тему сообщения или доклада. Чем более кратко, емко, четко и интересно вы обозначили тему, тем внимательнее будут вас слушать. Важно захватить внимание аудитории. Вспомните, как начал свою речь Мартин Лютер Кинг в 1963 году: «Я счастлив, что сегодня вместе с вами стану участником события, которое войдет в историю...» Конечно, презентация подшипников вряд ли так же значима, как «марш на Вашингтон», но во вступлении желательно подчеркнуть ваше единство с аудиторией, ваше искреннее желание достичь задуманной цели выступления. Кстати, здесь же, во вступлении, можно осветить цель вашего доклада, тезисно представить его общий план.

Антон фон Вернер. Лютер в Вормсе
Антон фон Вернер. Лютер в Вормсе. 1877. Лютера, инициатора реформирования католической церкви, осудили как еретика. Считается, что на Вормсском рейхстаге он произнес свою знаменитую фразу «На том стою и не могу иначе!».

Сказать только то, что нельзя не сказать

В основной части излагается собственно тема. История изучения вопроса, спорные моменты, основные тезисы докладчика, защита им своей точки зрения. О каких требованиях к основной части доклада нельзя забывать ни в коем случае?

  • Содержание должно быть логически последовательным. Перескакивания с одного на другое, растекания мыслью по древу немедленно заставят вашу публику зевать. Это в лучшем случае, в худшем — слушатели просто покинут аудиторию.
  • Материал должен быть расположен так, чтобы воздействие на слушателя нарастало постепенно, чтобы он чувствовал все больший и больший интерес.
  • Экономим время! Один из важнейших принципов удачного выступления—«сказать только о том, о чем нельзя не сказать». На первых порах начинающие докладчики испытывают огромные сложности с отбором информации, раздувая количество материала до невероятных размеров: «И об этом тоже надо сказать, и еще вот об этом, и о том тоже!» Но это путь в никуда. Вы начнете путаться в собственных изысканиях. Практический совет: беспощадно режьте свое выступление, выкидывая лишнее. Чтобы не было жалко проделанной работы, делайте карточки с «лишней» информацией — они могут пригодиться в ходе дискуссии или для последующих выступлений.

Здесь же, в основной части, вы приводите аргументы в пользу своей точки зрения, выдвигаете контраргументы в адрес оппонентов. Это могут быть как критические замечания в адрес тех, кто уже работал над рассматриваемым вопросом (не забываем о том, что высказываться они должны корректно!), так и полемика с залом. Правда, далеко не всегда дискуссия разворачивается прямо во время основной части доклада — в большинстве случаев для этого предназначено время сразу после того, как оратор завершил свою речь: после этого он предлагает аудитории высказать свое мнение и, соответственно, реагирует на него.

Как можно расположить факты, тезисы и топы в основной части? Какие есть виды расположения материала?

«Ступеньки». Каждый последующий тезис базируется на предыдущем: «Мы рассмотрели разные виды вкладов, которые можно сделать в нашем банке. Посмотрим теперь, какие бонусы вам принесет каждый из них».

«Хронологический способ». В основном применяется в повествовательных докладах: по истории, искусствоведению и так далее. Название говорит само за себя.

«Концентрический». Явление рассматривается с разных сторон. «Какие исследования относительно эффективности прививок от ветряной оспы существуют в России? А в Японии? А в Германии?»

«Дедукция». Переходим от общих положений к частному, конкретному и делаем вывод: «На нашем заводе были разработаны новые правила техники безопасности. Увы, во время пожара два человека получили ожоги из-за того, что не смогли вовремя покинуть свои рабочие места. Нам нужно...»

«Индукция». От анализа конкретных фактов переходим к обобщениям: «Нами было исследовано восемь сортов плавленых сырков. Изучив такие их параметры, как. мы можем прийти к выводу, что.»

Примеров можно привести много, приведенная классификация не является окончательной и единственно верной. В большинстве случаев в докладе соседствуют несколько видов расположения информации: например, историю изучения проблемы вы излагаете хронологически, потом переходите к индуктивному методу и так далее.

И не забываем об основной идее доклада! Что же касается приемов ведения речи, то желательно использовать в одном докладе разнообразные их варианты: описание, рассуждение, цитата, пересказ. Это делает изложение более живым и ярким. Можно задать аудитории пару риторических вопросов, вызвать на размышление: «Как вы думаете, сколько сахарной ваты за одну минуту способна изготовить наша установка? Нет, не угадали. Пятнадцать порций! Невероятно, правда?»

«Речь—это зеркало души. Как человек говорит — таким он и является» (Публий Сир)

Ошибки, недочеты и... Хрия

Чего НЕ следует делать?

  • Перегружать повествование фактами — пусть даже самыми что ни на есть достоверными. Это утомляет слушателя.
  • Злоупотреблять эмоциями — это может создать впечатление, что над аудиторией ставят какой-то психологический эксперимент. Лектор, который плачет, смеется, делает вид, что вот-вот упадет в обморок, — не самый лучший вариант.
  • Полностью «отключаться» от слушателей и монотонно бубнить что-то свое. Цели вы таким образом не достигнете—аудитории неинтересен оратор, которому неинтересна аудитория.
  • Не следует ни перегружать доклад негативом (даже если тема его посвящена, например, опасности эпидемии), ни превращать его в балаган с бесконечными шутками и прибаутками.

И, наконец, заключение. В нем необходимо подвести итоги доклада, подтвердить сделанные выводы, обобщить сказанное. На это у вас уйдет еще примерно 5% от общего времени. В заключении важно подчеркнуть значимость проведенного исследования (если таковое было), закрепить контакт с аудиторией. Классический пример — речь главы Apple Стива Джобса перед выпускниками Стэнфорда с его ставшим хрестоматийным пожеланием «Оставайтесь голодными, оставайтесь безрассудными!»

