Появление письменности в такой развитой стране, как Египет, было вполне закономерным и обоснованным явлением: быстро и интенсивно развивались ремесла, все более широкое распространение получали великолепные культовые обряды, поэтому нет ничего удивительного в том, что уже в конце IV тыс. до н.э. древние египтяне писали свои памятки иероглифами. Между прочим
традиционные для египетской письменности иероглифы (кстати, греческое слово «иероглиф» состоит из двух слов «священный» и «вырезать») имеют довольно длительную историю: от пиктограмм, обнаруженных на древних скальных надписях, через идеограммы, обозначающие предметы и понятия, к собственно фонетическим иероглифам, которыми сначала — до изобретения папируса — владели исключительно служители культа. Первые египетские иероглифы (они так и называются — первичными) представляли собой значки (идеограммы), с помощью которых можно было обозначить предметы и некоторые действия. Помимо первичного иероглифического письма, существовала также скоропись, получившая название иератического письма, представлявшая собой сокращенные и усовершенствованные для удобства изображения значки, которая впоследствии (с переходом на алфавитную систему) приобрела форму демотического письма.
Проще всего обстояло дело с реальными, существующими в поле зрения предметами: в этом случае древние египтяне просто рисовали то, о чем хотели рассказать — человека, солнце, дерево, лодку и т.д. Сложнее обстояло дело с глаголами, которые приходилось мысленно связывать с какими-либо знаковыми символами: две ноги означали движение, скипетр — власть и т.д. И уж совсем тупиковая ситуация складывалась с необходимостью написать слово, которое нельзя было ни с чем ассоциировать. Помучившись какое-то время, древние египтяне нашли выход из трудного положения: они придумали алфавит, содержащий 24 буквы, обозначающие согласные звуки (значков для обозначения гласных звуков по какой-то неведомой причине предусмотрено не было). Так первичное иероглифическое письмо постепенно было заменено фонетическим (звуко-буквенным) письмом. Из-за отсутствия гласных звуков и соответствующих им букв многие слова писались древними египтянами одинаково. Для того чтобы избежать неминуемой путаницы, ими широко использовались детерминативы — значки, изображавшие написанное.
Поворотным и решающим моментом в развитии египетской письменности стало изобретение в III в. до н.э папируса. Взяв необыкновенно длинный (до 3 м) стебель водного травяного цветка, называемого папирусом, древние египтяне придумали «расчленять» его на тонкие полоски, которые затем сушили, располагали рядами и крепко склеивали их же соком в один слой. После этого, покрыв изделие специальным клеем, предотвращающим расплывание чернил, его разглаживали до блестящей поверхности. Скрутив странички папируса, подобно современной бумаге, в рулоны, — сувои, папирус продавали всем, кто в нем нуждался, правда, большими партиями. Если человеку, купившему папирус, необходимо было что-то написать на нем, он просто отматывал для этого кусок.
Для того чтобы написать на папирусе какой-либо текст, древнему египтянину необходимо было запастись камышинкой с косым срезом (впоследствии — остро заточенной), выступающей в роли современного карандаша или ручки, изготовленными из сажи или смеси древесного угля с водой чернилами и своеобразным пеналом для хранения своих письменных принадлежностей. Необычайно чувствительные к влаге папирусы могли бы безвозвратно исчезнуть с лица земли, если бы не прочные и «влагостойкие» египетские гробницы, в которые часто помещались папирусные рукописи.
Когда Египет «посетили своим присутствием» римляне и греки, египетский язык (и, соответственно, письмо), попав под инородное влияние, довольно быстро начал сдавать свои позиции, трансформировавшись в коптский, основанный на греческом алфавите. И если бы не счастливый случай, то значение истинно египетских иероглифов было бы навсегда утрачено. А произошло следующее. Однажды французские солдаты из наполеоновской экспедиции обнаружили вблизи Александрии в местечке Розетта удивительный камень, названный впоследствии розеттским. На нем были высечены иероглифы, рядом с которыми следовал их перевод на греческом языке. Сопоставив оба письма, французский ученый Ж. Ф. Шампольон смог понять общую закономерность, расшифровать иероглифы и составить грамматику древнеегипетского языка. В середине V в. н.э. было последний раз использовано демотическое письмо. С этого момента древнеегипетский язык и, соответственно, письменность, давшая начало даже славянской азбуке, считается мертвым. |