Плебеи против патрициев

«Каждому человеку свойственно ошибаться, но только глупцу свойственно упорствовать в ошибке».
Цицерон

Сецессии плебеев

Римская традиция сообщает о пяти сецессиях плебеев в 494, 449, 445, 342 и 287 гг. до н. э. Историки сомневаются, что первые сецессии плебеев не легенда и ставят под вопрос правильность традиционных дат.

Но вроде бы сецессии были. Сецессия же (от secessio — «выход»), — это выход из состава государства какой-либо его части. Ни одна конституция в мире не допускает сецессий, но на практике, конечно, такое случается. Можно вспомнить и выход республик из состава Югославии, и отделение провинции Эритреи от Эфиопии, и упорные попытки индусских штатов выйти из состава Индии, и многое другое.

Таким же образом и плебеи пытались выйти из состава Римского государства. Для понимания происходившего нужно учитывать два обстоятельства.

Первое: в VI-V вв. до н. э. плебеи были почти что другим народом, чем патриции. Афинские неграждане — метэки ничем не отличались от граждан по языку, религии и культуре. Они поклонялись тем же богам в тех же храмах, и пели те же песни.

Время от времени в Афины приезжали иногородние греки. По прошествии некоторого времени они должны были или покинуть Афины, или получить права метэков. Но они или оставались представителями других областей Греции, или становились афинянами. Метеки не были «другим афинским народом». А плебеи — были.

Сецессия плебеев. Рисунок 1849 года
Сецессия плебеев. Рисунок 1849 года

Патриции жили родами, торжественно праздновали основание Города и исповедовали культы древнейших абстрактных божеств: «Честь», «Верность», «Победа», «Согласие». Огромное значение для патрициев имели гадания, к которым они не допускали плебеев.

Плебеи не праздновали основание Города, они поклонялись троице богов плодородия: Церере, Либеру и Либере. И эта троица, и почитавшаяся на Авентинском холме Диана, покровительница лесов и зверей, — типичные общеиталийские божества. Им поклонялись в виде деревянных статуй.

Будущая римская религия III-I веков до н. э. включила почитание человекоподобных божеств, но сохранила и возникшее при основании Рима, необычное для Древнего мира почитание невидимых бесплотных сил и духов, покровителей и абстрактных понятий. Только с этого времени можно говорить о едином римском народе.

Второе: плебеев было очень много. Противостояние граждан и свободных неграждан существовало во всех античных полисах. Но в Афинах на 30-40 тысяч граждан приходилось не больше 10 тысяч неграждан-метэков.

Метэки были лично свободны, но не могли ни говорить на народном собрании, ни занимать общественных должностей, ни вступать в законный брак с гражданками, ни владеть землей.

Метэки обязаны были выбрать себе из граждан покровителя, который и был посредником между метэками и органами управления. За отсутствие покровителя метэки наказывались лишением имущества.

Все как и у плебеев. Но, допустим, эти десять тысяч не захотели бы служить в афинской армии или захотели бы уйти и объявить о создании параллельного с Афинами государства.

Афинскому государству это было бы весьма неприятно, но такие поступки не были бы для него смертельным ударом.

А в Риме число плебеев и патрициев сначала было примерно одинаково, а потом плебеев стало даже больше. Их демонстративный уход означал раскол государства, его гибель. Патриции могли относиться к плебеям как им угодно, но договариваться с плебеями они были вынуждены. Тем более население Рима росло взрывообразно.

Патриции не пускали к себе плебеев? Тем хуже для них, потому что в результате число плебеев росло, их община становилась еще значительнее. К началу V века до н. э. плебеи составляли основную часть римской армии.

Плебеи требовали отмены долговой кабалы, права выбирать магистратов, получать землю с общественного поля. В 494 году до н. э. после очередного отказа сената удовлетворить их требования они ушли из Рима на Священную гору (Sacer mons) — одинокий крутой холм примерно в трех милях от Рима, на правом берегу речки Аньен при впадении ее в Тибр. По легенде, тут когда-то находилось этрусское святилище.

