Такое разное красноречие

«Многие, совершающие постыднейшие поступки, произносят прекрасные речи»
Демокрит

О родах и видах

В научной риторике принято выделять две области: риторика общая и частная. Общая рассматривает то, каким образом создается замысел (речи, выступления, текста) в целом и как он воплощается в высказывании или на письме.

Частная же риторика (или, как часто говорят, «многочисленные частные риторики») изучает особенности построения речи в разных видах словесного искусства, в разных профессиях, в разных областях деятельности. В учебнике Николая Федоровича Кошанского, созданном в первой трети XIX века, представлена такая точка зрения: «Общая риторика содержит начальные, главные, общие правила всех прозаических сочинений. Частная риторика, основываясь на правилах общей, рассматривает каждое прозаическое сочинение порознь, показывая содержание его, удобнейшее расположение, главнейшие достоинства и недостатки, цель». Несмотря на то, что с момента издания этого учебника прошло почти двести лет, определение актуально и поныне.

«Обороты речи — это своего рода одежда, в которую облачены мысли» (Фридрих Энгельс)

Одним словом, «как построить выступление перед большой аудиторией?» это вопрос из области общей риторики. «Как построить свою речь адвокату Сидорову, который завтра должен защищать клиента?» — это уже риторика частная.

Конечно же, обе эти области — общая и частная риторика — неразрывно связаны друг с другом. Идеальный вариант—когда человек сначала изучает правила и принципы общей риторики, а потом овладевает хитростями частными, необходимыми конкретно для его профессии, специальности. Если же применение изученного на практике пока не планируется (например, учащийся хочет познакомиться с риторикой «для себя»), то на первое время вполне достаточно изучения общей риторики.

Что же касается разнообразных родов и видов частной риторики, то в современном мире можно насчитать множество систематизаций, каждая из которых вполне стройная и оправданная. Довольно популярна систематизация, основанная на делении видов риторики на ораторику (от лат. «говорить») и гомилетику, (от греч. «собеседник»).

Еще одно, скорее всего, незнакомое вам пока слово — гомилетика (от греческого слова «собеседник», «слушатель»). Так называется богословская наука о правилах ведения проповеди. Это более узкое понятие, нежели риторика.

В первой главе вы, возможно, обратили внимание на врезку на полях, в которой рассматривалось значение слова «гомилетика» — так обозначалось церковное красноречие. Но иногда словом «гомилетика» также объединяют те виды частной риторики, которые рассчитаны на целый курс выступлений (лекций, проповедей, митингов).

Например, преподаватель вуза только на первом занятии вводит студентов в курс дела относительно того, что и как они изучают, а в дальнейшем уже только расширяет и углубляет тему. Он не будет на каждой последующей лекции заново растолковывать цели, задачи, перспективы изучаемой дисциплины.

Схожие черты есть и у церковных проповедей. Так, священнослужитель не будет каждый раз объяснять собравшимся, что такое Библия или как выглядят Десять заповедей. Кроме того, в большинстве случаев священник служит в одном и том же приходе, более или менее знает основной состав своей паствы, а это значит, что он не должен каждый раз обучать пришедших основам веры. Если, конечно, речь не идет о специальных занятиях для неофитов.

Иногда к гомилетике относят и пропагандистскую деятельность, и работу СМИ.

То есть гомилетика подразумевает, что оратор и аудитория встретятся еще не раз и не два, и каждая последующая встреча отчасти основывается на предыдущей и предваряет следующую. Гомилетика служит в основном развитию духовной сферы, обращается к памяти, абстрактному мышлению.

Ораторика объединяет те виды частной риторики, которые подразумевают однократное выступление перед аудиторией на заданную тему: речь адвоката на судебном заседании, выступление депутата в парламенте... Поэтому речь должна быть завершенной, не вызывать ощущения недосказанности. Такое выступление можно выхватить из контекста деятельности оратора, оно не требует возвращения к тому, что было уже сказано в прошлые разы. Конечно, здесь тоже бывают исключения: например, если адвокат защищает подсудимого на протяжении нескольких месяцев. Но в целом ораторика — это искусство однократного выступления, она более практична, «приземлена», более обращена к логике и доводам разума.