Какие основные ошибки совершают начинающие ораторы?

  • Не определяют тему, с места в карьер начиная рассказывать «все самое интересное». Слушатели остаются в недоумении.
  • Не определяют основную идею доклада и не нанизывают на нее, как на нитку, все прочие элементы речи.
  • Не продумывают логику повествования, прыгают с пятого на десятое.
  • Не соблюдают регламент. Это одна из самых распространенных ошибок! Правда, бывают случаи, когда доклад настолько интересен, что слушатели, затаив дыхание, готовы внимать целый час подряд, хотя установленный регламент — пятнадцать минут. Но такое бывает крайне редко. Затянутые доклады, как правило, крайне унылы — в большинстве случаев если человек не умеет рассчитывать время, то и выстраивать интересное сообщение он тоже не умеет.
  • Не подводят итоги, не выделяют в докладе заключение.
  • Не контактируют с аудиторией.
  • Не приводят доказательств, цитат, ограничиваясь лишь своим ценным мнением.

Из античной Греции до нас дошел интересный термин из области риторики — «хрия» (переводится как «необходимое правило», «алгоритм», «рассуждение»). В широком смысле хрию можно понять как некую общую последовательность действий для рассмотрения определенной темы, частной проблемы или составления доклада.

Структура «классической хрии» такова (названия ее частей-элементов могут в разных пособиях по риторике несколько различаться, мы приводим наиболее общий вариант):

  1. Приступ. Начало речи, определение темы, выдвижение основного тезиса.
  2. Парафразис. Подробное разъяснение темы. Этот этап состоит из следующих шагов:

    причины — нужно обосновать тезис;

    противное — нужно рассмотреть возможные контраргументы и опровергнуть их;

    подобное — сравнение высказанного тезиса с уже имевшими место утверждениями, ситуациями, исследованиями;

    примеры — здесь приводятся доказательства тезиса;

    свидетельства — приводятся цитаты специалистов, выдержки из авторитетных научных источников.

  3. Заключение

Глас народа

Рассказывают, что президент США Франклин Рузвельт, работая над речью, попросил работавшего в это время в Белом доме маляра прослушать ее и сказать, какие места остались ему непонятны. Работяга честно отметил несколько моментов, и президент немедленно сделал все нужные поправки.

Франклин Рузвельт
Франклин Рузвельт

Что есть красота в риторике?

Как мы помним, элокуция — это словесное оформление текста. Это искусство украшать речь, делать ее не сухой и похожей на конспект, а зажигательной, волнующей, способной заставить думать, размышлять и действовать!

Набрав необходимый материал для своего выступления и распределив его в соответствии с рассмотренными только что правилами, мы должны подумать, как расцветить нашу речь и какими словами ее выразить.

В элокуции обычно выделяют три этапа:

  1. Выбор стилистики, подбор терминов, необходимых слов и словосочетаний, собственно составление текста.
  2. Украшение текста.
  3. Окончательное редактирование.

Конечно же, для того чтобы вашу речь признали хорошей речью, а вас назвали хорошим оратором, одних только технических достоинств текста маловато. Имеют значение и ваша манера держаться, и особенности голоса, и жестикуляция... Но об этом позже. А пока поговорим о том, на какие признаки качественной речи нужно обратить внимание при ее составлении.

«Точность мысли обусловливает точность выражений» (Г. Флобер)

Итак, для хорошей речи характерны правильность и красота. Понятно, что красота — понятие относительное, но все же можно сказать, что красивая речь — это та, которая вызывает эстетическое наслаждение, способствует созданию ярких, живых мыслительных образов. Красивая речь не вызовет отторжения, агрессии, даже если слушатель не согласен с высказанными тезисами.

Правильность речи — это ее соответствие правилам и стандартам, существующим в том языке, на котором готовится выступление (или, например, публикация). Текст необходимо выверить с точки зрения морфологических, лексических, синтаксических норм. Например, фраза «Я к вам на эту презентацию приехал из самого Петербурга!» сразу обесценит труд оратора, даже если по содержанию его выступление актуально и интересно. Таким образом, если вы не очень уверенно владеете правилами родного языка, нелишним будет обратиться к специализированной литературе.

«Красна речь с притчею» (Русская пословица)

О ясном и уместном

Хорошую речь отличает ясность. Одним словом, оратора должны понимать. Античные авторы предлагали такие критерии ясной речи:

  • оратор должен говорить так, чтобы его речь могли в общих чертах воспроизвести даже те, кто слушал его невнимательно;
  • в тексте не должно быть ничего, что не способствует лучшему пониманию и уточнению сказанного.

Что мешает речи быть ясной, а следовательно, качественной?

  1. Бесконечные повторы. Когда оратор топчется на месте, постоянно возвращаясь к уже сказанному, это выглядит довольно жалко и некрасиво, наводит на мысль о слабом владении материалом. Необходимое уточнение: повторение отдельных фраз и оборотов при четкой продуманности речи, напротив, может создать дополнительный «украшательский» эффект. Как, например, в уже упоминавшейся речи Мартина Лютера Кинга: рефрен «У меня есть мечта» придал его выступлению особый ритм и четкую последовательность.
  2. Двусмыслие. Особенно это касается каламбуров и анекдотов, довольно скользких и пошловатых по содержанию, которые любят некоторые ораторы, — им кажется, что они таким образом устанавливают контакт с аудиторией. Это не так...
  3. Многословность. Не забываем о регламенте! А также не забываем о том, что длинные, мудреные предложения красиво смотрятся только на бумаге. На слух они воспринимаются плохо.
  4. Неправильное, неточное употребление слов. «Света выходит замуж за ветеринара! — Да ну? Вот прямо за старичка? — Нет, не за ветерана, а за ветеринара. Они мяса не едят». Старый и не очень смешной анекдот, но хорошо иллюстрирует рассматриваемую нами проблему. Если не знаете точного значения слова — не произносите. Не знаете, как ставить ударение,—тоже не произносите (конечно, эти рекомендации касаются тех, кому пришлось произносить речь спонтанно. Если вы готовили ее заранее — то, что вы должны выверить текст и исключить все «непонятки», даже не обсуждается!)