Теперь плебеи заявляли, что хотят здесь основать свой новый город.

Сенат вынужден был пойти на уступки: учредить новую магистратуру, народных трибунов. К 457 году до н. э. число народных трибунов возросло до десяти.

Луций Сикций Дентат в изображении Бартоломео Пинелли (1781-1835)
Луций Сикций Дентат в изображении Бартоломео Пинелли (1781-1835)

Законы 12 таблиц

Плебеи считали, что, несмотря на учреждение должности трибунов, терпят произвол в судебных делах. Ведь консулы и назначаемые ими судьи судили по устному праву обычаев (обычному праву). Трактовать устный закон по своему произволу совсем нетрудно, и плебеи требовали введения в Риме письменного закона.

Еще в 462 году до н. э. народный трибун Терентий Арса предложил в трибунских комициях выбрать комиссию из пяти человек для составления законов, ограничивающих власть магистратов, — своего рода конституции. Пусть патриции тоже выберут пять человек.

Проект добрых десять лет отвергался народным собранием, а трибуны каждый год снова его вносили. В конце концов, вместо пяти членов комиссии решено было выбрать десять — причем все они были патрициями.

В 453 году до н. э. сенат отправил в Афины и другие греческие города (в том числе в Южной Италии) трех послов, чтобы ознакомиться с местными греческими законами.

В 451 году консулы сложили с себя власть и вместо них были избраны экстраординарные магистраты — децемвиры с консульской властью для написания законов (decemviri consulari imperio legibus scribundis).

В течение года они составили десять таблиц с законами, которые принимали центуриатские комиции.

Патриции были довольны работой децемвиров, а плебеи — нет. Настолько недовольны, что опять угрожали уйти на Священную гору и провозгласить там свое, отдельное от патрициев,государство.

Тогда председатель в избирательных комициях Аппий Клавдий провел избрание новых децемвиров, чтобы добавить необходимые законы.

Опыт новых децемвиров оказался удачен — децемвиры создали удобные для всех законы, прибавили к прежним десяти еще две таблицы.

Одновременно этот опыт оказался очень опасным: ведь еще в первый год правления децемвиров важнейшие гарантии свободы — воззвание к народу и вмешательство трибунов — были на один год отменены.

Но децемвиры первого года вели себя прилично. Они правили по очереди: каждый из них — один день, а назавтра его сменял другой. Именно децемвир, который сегодня исполнял роль консула, являлся на форум с символами полной консульской власти (imperium consulare), то есть с 12 ликторами. Действия любого из децемвиров, исполнявших обязанности консула, можно было оспорить у других же цемвиров.

«Отцелюбие римлянки». Питер Пауль Рубенс. 1612 г.
«Отцелюбие римлянки». Питер Пауль Рубенс. 1612 г. Изображение римской тюрьмы по версии Рубенса. В действительности умаривали голодом не связанных людей, а в каменных мешках, без окон. Сама история такова: римлянин Кимон был приговорен сенатом к голодной смерти. Дочь Кимона, Перо, желая продлить жизнь отца, ежедневно приходила в тюрьму и кормила его своею грудью. Необыкновенная преданность дочери заставила судей помиловать Кимона. Легенда не имеет ничего общего с действительностью.

Децемвиры второго года в первый же день вступления в должность, в майские иды 450 до н. э., явились к народу все, окруженные 12-ю ликторами, и тут же все 12 правителей стали распоряжаться имуществом и жизнью граждан. На свои действия они не допускали апелляций!

При этом они обижали не патрициев, а именно плебеев: отнимали их имущество, а при сопротивлении — казнили.

Через год децемвиры не сложили с себя власти, а самовольно остались правителями. Правили они все более олигархически.

Вскоре по приказу децемвира Квинта Фабия предательски убили живую легенду — «римского Ахиллеса», Луция Сикция Дентата. Плебейский трибун 454 года, он участвовал в 120 битвах, в 80 поединках и 8 раз получал золотой венок за победу в ритуальных поединках перед строем. Луций Дентат был ранен 45 раз, получил 14 венков за спасение товарища в бою, 3 венка за взятие крепостей, один «осадный венок» за спасение осажденной врагом крепости.