Иногда просто делят роды красноречия по сферам коммуникации, не подразделяя их на гомилетику и ораторику:

  • социально-бытовая речь. Это, например, приветствие делегации, поздравление юбиляра, поминальная речь;
  • духовное красноречие, или церковно-богословское. Оно очень традиционно, во многом основано на текстах и постулатах Священного Писания или речах духовных лидеров. Классический пример—проповедь;
  • судебное красноречие, судебная риторика — к основным его видам относят адвокатскую и прокурорскую речь;
  • названием «социально-политическое красноречие» обычно объединяют речи дипломатов, военных деятелей, выступления на митингах и забастовках, дипломатические ноты и проч.;
  • и, наконец, академическое красноречие, которое способствует передаче знания от преподавателя к ученику, помогает формированию у последнего определенной картины мира. Самым ярким примером здесь будет лекция. Но и студент тоже может проявить собственные навыки академического красноречия, представив на суд публики реферат, курсовую работу, доклад.

Как видим, нет единого мнения относительно того, какие роды и виды нужно выделять в искусстве риторики. Пожалуй, самым простым и логичным будет деление на общую и частную риторику и изучение их специфики.

Независимо от того, о какой риторике — общей или частной — идет речь, принято выделять семь основных компонентов речи:

  1. Вступление.
  2. Определение темы.
  3. Изложение сути.
  4. Доказательство своей точки зрения.
  5. Контраргументы в сторону противника (если он есть).
  6. Отступление.
  7. Заключение.

От педагогики до... Тостов

Приведем несколько примеров того, как в различных видах красноречия (термины «красноречие» и «риторика» в данном случае для нас равнозначны) проявляются задачи, которые ставит перед собой оратор, а также какими характерными особенностями обладают эти виды.

Все они — какие-то раньше, какие-то позже — выросли из общего корня риторики античной, из правил, заложенных Аристотелем, Цицероном и их «коллегами». Выше приводились примеры разных родов красноречия; напомним, что систематизаций существует много.

Ричард Уилсон. Цицерон, его друг Тит Помпоний Аттик и брат Квинт возле виллы в Арпинуме. 1770-е
Ричард Уилсон. Цицерон, его друг Тит Помпоний Аттик и брат Квинт возле виллы в Арпинуме. 1770-е. Выступления Цицерона оказывали огромное влияние на римскую политику

Не всегда делают различие между риторикой академической и педагогической, иногда их называют дополнительными разделами по отношению друг к другу, но определенная разница между ними все же есть.

К области педагогической риторики относят теорию и практику речевой коммуникации педагога в школе, лицее, гимназии.

Педагогическую деятельность называют «областью повышенной речевой ответственности», и это вполне справедливо — подчас только от учителя зависит, насколько школьники заинтересуются материалом, насколько глубоко усвоят его и — в конечном итоге — насколько эффективно смогут применить свои знания. Таким образом, к главным задачам педагогической риторики можно отнести развитие мотивированности обучающихся, пробуждение их творческих способностей.

Высказываются такие требования к речи школьного учителя:

  • она должна пробуждать любознательность;
  • она должна быть логичной и в то же время эмоциональной;
  • она должна быть доступна и соответствовать возрасту слушателей;
  • она должна быть актуальна, должна соответствовать запросам и интересам учащихся;
  • она не должна содержать спорных утверждений. (Это требование спорно само по себе—часто утверждают, что учитель должен преподносить школьникам только проверенную, достоверную с точки зрения науки информацию. Но ведь для пробуждения любознательности у слушателей вполне возможно предложить им поразмышлять над теми или иными неоднозначными тезисами!)
«Каков человек, такова и его речь» (Сократ)

Большой вклад в развитие педагогической риторики внесли Иоганн Песталоцци, Мария Монтессори, Константин Ушинский, Антон Макаренко, Василий Сухомлинский, Шалва Амонашвили. Правда, деятельность каждого из них была значительно шире, нежели просто «педагогическая риторика», но, если вам когда-либо придется готовить выступление перед малолетней публикой, в трудах основоположников мировой педагогики вы найдете немало интересного.

Василий Осипович Ключевский
Василий Осипович Ключевский — его прекрасные лекции имели огромный успех и в «живом» изложении самого профессора, и будучи напечатанными

Академическое красноречие характеризуется:

  • жестким «логическим каркасом»;
  • глубиной аргументов;
  • информативностью;
  • использованием специфической терминологии, характерной для избранной научной области.

К основным категориям академического красноречия принято относить доклад, лекцию в учебной аудитории, обзор, научно-популярную лекцию. В ходе общения с аудиторией оратор может сообщать о результатах научного поиска (эксперимента), обобщать научный опыт предыдущих поколений и представлять новые теории, предлагать новые решения существующих в науке проблем или критиковать устаревшие подходы.