Хорошая речь всегда уместна и соответствует ситуации. Имеется в виду не только то, что на похоронах не нужно рассказывать анекдоты, а на детском празднике не стоит описывать опыты по ядерной физике. Ситуации должна соответствовать и стилистика речи. К основным стилям мы относим:

  • научный — для него характерны логика, структурность речи, насыщенность ее специальными терминами, минимум экспрессии;
  • публицистический — наиболее нацеленный на воздействие, образный и достаточно живой;
  • официально-деловой — пожалуй, самый формальный и насыщенный штампами;
  • разговорный — наиболее совпадающий с языком повседневного общения. Тем не менее он должен подчиняться правилам и нормам литературного языка;
  • язык художественной литературы, но в рассматриваемой нами области он встречается достаточно редко.

Выразительно, очень выразительно!

В хорошей речи присутствуют различные выразительные средства, служащие ее оживлению и украшению. К примеру, это тропы и фигуры. Троп (от греч. «оборот») — это слово или выражение, используемое в переносном смысле для усиления образности, выразительности. К основным видам тропов относятся:

  • метафора, когда слово употребляется в переносном значении: «Мама, ваш сын прекрасно болен! Мама, у него пожар сердца!» (В. Маяковский);
  • эпитет — красочное определение, слово, подчеркивающее какие-то особые качества описываемого предмета («Братских народов союз вековой»);
  • сравнение, когда какое-либо слово или явление представлено нам на основе его сопоставления с другим: «Он сражался, как лев»;
  • гипербола — это троп, основанный на явном художественном преувеличении свойств предмета или явления: «Выплакать море слез»;
  • литота — в отличие от гиперболы, это преуменьшение, способствующее выразительности описания или характеристики: «Мужичок с ноготок»;
  • олицетворение — это перенесение признаков или способностей одушевленных предметов на неодушевленные: «Долго на заре туманной плакала метель...» (М. Цветаева).

Примеры гипербол в русской литературе:

  • «Редкая птица долетит до середины Днепра» (Николай Гоголь)
  • «В сто сорок солнц закат пылал.» (Владимир Маяковский)
  • «Что взмах—то готова копна!» (Николай Некрасов)

Всевозможных тропов существует много, но нужно учитывать, что они могут как расцветить нашу речь, так и — при чрезмерном употреблении — сделать ее сложной для восприятия. Вы же не хотите превратить свое выступление в подобие древней былины или жития? Во всем нужно знать меру!

К стилистическим фигурам речи принято относить специальные обороты, которые выходят за стандартные рамки речевых норм, служа, так же как и тропы, целям выразительности. Например, это:

  • риторический вопрос, который не требует ответа, а призван просто усилить эмоциональность высказывания: «Сколько еще можно терпеть такие неприемлемые условия?»;
  • оксюморон—совмещение логически несовместимого: «горячий снег», «живой труп»;
  • умолчание, когда речь намеренно прерывается, для того чтобы слушатели сами завершили фразу в своем воображении: «И если эти правила не будут пересмотрены...»

И так далее. Так же как и в случае с тропами, нужно соблюдать меру — чрезмерная цветистость речи не способствует ее лучшему усвоению слушателями, а вызывает лишь смех и создает впечатление ненужной напыщенности.

Особое место в языке и, соответственно, в риторическом искусстве занимают фразеологизмы — устойчивые сочетания слов, которые имеют смысл только в своей целостности и не определяются отдельными значениями слов, которые в это сочетание входят. Фразеологизмы, или устойчивые речевые обороты, также называют идиомами (от греч. «собственный», «свойственный»). Их зачастую трудно перевести на другой язык в силу невозможности сделать это буквально, «по частям». Давайте приведем примеры: бабушка надвое сказала; бить баклуши; белая ворона; в подметки не годится; вилами по воде; брать быка за рога; сухим из воды; ежовые рукавицы; два сапога пара; изобретать велосипед; метод кнута и пряника.

«Не умеющий говорить карьеры не сделает» (Наполеон Бонапарт)

Особым видом фразеологизмов стали крылатые выражения, которые пришли из каких-либо литературных или исторических источников и получили распространение в повседневной речи благодаря своей яркости и меткости:

  • «А Васька слушает, да ест» (И. А. Крылов);
  • «А все-таки она вертится!» (слова, приписываемые Галилео Галилею);
  • «Жребий брошен!» (Юлий Цезарь);
  • «Со щитом или на щите» (предположительно, напутствие перед боем, бытовавшее у спартанцев).
Рубенс. Юлий Цезарь. Ок. 1619
Рубенс. Юлий Цезарь. Ок. 1619. Согласно легенде, фразу «Жребий брошен!» Юлий Цезарь произнес, приняв решение начать войну против Сената за власть в Риме. Слова были сказаны перед началом переправы через пограничную реку Рубикон на севере Апеннинского полуострова
Джон Вандерлин. Гай Марий на руинах Карфагена. 1807
Джон Вандерлин. Гай Марий на руинах Карфагена. 1807. Крылатую фразу «Карфаген должен быть разрушен», которой часто сопровождают какой-либо настойчивый призыв, приписывают римскому полководцу Марку Порцию Катону Старшему
Питер Брейгель Старший. Фламандские пословицы. 1559
Питер Брейгель Старший. Фламандские пословицы. 1559. На картине в живописной форме представлены нидерландские пословицы, в основном высмеивающие человеческие пороки и недостатки: «вешать колокольчик на кота» (заниматься глупым, бессмысленным делом), «сидеть между табуретками» (быть нерешительным)

Все эти средства украшения и усиления образности речи помогают углубить сказанное, сделать материал более доступным и наглядным.