Доспехи героя украшали 25 медалей-фалер. Он физически не смог бы носить все свои награды — 83 ожерелья, 160 памятных браслетов, 18 почетных копий.

Занимать высокий чинов в войске плебей не мог, но трудно описать всю меру уважения к не очень молодому (54 года по одним данным, 64 — по другим) герою, особенно в среде плебеев. И вот теперь его предательски убили ударом в спину, во время разведывательной вылазки.

Тогда же глава децемвирата, занимавший один и тот же пост в третий раз, Аппий Клавдий Красс, изнасиловал плебейскую девушку.

И тогда плебеи опять удалились на Священную гору. Примирение между общинами состоялось на жестких условиях: отмена власти децемвиров и восстановления прежнего порядка.

Новые консулы, Луций Валерий и Марк Гораций предложили, а центуриантные комиции приняли законы, по которым правление, подобное децемвиральному, никогда не может быть учреждено. А кто учредит или предложит подобное правление, находится вне закона, и может быть убит безнаказанно кем угодно. Низложенных децемвиров предали суду. Двое из них, Аппий Клавдий Красс и Оппий, покончили с собой, остальные удалились в изгнание.

Но письменный закон появился!

Законы 12 таблиц (Leges duodecim tabularum) были выполнены на 12 медных досках, выставленных для всеобщего обозрения на форуме. Законы были изложены в виде кратких повелительных суждений и запретов.

Знание их было обязательно для всякого римлянина. Законы 12 таблиц официально действовали до конца истории Западной Римской империи в конце V века от н. э. На Востоке они были отменены только законодательством византийского императора Юстиниана II в VI веке от н. э..

Лисий. Рим, Капитолийский музей
Лисий. Рим, Капитолийский музей. О его греческих статуях нет упоминаний, два римских изображений называют обычно «копиями», но оригиналы не известны. И не известно, что перед нами – действительно копия с более древнего портрета, или фантазия жившего много позже римского автора

Важным завоеванием плебеев явилось ограничение ссудного процента до 1 унции на один фунт, или 8 и 1/3 процента в год.

Интересная деталь: законы таблиц не знали тюрьмы как формы наказания. В частные тюрьмы ergastula или carceres rustici запирали мятежных или непослушных рабов на ночь. А днем эти рабы в цепях исполняли обычные работы.

Государственная же тюрьма у древних римлян называлась карцер (carcer). Так называлась тюрьма в Риме, близ лестницы, поднимавшейся на Капитолий. По преданию, эту тюрьму рядом с храмом богини Согласия построил еще царь Анком Марций. Помещение состояло из ряда камер. Под высеченными в скале сводчатыми камерами без окон находились еще подземные камеры круглой формы со сводом — каменные мешки. С верхней комнатой они сообщались через проделанное в полу круглое отверстие.

В верхней камере содержали преступников до суда, но заключение в тюрьму не считалось способом наказания, и суды его не назначали.

Часть смертных казней совершалась публично — особенно в армии. Женщин и лиц высокого общественного положения казнили в тюрьме, не публично. Обычно их душили или спускали в нижнюю камеру и переставали кормить.

Неподалеку располагалась другая тюрьма — Carcer Tullianum, или Carcere Mamertino. Она была устроена на месте древней каменоломни, в ней содержали государственных преступников или высокопоставленных военнопленных. Но и их содержали тут недолго: после проведения по улицам в триумфальном шествии враги Рима замуровывались в нижних ярусах и умаривались голодом. Сохранилась злая шутка нумидийского царя Югурты: «Ну и холодные же бани у вас, римляне!»

Лестница, по которой входили в тюрьму, называлась «ступеньки стонов» (gradus gemitorii): на этих ступеньках выставляли трупы казненных для всеобщего обозрения.

