«Понимаете, идеи — это ключи ко всему.
Идеи — мы называем их «мемы» — управляют сознательным поведением людей точно так же,
как гены управляют их инстинктами. »
Майкл Флинн
Меметика — относительно новая наука, изучающая мемы — единицы информации, которые передаются от человека к человеку. К мемам относятся визуальные и словесные образы, идеи, мода, популярные мелодии и многое другое.
Мы привыкли к картинкам с забавными надписями, остроумным фразам, смешным видеороликам, которые пересылают друг другу пользователи Интернета. Все эти вещи, распространяющиеся во Всемирной паутине, как пожар, являются яркими примерами мемов.
Мем — это единица информации, символ, который может быть выражен словами, картинками, видео- или звуковым рядом. Функция мема — в доступной и яркой форме передать какую то мысль. Для современного поколения интернет-мемы стали заменой объемистых текстов, ведь одной картинкой иногда можно передать то, для чего потребуются несколько десятков слов.
«Я и не знал, сколько на свете кретинов, пока не заглянул в Интернет» (С. Лем)
Но мем — это вовсе не современное изобретение. Мемы родились вместе с человечеством и существуют столько же, сколько и сами люди. Просто в последнее время, благодаря Интернету (в первую очередь) и СМИ, их передача упростилась, а количество увеличилось в разы.
Что можно назвать мемом? Любой символ, идею, образ, включая манеру одеваться, говорить, действовать. Главный признак мема — это то, что он передается от человека к человеку. Как это происходит, вопрос второстепенный.
Например, в XIX веке одна дама могла перенять показавшийся ей привлекательным фасон платья у другой дамы. Потом третья дама заказывала такое же платье своей портнихе. А через полгода подобные платья носила половина населения страны. Почему произошло распространение именно этого фасона? Потому что он понравился, показался современным, воплотил привлекательный для барышень романтический образ.
Сейчас все происходит почти так же. В начале XXI века кто-то из пользователей Интернета употребил эффектное словечко «превед» (искаженное «привет»). Оно, по какой-то загадочной причине, всем очень понравилось. Через год трудно было найти человека, как в Сети, так и за ее пределами, который его не слышал. А еще через пару лет «превед» начал выходить из моды.
Одна из разновидностей мема — медиавирус. Это мем, сознательно распространяемый СМИ с целью повлиять на общественное мнение, заставить людей поверить в ту или иную идею, проголосовать за того или иного кандидата и т. п.
Первым исследователем мемов, придумавшим название этого феномена, стал эволюционный биолог из Великобритании Ричард Докинз. Концепцию мемов ученый изложил в книге «Эгоистичный ген», вышедшей в 1976 году. Согласно его теории, мемы — это объекты, способные производить собственные копии. Для этого они используют людей, которые являются их носителями.
Докинз сравнивал мемы с генами, передающими клетке информацию о том, как она должна себя вести. Гены «руководят» химическими реакциями в организме человека, мемы влияют на его мысли, чувства, реакции — и таким образом управляют человеком, заставляя выбирать тот иной образ жизни. Мемы распространяются, как вирусы, для них нет никаких преград в виде расстояний, социальных различий и т. п. В определенном смысле вся человеческая культура выстроена из мемов, из этих идей и образов, которые хочется повторять, копировать и передавать другим.
Наука меметика, изучающая мемы, обнаружила два способа их передачи: вертикальный — когда мемы передаются от поколения к поколению, и горизонтальный — когда они распространяются среди людей одного возраста. Мемы могут образовывать комплексы, в качестве примеров можно привести религии или системы политических убеждений. Передаваясь по всем возможным каналам, от обычного разговора до кино, телевидения и Интернета, мемы оказывают влияние на всех нас, хотим мы этого или нет.
Примером комплексного мема, состоящего из отдельных единиц, может служить любая религия. Например, мемами христианства являются второе пришествие, искупление, загробная жизнь, молитвы и ритуалы