Крылатые выражения из басен и. А. Крылова:

  • «А ларчик просто открывался»
  • «А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь»
  • «Воз и ныне там»
  • «Попрыгунья Стрекоза»

Немыслима риторика без цитат. Их сложно отнести к чисто выразительным средствам, они играют также роль доказательной базы. Если вы хотите просто немного расцветить свою речь, приводя цитаты из художественной литературы, то ссылки на конкретные имена и источники не обязательны: «„Быть или не быть?", как сказал классик...», «А как известно, русский бунт бессмыслен и беспощаден.»

Но если же ваши цитаты служат рассмотрению какой-либо научной проблемы, если вы приводите их в ходе полемики, опираетесь на них как на доказательство своей точки зрения, то нужно обязательно указывать автора и источник: «Как утверждает профессор Петр Петрович Сергеев в своей монографии 2012 года „Научная этика".», «В номере третьем научного дайджеста „Физика и мир" размещена статья экономиста Владимира Петрова, в которой он утверждает, что...»

«Когда суть дела обдумана заранее, слова приходят сами собой» (Квинт Гораций Флакк)

Запомните главное: с цитатами, так же как и с разнообразными выразительными средствами, главное — не переборщить. Если доклад или любой другой текст перенасыщен цитатами, то у слушателей или читателей неизбежно возникнет вопрос: «А где же ваша собственная точка зрения?» Создается впечатление, что автор просто, как говорят специалисты, «набивает нужный объем».

Антуан-Жан Гро. Битва у пирамид. 1810
Антуан-Жан Гро. Битва у пирамид. 1810. По легенде, весомым аргументом для наполеоновских солдат стали слова полководца о том, что «сорок веков смотрят на них с высоты пирамид»

Обращаемся к памяти

Когда речь уже практически готова (осталось только отредактировать ее окончательно, добавить парочку историй «от себя» для общего оживления и предусмотреть возможные вопросы аудитории), перед нами возникает еще одна серьезная задача. Речь нужно запомнить!

Обратите внимание, мы не говорим о том, что ее нужно заучить. Есть два важных момента, которые на первый взгляд могут показаться взаимоисключающими:

  1. Очень непрезентабельно выглядит доклад, зачитываемый автором по бумажке, с бесконечными сбоями, повторами, поиском нужной строки или определения. Если оратор демонстрирует, что в буквальном смысле «без бумажки он букашка», — никакого успеха быть не может.
  2. Непривлекательно выглядит и такое выступление, когда оратор наизусть отбарабанивает нужный текст, не останавливаясь даже для того, чтобы перевести дух, никак не контактируя с аудиторией, не используя риторических вопросов, «умолчаний» и других риторических украшений, требующих осознанного отношения к речи.

Как же быть?

Должна быть золотая середина. Нет ничего зазорного в том, чтобы время от времени обращаться к своим записям, цитатам, графикам. Но оратор, уткнувший нос в конспект и ни разу не взглянувший на аудиторию, не вызывает интереса у слушателей. Очень хорошо, если вы блестяще владеете материалом и вообще не нуждаетесь в шпаргалках. Но не нужно превращаться в робота, произносящего заученный текст. Оставайтесь живым человеком!

Серьезная проблема заключается в том, что, увы, не все наделены от природы хорошей памятью и при необходимости выступать на публике испытывают страх: «А что, если я все забуду?» Ситуация может усугубиться, если в дополнение к не слишком хорошей памяти природа «наградила» вас еще и боязнью публичных выступлений.

Но, как говорится, нет на свете ничего невозможного. Терпение и труд все перетрут — можно и с боязнью аудитории справиться (об этом мы поговорим ниже), и память свою развить и натренировать до такой степени, чтобы не бояться внезапного приступа забывчивости. В этом нам и поможет мемория (от лат. mstrongoria — «память») — искусство запоминания речи. Или, в практическом применении, мнемотехника.

Для того чтобы рассматривать разные способы запоминания информации, нужно сначала выяснить — а КАК мы ее запоминаем в принципе?

К основным процессам памяти относят запоминание, хранение, а также воспроизведение и узнавание.

Существует много классификаций типов памяти. В частности:

  • слуховая память, она же эхоическая или аудиальная. Например, мы узнаем по голосу друга, который позвонил нам по телефону, или можем напеть песню, недавно услышанную по радио;
  • зрительная память — это способность сохранять в памяти визуальную информацию. Например, мы запоминаем картину, увиденную в музее, или облик человека, с которым познакомились;
  • моторная память — скажем, возможность через несколько лет воспроизвести танец, который когда-то изучали.

У каждого из нас обычно более развит какой-то определенный тип памяти и, соответственно, лучше запоминаются какие-то определенные объекты. Кто-то хорошо запоминает лица, кто-то — цифры, кто-то тексты, кто-то — запахи (выделяют даже «обонятельный» тип памяти), кто-то — тактильные ощущения.

По «времени хранения» можно выделить кратковременную (например, когда вы за одну ночь перед экзаменом выучиваете 25 билетов, но, выйдя из аудитории, благополучно все забываете) и долговременную память (название говорит само за себя).