Но римское право знало заключение должника в доме заимодавца. Такого частного заключенного можно было морить голодом, сажать на цепь (catenae), надевать ножные (compedes, pedicae) и ручные кандалы (manicae), цепи для одновременного связывания шеи и ног (nervi), кожаные ремни (boiae), деревянные колоды (columbaria).

По законам 12 таблиц права заимодавцев обращать в рабство, сажать в частные тюрьмы, мучить должников ограничивались. Подробно описывалось, какой вес может быть у цепи, надевавшейся на шею должника, как именно можно его бить и так далее.

Законы 12 таблиц на века определили развитие римского права. Они очень помогали объединению римского общества и экономически, и политически. А плебеи добивались все новых и новых уступок.

В 449 году до н. э. те же консулы Валерий и Гораций, которые провели закон против децемвирата, провели в интересах плебеев еще три важных закона:

  • подтверждалась неприкосновенность личности народных трибунов;
  • право апелляции к народному собранию плебея, осужденного патрицианским магистратом на смерть или телесное наказание;
  • решения плебейских собраний получали силу закона, обязательного и для патрициев;

Через пять лет, в 445 или в 444 году, закон Канулея признал законность браков плебеев с патрициями. Это открыло доступ плебеям к высшей магистратуре и в сенат.

С 449 по 443 год консулов не выбирали. Вместо них правили военные трибуны с консульской властью, которых выбирали и патриции, и плебеи. В 443 году опять ввели выборы консулов, один из которых должен был быть плебеем. Но сенат тут же передал судебную власть преторам, а они избирались строго из патрициев. Тогда же, в 443 году до н. э. консулы лишились права распределять граждан по центуриям, это начали делать цензоры.

Казнь Марка Манилия Капитолийского. Рисунок XIX века
Казнь Марка Манилия Капитолийского. Рисунок XIX века

В 421 до н. э. плебеи получили право занимать должность квестора, хотя первый плебей-квестор появился лишь в 409 до н. э.

В междуусобной борьбе приняли участие и легендарные герои того времени. Цинциннат бешено сопротивлялся предложению трибуна Терентия Арсы уравнять в правах плебеев и патрициев письменными законами. Во второй раз Цинциннат стал диктатором в 439 году до н. э. именно затем, чтобы подавить восстание плебеев.

Имеет смысл рассказать о судьбе великого виртуоза судебной риторики Лисия. Он был современником этих событий в Риме, но жил в Афинах (443-380). Был он по происхождению метэком. После Пелопоннесской войны в Афинах пришла к власти олигархия. Убежденные сторонники демократии, Лисий и его брат, обречены на смерть. Брат погиб, а Лисий сумел бежать. Все свои деньги он отдал на покупку 200 щитов для ополчения и на оплату трех сотен наемников. Демократия побеждает, но Лисий до конца своих дней остается в Афинах метэком. И нищим — часть его состояния конфисковали в Афинах олигархи, а часть он сам отдал на борьбу с ними. И никто не помог. И никто не восстановил справедливость. Негражданин — что на него время терять. Лисий и стал писать судебные речи, чтобы хоть как-то прокормиться.

В Риме судьба Лисия была бы совершенно иной. Это в Афинах богатый метэк, пытавшийся играть роль в политике, выглядел нахальным выскочкой.

Галльское нашествие и проблема плебеев

В 390 году, сразу после разгрома галлов, некоторая часть плебеев решила переселиться из опустошенного Рима в опустевшие Вейи, — тоже сецессия своего рода. Сам знаменитый Камилл убеждал плебеев не уходить, а принять самое активное участие в восстановлении разрушенного Рима. Камилл все время убеждал обе общины идти на взаимные уступки. В 385 г до н. э. выступление плебеев-должников возглавил патриций Марк Манлий Капитолийский. Патриции обвинили его в попытке восстановления царской власти. Легендарный герой был осужден и сброшен с Тарпейской скалы.