Считается, что этот вид красноречия окончательно сложился в России в XVIII веке, когда Екатерина Романовна Дашкова (первая женщина, ставшая президентом Академии наук!) попросила у Екатерины II открыть общедоступные курсы на родном языке по основным отраслям наук для всех желающих. Хотя, конечно, искусство научной, академической речи существовало на Руси и ранее. К числу выдающихся «научных ораторов», блестящих лекторов можно отнести Тимофея Грановского, Василия Ключевского, Сергея Соловьева, Дмитрия Менделеева, Климента Тимирязева, Николая Вавилова, Владимира Вернадского и многих, многих других знаменитых ученых XIX — XX веков.

Д. И. Менделеев
Д. И. Менделеев, для того чтобы сделать свои лекции еще лучше, специально изучал искусство риторики. Фото 1890-х

Судебное красноречие (наряду с политическим) относится к древнейшим разновидностям искусства слова. Интересно, что на родине риторики — в античной Греции — обвиняемый в большинстве случаев защищал себя сам, иногда, правда, обращаясь к помощи профессиональных составителей юридических текстов. Выступление обычно строилось по следующей схеме: суть дела — «художественное» представление события — аргументы защиты — яркое заключение, рассчитанное на эмоции суда и зрителей и подчас превращавшееся в главный элемент речи.

Высказывание А. В. Суворова как образец «военного красноречия»: «Одна минута решает исход баталии; один час — успех кампании; один день—судьбу империи»

С течением времени как в европейской, так и в российской практике появляются адвокаты, институт присяжных и другие привычные нам элементы судебного процесса. Вошли в историю такие непревзойденные мастера судебной риторики, как Федор Плевако, Анатолий Кони, Владимир Спасович.

Ф. Н. Плевако
Ф. Н. Плевако — выдающийся адвокат и «судебный оратор». Фото 1908 г.

Характерные особенности судебной риторики:

  • обоснованность высказываний (впрочем, это важно в любой области);
  • беспристрастность и в то же время глубокий психологизм;
  • логические построения, полемичность;
  • аналитический подход, во многих случаях — формализм;
  • кроме того, судебное красноречие служит цели воспитания уважения к закону, оно очень «гражданственно».
Легенда гласит, что лекции биолога, врача, физиолога и анатома Петра Францевича Лесгафта были столь интересны и всеобъемлющи, что некоторые слушатели записывались на занятия по второму и третьему разу подряд.

Развитие политического красноречия было тесно связано с развитием демократических институтов в античной Греции. В наше время это понятие стало весьма широким — сюда можно отнести и информационные новостные блоки, и предвыборную агитацию, и разоблачительные выступления политических противников, и революционные призывы, и многое другое. Характерные черты:

  • широкое привлечение средств массовой информации (после появления оных);
  • нацеленность на большие массы людей;
  • активное привлечение средств черной риторики (о ней речь пойдет ниже);
  • как следствие, широкий разброс оценок и уровней восприятия информации. Военное красноречие часто считают подвидом политического. И в самом деле, политика без войн, увы, не всегда возможна, и в риторических приемах, которыми пользуется полководец, есть много общего с приемами политика. К характерным чертам можно отнести:
  • доходчивость, краткость;
  • ясность и в то же время афористичность и образность (вспомните суворовское «Пуля—дура, штык—молодец!»);
  • доверительность. Бойцы должны проникнуться идеями, которые хочет до них донести полководец перед боем; удачным примером будут слова Петра I, согласно легенде, сказанные им перед Полтавской битвой перед строем солдат: «А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе».

Есть свои особенности и у делового общения. Применительно к риторике здесь мы обычно рассматриваем выступление на совещании, переговоры, презентацию. Характерными приметами деловой риторики будут:

  • интенсивность, большая «информационная наполненность»;
  • значительная экспрессивность и в то же время наличие рамок делового этикета;
  • доступность, в ряде случаев—формализм.

Социально-бытовое красноречие (его примеры приводились выше) отличается эмоциональностью, использованием черт фольклора (например, тост), значительной импровизационностью, свободой выражения. Правда, если речь идет об «этикетном общении», например о приеме в Букингемском дворце, то роль шаблонов и строгих правил неизмеримо возрастает. Впрочем, многие относят «дворцовые приемы» уже к области политической.

Черная риторика — игра без правил

Одним из самых популярных пособий по риторике в современном мире стала книга специалиста по консалтингу Карстена Бредермайера «Черная риторика: власть и магия слова», уже многократно переизданная.