По «способу запоминания» обычно выделяют память непроизвольную, когда мы запоминаем что-то как бы случайно, не ставя перед собой конкретной цели. Например, вернувшись домой после вечеринки, на которой было много народу, мы вспоминаем, кто и во что был одет и что сказал, хотя специально не заостряли на этом внимание. Просто мозг «записал» эту информацию. Что именно он запишет — будет зависеть от того, какой тип памяти у нас наиболее развит: зрительная, слуховая, кратковременная... Есть также память произвольная, когда мы специально что-то запоминаем. И, конечно, при подготовке доклада или выступления нужно обратиться именно к ней.

Невероятные цифры

Кубинский лидер Фидель Кастро славился своим красноречием и способностью удерживать внимание слушателей на протяжении невероятно долгого времени. В сентябре 1960 года он выступал с трибуны ООН на протяжении четырех с половиной часов, а самая продолжительная его речь (на третьем съезде Кубинской коммунистической партии в 1986 году) составила семь часов десять минут.

Фидель Кастро
Фидель Кастро

Как все это запомнить?!

Ну а теперь обратимся конкретно к мнемоническим приемам, то есть к тем хитростям, которые помогут нам запомнить текст нашего выступления и произвести неизгладимое впечатление на слушателей.

Дайте себе установку на запоминание текста. Помните, о чем говорилось в начале этой главы? Полностью зачитывать текст по бумажке — попросту некрасиво. Поэтому не нужно успокаивать себя: «Да ладно, все равно, даже если ничего не запомню — буду читать по бумаге.» Берем курс на запоминание!

Теперь выделяем в тексте своего доклада главные мысли, так сказать, «скелет» повествования. Можно выписать их на отдельный листочек. У вас получится нечто вроде последовательного плана — постарайтесь запомнить сначала его. А потом уже на него последовательно нанизывайте всю остальную информацию.

«Я ни разу не слышал, чтобы какой-нибудь старик позабыл, где именно он закопал клад» (Цицерон)

Все еще не очень хорошо получается? Постарайтесь выделить в своем сообщении наиболее интересные, наиболее яркие моменты. Приводите какую-то интересную цифру? Например, хотите поразить публику экономическими достижениями некоего государства? Сделайте акцент именно на этой цифре. Прокрутите ее в своей голове. Найдите еще несколько столь же заслуживающих внимания деталей и опирайтесь на них. Можете эти интересные детали «прикрепить» к плану, который вы только что написали.

Следующий прием хорошо помогает тем, кто наделен в первую очередь зрительной памятью: попробуйте мысленно «снять кино» на тему своего доклада. Например, вы рассказываете о каком-то историческом событии. Представьте в красках, как все это было. Что говорили участники событий? Как они были одеты? Какие действия совершали?

Помните: мы тем лучше запоминаем материал, чем более личное значение он для нас имеет. Попробуйте связать себя с теми сведениями, о которых вы собираетесь повествовать. Рассказываете об особенностях экономики Греции? А может быть, вы недавно отдыхали в этой стране или мечтаете там побывать? Сделайте Грецию ближе к себе — и вам станут ближе ее экономические достижения!

Замечательные шпаргалки

шпаргалка

Почему многие опытные ораторы или университетские преподаватели говорят о том, что писать шпаргалки — полезно? Потому что при их написании вы, во-первых, непроизвольно запоминаете часть необходимого материала, а во-вторых, стараясь максимально экономить место, выписываете только самое необходимое. Поэтому—пишите шпаргалки, но старайтесь ими не пользоваться!

Высыпайтесь!

сон

Учеными доказано, что недосып и стресс отрицательно влияют на способности к запоминанию. Так что если вам в принципе трудно удержать в голове большие объемы текста или другой информации, то в первую очередь наладьте свой график. А потом приступайте к упражнениям по улучшению памяти.

Игра в ассоциации. Запоминание цифр

Бывает так, что мозг как будто объявляет забастовку и никак не хочет запоминать какие-то имена, даты, термины или формулы. В таких случаях специалисты рекомендуют использовать так называемый ассоциативный метод.

Суть его в следующем. Человек лучше всего запоминает то, что связано с каким-то уже известным ему фактом, понятием. Ассоциация — это, собственно, и есть связь между какими-либо объектами в памяти человека, которая при появлении одного объекта влечет за собой появление в сознании того, который ассоциативно с ним связан. Например, маленькая девочка примерила мамину шубу, которая пахла духами, — и с тех пор эти духи будут ассоциироваться у нее с тактильным ощущением мягкого меха.

Поэтому, для того чтобы удержать в своей голове какую-то новую информацию, нужно постараться увязать ее с теми сведениями, которые уже прочно поселились в вашей памяти.

«Не будь тороплив, будь памятлив» (Русская пословица)

Но что делать, если у той информации, которую вам нужно запомнить, нет никаких особенных связей с теми сведениями, которые уже есть в вашей голове? Значит, эти связи нужно создать! Причем чем нелепее, чем страннее будет эта связь, тем лучше вы ее запомните. Например, вам нужно запомнить два слова — «кот» и «корабль». Представьте себе кота. Возможно, вам представился сказочный персонаж — Кот в сапогах. Прекрасно, пусть будет именно такой кот. Но как увязать его с кораблем? Возможно, ваш кот плывет на нем открывать Америку? Итак, у нас сложился образ — Кот в сапогах в образе Колумба стоит на капитанском мостике и вглядывается в океанскую даль. Такой образ вы вряд ли забудете, не правда ли?

Попробуйте найти как можно больше связей для слов «кот» и «корабль». Может быть, ваш кот — корабельный и ловит на корабле крыс? Может быть, он заснул на солнышке и ему снится корабль, ведь он всю жизнь мечтал быть не котом, а морским волком?

Важно: при формировании подобных связей избегайте стереотипных построений, старайтесь найти такие ассоциации, которые еще вчера, возможно, показались бы вам безумными.