По преданию, уже после его смерти, 10 лет спустя плебеи во главе с народными трибунами Секстием и Лицинием продолжали борьбу, и в 367 патриции были вынуждены уступить. По предложению Лициния и Секстия были приняты очень важные законы, которые удовлетворяли главные требования плебеев.

  • Если раньше патриции могли занимать (оккупировать) любое количество государственной земли («общественного поля») и тем самым сокращали земельный фонд для наделения плебеев, то по закону Лициния — Секстия было запрещено оккупировать более 500 югеров (125 га) земли.

Малоземельных римских граждан стали активнее выводить в колонии: ведь земельный фонд сразу же стал больше. С 334 по 287 годы до н. э. римляне основали 18 колоний — больше, чем за всю предшествующую историю Рима. Чисто плебейских колоний не делали, но аграрное напряжение сделалось намного слабее.

  • Плебеи требовали полной отмены (кассации) долгов. Добиться этого не удалось, но задолженность значительно уменьшили: уплаченные проценты высчитали из основной суммы долга, а оставшаяся часть выплачивалась на льготных условиях в течение трех лет.

Многие освободись от долговой кабалы.

  • Третий закон окончательно упразднил должность военных трибунов с консульской властью. Вместо них стали избирать двух консулов, один из которых должен был быть обязательно плебеем.

В 337 до н. э. плебеям стала доступна и должность претора.

В 326 г. по закону трибуна Петелия римский гражданин отвечал за задолженность только своим имуществом. В рабов теперь можно было обращать преимущественно военнопленных, но не должников. И гарантии Законов 12 таблиц, что на должника не навесят цепь тяжелее установленного, теперь сделались не важны.

Аппий Клавдий Цек, консул в 307 и 296 гг., цензор 312 года до н. э., знаменит в основном постройкой Аппиевой дороги и началом строительства акведуков. Но он же покровительствовал плебеям, которые занимались ремеслом и торговлей и не имели земельной собственности. По его предложению римские граждане, не имеющие земельной собственности, могли голосовать не только в городских территориальных округах, но и в более престижных сельских. Политическое влияние верхушки плебеев сразу же возросло.

В 300 до н. э. по закону братьев Огульниев плебеи получили доступ в главные жреческие коллегии понтификов и авгуров.

Последняя сецессия плебеев приходится на 289 год. После нее в 287 году до н. э. диктатор Квинт Гортензий принял закон, по которому решения трибунатных комиций автоматически получают силу закона, не нуждаясь в одобрении сената. Тем самым диктатор фактически уравнял правомочия плебейских народных собраний и центуриатных.

С этого времени плебеи получили все политические права и были во всех отношениях равны с патрициями. Все магистратуры стали открыты для плебеев. Их борьба с патрициями завершилась в 287 до н. э.

С этого времени нет патрициев и плебеев в Риме. Знатные и богатые плебейские и патрицианские роды составили единое сословие-нобилитет (nobilitas), то есть знать. Слово происходит от nobilis — «лучший, знатный».

Потомки плебеев гордились своим происхождением ничуть не меньше патрициев, ведь плебеи к III-I вв. до н. э. оказывались такого же древнего происхождения.

Позволю себе не бесспорную, но довольно точную аналогию. В Российской империи до 1917 года существовали дворянство и более бедная, в основном вышедшая из народа интеллигенция. К Первой мировой войне большая часть провинциальной интеллигенции была выходцами из крестьян во втором-третьем поколении — что и обеспечило огромную популярность народовольцев и партии эсеров. Но после катаклизма 1917-1920 годов происходить от «той самой» интеллигенции — ничуть не меньший снобизм, чем от князей и графов, а тем более от мелкого дворянства без титулов.

«Смерть Деция Мусса». Вос Симон, 1663 г.
«Смерть Деция Мусса». Вос Симон, 1663 г.

Прекращение борьбы плебеев и патрициев, слияние их в один слой вовсе не превратили историю Рима в идиллию. Они имели ряд непростых последствий.

Во-первых, были ликвидированы остатки родового строя. Начали стремительно развиваться общественные отношения на основе частной собственности — то есть общество начало быстро раскалываться по имущественному принципу.