«Чтобы быть ясным, оратор должен быть откровенным» (Василий Ключевский)

Что такое черная риторика? Сам автор сравнивает речь, построенную по этим правилам, с «вербальными минами, сдобренными мышьяком». Более скромное определение черной риторики таково: это манипуляция всеми доступными приемами (диалектикой — искусством ведения диалога, эристикой — методикой ведения спора) для того, чтобы беседа постоянно сворачивала в удобное нам русло, чтобы мы могли «выбить из седла» оппонента, привести спор к нужному нам результату.

Можно все! Демагогические приемы, манипуляция, передергивание — ну и, конечно, эмоции, откровенный блеф и подколки. Конечно, при помощи подобных приемов удобнее маскировать свою несостоятельность как оратора, но, по мнению адептов черной риторики, она вовсе не означает возможность обойтись только запрещенными приемами. Напротив, чем более вы подкованы в обсуждаемом вопросе, чем более подготовлено ваше выступление, тем действеннее будут описанные Бредермайером хитрости.

Автор считает, что сами по себе риторические приемы, как бы сомнительно они ни выглядели, не могут нести положительного или отрицательного посыла—все зависит только от того, какую цель вы перед собой ставите как оратор. Играй на эмоциях, выводи оппонента из равновесия, поступай в споре так, как он не ожидает!—вот лишь часть арсенала тех, кто задался целью использовать в общении методы черной риторики. Отчасти (как вы уже, вероятно, заметили) у этого направления есть что-то общее с софистами античной Греции.

Какие основные правила можно выделить?

  • Свои мысли нужно выражать ясно, кратко, метко и образно.
  • Необходимо четко выделить в своей речи главное и второстепенное, основные положения вашего выступления.
  • Обязательно выделить главную мысль, которая аккумулирует в себе практически всю суть речи.
  • Постоянно повторять основную мысль, она должна «отложиться у слушателей на подкорке».
  • Преподносите слушателям контрасты: «Сейчас или никогда!», «Третьего не дано!»

Это усиливает эмоциональность и отвлекает от попыток критично мыслить: в случае с черной риторикой лучше не давать слушателю такой возможности.

  • Стирайте границу между ложью и правдой, переворачивайте информацию так, как вам удобно. Даже если этот прием будет разоблачен, внимание вы привлечете. Пример из области желтой прессы: газета выходит с аршинным заголовком «Известнейший актер N, любимец публики, трагически погиб, застреленный любовником жены!». А в статье рассказывается о том, что просто N в очередном спектакле играет роль обманутого мужа...
  • Высказывания должны быть адресными. Обращайтесь к публике доверительно, старайтесь задеть ее за живое, пробудить личные воспоминания и эмоции. Обязательно «ткните в мягкое место» и своего оппонента: это заставит его нервничать и собьет с мысли.

Примеры черной риторики Обвинение: «Ну о том, что в этой фирме работают нечистые на руку люди, мы все хорошо знаем».

Оскорбление «от третьего лица»: «Если бы я был вашим начальником, вы бы ответили за свою глупость!»

Изысканная вежливость в сочетании с уничижением: «Иван Иванович, я очень прошу вас простить меня, но на планерке вы несли такую околесицу».

Предложение выбора, при котором любой вариант представит оппонента нелицеприятно: «Вы проспали на работу, потому что опять перебрали в клубе или вам просто наплевать на наше общее дело?» (Можно вспомнить известное «Вы перестали пить по утрам коньяк? Да или нет?»)

Подчеркивание своего высокого положения с одновременным обесцениванием: «Ну что ж, выберем полчаса для того, чтобы посмотреть, чему нас научит вчерашняя школьница...»

Вот такая она, черная риторика. Использовать ли такие приемы — ваше личное дело. Это вопрос скорее морали, чем профессионализма (хотя никто не спорит, что черная риторика иногда весьма действенна). Мастеров, сделавших себе имя в области подобного красноречия, побаиваются, но уважают ли? Кроме того, довольно трудно нащупать ту грань, где заканчиваются подколки (пусть и обидные) и начинаются оскорбления и клевета, за которые вполне можно ответить по всей строгости закона.

Известная байка

Однажды Федор Плевако защищал старого священника, обвиненного в воровстве. Преступление было довольно очевидным, но Плевако убедил присяжных оправдать старика одной фразой: «Перед вами сидит человек, который тридцать лет отпускал ваши грехи. Неужели вы не отпустите ему его прегрешения?»




Поделиться ссылкой