Особая история — запоминание цифр. Большую сложность вызывают даты. Как запоминать их?

«В звуке голоса, в глазах и во всем облике говорящего заключено не меньше красноречия, чем в выборе слов» Ф. де Ларошфуко

Самый простой способ опять же построен на ассоциациях. Вам нужно просто сопоставить цифры из вашего доклада, например, с какими-то эпизодами своей жизни. Например, вам предстоит использовать в докладе фразу «двадцать три химических завода» и вы никак не можете запомнить, о каком количестве заводов идет речь. Но зато у вашего младшего брата день рождения 23-го числа! Вот и возникла нужная вам ассоциация. «Петин день рождения — химические заводы». Если речь идет, например, о четырехзначной дате — скажем, «1503 год» — дату можно разбить на две. Что связано с числами 15 и 03? Нашли: «В возрасте 15 лет я занял почетное третье место на олимпиаде по химии!»

Герман Эббингауз
Одним из первых исследовать человеческую память начал немецкий психолог Герман Эббингауз(1850-1909)

Некоторые закрепляют за определенными цифрами зрительные образы. Например, «2» — это гусь (подобная ассоциация у многих существует со школьных лет). «4» — топорик. «8» — снеговик. Ассоциативный ряд: «Гусь, вооружившись топором, скатал снеговика». Число 248 мы успешно запомнили!

И еще один очень важный совет. Независимо от того, какой вид памяти у вас доминирует, одним из самых действенных способов запоминания является репетиция доклада. Попросите кого-нибудь из родных послушать вас. Если нет такой возможности — расскажите все домашней кошке или порадуйте своим докладом аквариумных рыбок. Очень хорошо, если вы сделаете это перед зеркалом — так вам будет легче обратить внимание на разные погрешности поведения перед аудиторией, о которых разговор пойдет в следующей главе. И обязательно проверьте, укладываетесь ли вы в отведенный регламент! Вот прямо с секундомером в руке и проверьте.

Голова-компьютер

Эйдетической памятью (от греч. «эйдос» — «образ») принято называть вид памяти, нацеленной в первую очередь на зрительные впечатления.

У человека, обладающего эйдетической памятью, увиденный образ как бы запечатлевается в мозгу, что позволяет ему запоминать огромные объемы информации.

В качестве примера можно привести американца Кима Пика (1951-2009), который помнил наизусть тысячи прочитанных книг, мог воспроизвести по памяти карту любого города и партитуры музыкальных произведений

Ким Пик
Ким Пик

Сказанному — верить!

Итак, доклад написан. Вы хорошо его помните и готовы воспроизвести информацию, даже если вас внезапно разбудят ночью. У вас готовы слайды (если они, конечно, требуются) и презентация. Осталось совсем немного — представить свое творчество публике, то есть впереди собственно выступление.

Вы тщательно продумали свое выступление? Уверены, что все учли? Предлагаем еще раз все продумать, опираясь на изложенное далее. Ведь даже использование новейших научных достижений, о которых ораторы прошлого могли только мечтать, не может компенсировать погрешности выступления, известные с давних пор.

Не хотим вас пугать, но известно довольно много случаев, когда, по сути, блестящий доклад (интересная тема, логичное содержание, убойные аргументы, прекрасные слайды) в итоге никому не запомнился из-за того, что оратор не умел держать себя на публике, плохо владел голосом, выглядел странно и неуверенно — одним словом, акция как искусство произнесения речи была ему недоступна. Давайте поговорим об основных правилах, которые помогут нам не ударить в грязь лицом перед слушателями!

Будем откровенны — внешний вид оратора, его манера держаться и говорить «делают» половину успеха доклада. Даже если выступающий в чем-то незначительно ошибся, допустил пару помарок в речи или перепутал пару слайдов — аудитория простит его, если он уверенно держится, владеет материалом, обладает красивым поставленным голосом, выразительно говорит, к месту шутит и приводит примеры из практики.

«Помнить — это все равно что понимать, а чем больше понимаешь, тем более видишь хорошего» (Максим Горький)

Не будем останавливаться на анатомических особенностях речевого аппарата — это задача для гораздо более капитального исследования, упомянем только, что его деятельность (как и ее продукт— голос и речь) значит для публичных выступлений очень много. Думаем, вы согласитесь: чрезмерно визгливый или, наоборот, слишком тихий голос, «проглатывание» слогов и слов, слишком быстрый или слишком медленный темп речи — все это может оттолкнуть слушателей и, следовательно, погубить ваш доклад на корню.

Рассмотрим основные технические особенности речи, а также наиболее распространенные погрешности в этой области и способы их устранения.

Громкость. Никогда не следует стараться «вопить» в аудитории. Используйте среднюю громкость. Да, бывают помещения с плохой акустикой и в них иногда требуется наращивать громкость голоса, но мы сейчас говорим о «среднестатистических условиях».

Артикуляция (от лат. articulo — «расчленяю»). В фонетике (науке, изучающей звуковое строение языка) так принято называть деятельность органов речевого аппарата в то время, когда они образуют звук. И это очень важно! Наверняка вам доводилось видеть ораторов, которые произносили слова, едва разжимая губы. Или говорили так, как будто их рот набит горячей кашей, а им внезапно пришлось выступать. Все это — неправильная артикуляция. И если мы хотим, чтобы нас понимали и чтобы нас было приятно слушать, нужно, во-первых, овладеть искусством правильной артикуляции (пособий — как печатных, так и видео — сейчас очень много), а во-вторых, иметь в своем арсенале несколько упражнений, которые позволят расслабить (или, наоборот, привести в тонус) речевой аппарат.

С артикуляцией связана дикция — четкость произношения звуков. «Проглатывание» букв, шепелявость, небрежное произнесение — все это ухудшает впечатление. «Лечится» эта проблема также специальными упражнениями. К ним можно отнести, например, скороговорки.