Сословная борьба, раздиравшая и ослаблявшая изнутри Римское государство три века, затухает. Но на смену ей приходит новая сословная структура.

Как и в Афинах, и в древнейшем Риме, сохраняется главное: частное положение определяет общественное положение. Не знатность и не положение в правящей иерархии определяют богатство, а богатство и личные качества определяют положение человека в правящей элите.

Высшее сословие называется сенаторами, но это уже вовсе не члены собрания старейшин. Это люди, чье состояние превышает один миллион сестерциев. Сестерций, вошедший в обращение примерно в 269 г. до н. э., весил 1,136 грамма.

То есть сенатор — владелец состояния стоимостью более 11 тонн 360 кг серебра.

Второе сословие образовывали всадники, но они уже не имели ничего общего с владельцами лошадей, идущими в бой верхом. Это владельцы состояния стоимостью свыше 400 тысяч сестерциев, то есть более 4 тонн 400 кг серебра.

Монета с изображением Аппия Клавдия
Монета с изображением Аппия Клавдия

Всадники традиционно были связаны не столько со средним землевладением, сколько с торговлей и коммерцией. Это были владельцы крупных мастерских, ростовщики, откупщики. Все прочие граждане Рима составляли плебс — это были свободные крестьяне, мелкие и средние ремесленники и торговцы. Все, чье имущество стоило меньше 4 тонн 400 кг серебра.

Во-вторых, население Рима продолжало стремительно расти. И население города Рима, и число римских граждан. Старая знать, потомки и плебеев, и патрициев, теперь противостояли толпам «новых римлян», составляли явное меньшинство. Уже Аппий Клавдий Цек (Слепой) в 312 году, в годы своего диктаторства, включил в состав сената магистратов, отцы которых были вольноотпущенниками. Верховный орган управления Рима пополнился новыми людьми, деды которых были уже не почтенными земледельцами-плебеями, а рабами.

Аппий Клавдий исходил из того, что цензор должен комплектовать сенат лучшими людьми по куриям — то есть возводить в сенат лучших людей всех сословий. А эти потомки рабов были добродетельны, богобоязненны, почитали родителей и предков, готовы были служить Риму и воевать в легионах.

Справедливости ради, Аппия не раз обвиняли в том, что он хотел возвести вольноотпущенников в сенаторы далеко не бескорыстно — за деньги. В любом случае перед Римом замаячила перспектива: вместо собрания нобилитета, сенат мог превратиться в представительный орган всего римского народа, своего рода первобытный парламент. И тогда консулы 311 года Гай Юний Бубульк и Квинт Эмилий Барбула отказались признавать составленный им список сената. Они не допустят в сенат потомков рабов! Они созвали сенат в том составе, в каком он был до цензорства Аппия Клавдия.

Споры шли до 304 года, когда новые цензоры Квинт Фабий Максим Руллиан и Публий Деций Мусс вообще отвергли «закон Овиния», по которому в Сенат возводят цензоры по куриям.

Эти цензоры были очень авторитетны и уважаемы, покрыты воинской славой. Они отстояли прежний способ формирования сената, но противостояние новой и старой знати — налицо.

В 236 году до н. э. число римских граждан составило 127 тысяч человек — имелись в виду только взрослые мужчины.

Нобилитет не составлял и 30 тысяч человек, включая представителей древних, но обедневших родов.

В-третьих, отмена долговой кабалы усилила внешнюю агрессивность римского общества: оно стало больше нуждаться в рабах-иноплеменниках.

В-четвертых, ограничения на экспроприацию земли тоже способствовали внешней агрессии: больше людей могли и хотели получить «общественную землю». А ведь «общественная земля» Рима — это земля, отбитая у внешнего врага.

Без внутренней сословной вражды Рим сделался более сильным и монолитным, что и помогло ему завершить объединение Италии.

Орел. Барельеф
Орел. Барельеф

Автор: Буровский А.М.




Поделиться ссылкой