СОВЕТ: постарайтесь послушать себя «со стороны». Запишите произносимую вами речь на диктофон и прослушайте. Многие ошибки и погрешности будут видны как на ладони...

Темп речи. Одинаково плохо воспринимается как тягучая, монотонная речь, так и чрезмерно быстрая, «скачущая». Открыть вам секрет, почему многие начинающие ораторы торопятся и создают впечатление, будто они опаздывают на самолет? Нет, не только от страха, хотя он тоже подчас заставляет докладчика ускорять темп. Основная причина в том, что выступающие часто забывают о необходимости соблюдать регламент, вспоминают о нем в последний момент и в итоге думают: «А, да ладно! Просто буду говорить чуть-чуть быстрее». В итоге—тараторящий докладчик, недоумевающие слушатели, перепутанные слайды, убитое время.

Интонация. Это довольно сложное понятие, в которое укладываются такие компоненты, как паузы, тембр, ударения, мелодика. Монотонная, «нудная» речь не украсит ни один доклад. Интонационная выразительность складывается из следующих моментов:

  • выразительность логическая, когда мы интонационно выделяем начало и конец предложения, смысловые акценты, важные термины и понятия;
  • выразительность эмоциональная. Имеются в виду не заламывание рук и не пафосные восклицания, а демонстрация того, что предмет доклада вам не безразличен и вы хотите поделиться важной информацией со слушателями. Помните наш совет относительно того, что желательно сделать свое отношение к теме доклада «чуть-чуть личным»? Прекрасно. А теперь вложите эти чувства в интонацию, сделайте тон чуть более доверительным, не спешите, обращайтесь к аудитории — и ваше выступление будет гораздо более богатым интонационно;
  • выразительность образная, когда вы помогаете публике представить предмет вашего выступления: «Подумайте о том, как упростят жизнь рядового фермера эти приспособления для полива!»

И так далее.

Какую реакцию слушателей можно назвать положительной?

  • Одобрение высказанных оратором идей и положений
  • Переход «в стан» оратора недавних критиков
  • Корректно выраженное несогласие — оно порождает полемику, весьма полезную для дальнейшего раскрытия вопроса

Интересная гимнастика

дикция

Артикуляционная гимнастика — довольно популярная практика для детей, имеющих какие-либо проблемы дикции, произношения или речевого развития в целом. Впрочем, взрослым, которые хотят улучшить дикцию и научиться владеть своим речевым аппаратом, она тоже может оказаться весьма полезной.

Такие нужные паузы

Как вы думаете, без чего немыслима любая речь? Без пауз. Во время паузы слушатели усваивают, переваривают материал, формулируют в голове возможные вопросы к вам. Если же выступающий тараторит беспрерывно и безостановочно, это очень утомляет аудиторию и никакой полезной информации слушатели для себя не почерпнут.

Хитрости самопрезентации

Многое зависит и от того, каким оратор показался публике. Конечно же, важен контакт с аудиторией. Как его установить?

Начнем с того, что внешний вид человека, работающего со слушателями и призванного доносить до них какую-либо информацию, должен быть достойным. Н и кто не требует от вас надевать фрак и белые перчатки на презентацию молочных продуктов, но опрятность, чистая отглаженная одежда, аккуратная прическа — это необходимый минимум, отсутствие которого будет говорить о вашем неуважении к публике. Если лектор достает из затрапезного полиэтиленового пакета видавший виды проектор, а лацканы его пиджака украшены пятнами от сгущенки и кетчупа — никакого положительного контакта с аудиторией не будет.

Совершенно недопустимы опоздания. Да, мы все передвигаемся по городским магистралям и знаем, что такое пробки. Но «пробки» не являются оправданием. Опоздание — синоним неуважения.

Выйдя к микрофону (или просто заняв место у экрана, у доски с объявлениями, на кафедре), возьмите небольшую паузу. Осмотрите беглым взглядом аудиторию. Не сверлите присутствующих свирепым взором из-под нахмуренных бровей, а именно обведите взглядом — с открытым, приглашающим к сотрудничеству выражением лица. Этим вы уже привлечете к себе внимание.

Никогда не начинайте доклад с фраз наподобие: «Извините, опыта у меня маловато, но я попробую...», «Я понимаю, что вам эта встреча не нужна, но давайте потерпим друг друга пятнадцать минут.» и так далее. Универсальное начало — не самоуничижение, а приветствие и улыбка. Желательно искренняя.

Не нужно с места в карьер начинать гнать текст своего доклада. Зацепите внимание слушателей. Придумайте какую-нибудь «завлекалочку», которая заинтересует их, а потом уже от этой «завлекалочки» начинайте повествование. Например: «Вот я сегодня ехал сюда и по пути считал красные трамваи. Насчитал восемнадцать штук. Мне стало интересно: от чего зависит выбор цвета в окраске общественного транспорта? Я сделал несколько звонков и узнал очень интересную вещь.» А потом выруливайте на тему своего доклада о состоянии производства лаков и красок.

Очень внимательно следите за своими жестами. Старайтесь не принимать «закрытых» поз: скрещенные ноги, сцепленные на груди руки. Этим вы вызываете недоверие слушателей. Обязательно старайтесь победить свою стеснительность, не сверлите взглядом собственные ботинки! Если вы имеете склонность, когда нервничаете, вертеть в руках какой-либо предмет, непрерывно кашлять, почесываться, потирать руки — избавляйтесь от этой привычки во что бы то ни стало. Выглядит такой оратор угнетающе.

«Красота без разума недорого стоит» (Арабская пословица

Кстати, о жестах в целом. Наверняка вы знаете, что психологи выделяют два характерных для докладчика типа жестов — «к себе» и «от себя». Старайтесь делать жесты «от себя», подчеркивая, что вы делитесь с аудиторией своей информацией: это направленные кверху ладони, легкий жест ими в сторону слушателей. Вы как будто «направляете» им что-то от себя. Не забывайте использовать жесты, если ваш доклад сопровождается презентацией, графиком или слайдами. Преподнесли слушателям какую-то информацию? Жестом укажите на соответствующий ей слайд. Акцентируйте на нем внимание: «Вот на этой таблице вы видите...» Оратор, который забывает связывать текст доклада с соответствующей ему визуальной информацией, — не самый лучший оратор.

Не должно быть чрезмерности, преувеличенности. Если лектор время от времени расхаживает по кафедре или аудитории, это неплохо. Но метаться из угла в угол, заставляя слушателей следить глазами за своими молниеносными перемещениями, — не стоит. Не нужно наваливаться на трибуну, не нужно шарить руками по столу, если вы выступаете сидя.

«Красноречие высоко ценится в демократических государствах, сдержанность и благоразумие — в монархиях» (Эдмунд Берк)

Опытный лектор может даже некоторые недостатки обратить себе на пользу. Так, одного бизнес-консультанта, когда он выходил из машины перед университетом, в котором должно было состояться выступление, окатил водой из лужи проезжавший мимо автомобиль. На штанине расплылось огромное мокрое пятно, переодеваться было некогда и не во что. Но мужчина не растерялся и, выйдя к микрофону, с широкой улыбкой произнес: «Так торопился встретиться с вами, что ничего не замечал! В том числе и луж, и чужих машин!» Лед, как говорится, был сломан,  слушатели сразу прониклись к выступающему симпатией.

Все жесты, все слова должны быть искренними, не производить впечатления наигранности, отрепетированности. Аудитория сразу чувствует фальшь.

Как удержать внимание аудитории?

  • Речь должна быть логична.
  • В речи должны быть «проблемные ситуации», приглашение к размышлению. Выше уже приводились примеры таких небольших «провокаций», когда оратор задает аудитории вопрос и как бы предлагает порассуждать вместе с ним.
  • Должно удовлетворяться условие новизны и содержательности.
  • Должна присутствовать выразительность и доступность изложения.
  • Важны доверительность, увлеченность, непринужденность речи.
  • Очень выручает юмор — расскажите слушателям одну-две коротенькие забавные истории, связанные с темой. Но помните, что нет ничего хуже неуместных баек и анекдотов.
  • Обязателен зрительный контакт с аудиторией. Но помните: это возможно только в том случае, если вам не нужно поминутно сверяться со шпаргалкой. Вывод? Держите текст в голове!
  • Обязательно нужно подвести итог сказанному, сделать выводы.
  • Непременно поблагодарите за внимание. Как реагировать на вопросы, тем более если они высказаны, например, в негативном ключе? Ни для кого не секрет, что на свете есть люди, которым нравится ставить других в неловкое положение. Могут они оказаться и в числе ваших слушателей. Мы представим вам несколько важных правил.
  • Обязательно нужно отвечать на вопросы, причем тон ответа должен быть неизменно доброжелателен. Ситуация, когда докладчик в ответ на вопрос кривит лицо и недовольно цедит: «Ну я же только что об этом говорил!» — недопустима.
  • Ответ должен быть предельно кратким. Помните, что у выступления существует регламент. Если, например, после получасовой лекции вам нужно десять минут, чтобы ответить на краткий дополнительный вопрос от слушателя, то на что вы, спрашивается, потратили полчаса?
  • Если ваш оппонент не вызывает вас на спор, а просто ему очень захотелось высказаться, поблагодарите его за дополнение к вашему рассказу и сверните общение.
  • Вопросы слушателей могут быть полемичны, то есть их целью может быть провокация вас на словесную дуэль. Если у спрашивающего в аудитории есть несколько единомышленников или если его вопрос заинтересовал всех, постарайтесь ответить на вопрос на месте. Если такой активный слушатель только один — предложите ему после занятия (презентации, встречи) задержаться на несколько минут и поговорите наедине.

Запомните главное: ни в коем случае нельзя опускаться до грубости, хамства, нельзя терять самообладание, какие бы провокационные вопросы вам ни задавали. Старайтесь проявлять находчивость и чувство юмора. Приведем пример: один известный профессор был приглашен руководством иногороднего университета прочитать лекцию. Занятие прошло прекрасно, собралось более трехсот студентов. Но в конце лекции один «штатный смутьян» громко и довольно грубо спросил профессора:

  • И что, вы думаете, что я всего этого не знал?
  • В любом случае теперь — знаете, — кротко ответил преподаватель.

Это пример более чем достойного ответа. Не опуститься до ответного хамства и в то же время тонко подчеркнуть, что нахал, скорее всего, не обладает обширными познаниями — ведь на лекцию-то он пришел и просидел на ней от начала до конца! — в этом и заключается достоинство опытного оратора.

Какие вопросы следует задать себе после выступления?

  • Раскрыл ли я тему?
  • Соблюден ли регламент?
  • Позитивна ли была реакция аудитории?
  • Смог ли я ответить на вопросы?
  • Какие ошибки мне следует учесть в дальнейшем?

Неудачная рекомендация

Иногда в разнообразных пособиях можно увидеть такой совет оратору (лектору): мол, выберите в аудитории одного слушателя и обращайтесь преимущественно к нему. И зрительный контакт тоже устанавливайте с ним. Нам представляется, что такая методика не приведет ни к чему хорошему: поставьте себя на место человека, в которого на протяжении всей презентации «вонзался» взгляд лектора. А все остальные слушатели при этом будут чувствовать себя обделенными.




Поделиться ссылкой