Эллинистический мир и его культура

Александрия была центром культуры и науки, образцом для подражания и зависти для всего эллинистического мира, как когда-то Афины – для эллинского. Ее 120-метровый маяк на острове Фарос причисляли к семи чудесам света. В Александрии была крупнейшая библиотека того времени количеством свыше 700 тысяч папирусных свитков.

Александрийский маяк
Александрийский маяк - знаменитое чудо света

Именно соперничество с ней привело к изобретению в Пергаме нового материала для письма – пергамена. Библиотека была частью Мусейона (Музея) – храма муз и места работы ученых, приглашенных Птолемеями. В Мусейоне им предоставляли бесплатное жилье, питание, лаборатории для научных опытов; к их услугам был зоопарк, ботанический сад, обсерватории. Своими достижениями Александрию прославили математик Евклид, географ Эратосфен, астроном Аристарх, в ней учился механик Архимед.

Манускрипт на перменте, VII век н. э.
Манускрипт на перменте, VII век н. э.
Папирус эпохи Среднего царства
Папирус эпохи Среднего царства

Культурный расцвет эллинистических государств был напрямую связан с желанием их владык украсить свои столицы невиданными зданиями, сделать центром науки, превратить в мощные культурные центры не только своей державы, но и всего тогдашнего мира. Недаром хранитель библиотеки Музея был одновременно воспитателем наследника египетского престола.

Птолемеи покровительствовали деятельности александрийского Музея, щедро одаривали ученых и даже сами принимали участие в их работе. При этом поэты должны были писать стихи, прославляющие царя, а ученые – посвящать владыке свои труды. Недаром Мусейон называли «золотой клеткой» для ученых.

Статуя Евклида в Оксфордском университетском музее естественной истории
Статуя Евклида в Оксфордском университетском музее естественной истории

В результате объединения и взаимовлияния двух миров появились своеобразное общество и культура, которые отличались как от греческих, так и от древневосточных и представляли собой нечто третье, особое. Примером тому может служить Мавзолей в городе Галикарнасе. Он был высотой с десятиэтажный дом – таких больших построек классическая Греция не знала.

Однако архитектурные элементы здания были античными: колоннада, фриз, изображавший битвы греков с амазонками. При этом вставлен этот греческий храм был как бы между рассеченной по поясу ступенчатой пирамидой. И по предназначению это было восточное захоронение всесильного владыки – царя Мавзола.

Расчеты сравнительных размеров Солнца, Земли и Луны (слева направо), сделанные Аристархом Самосским в 3 веке до н.э. Греческая копия X века
Расчеты сравнительных размеров Солнца, Земли и Луны (слева направо), сделанные Аристархом Самосским в 3 веке до н.э. Греческая копия X века
Карта Эратосфена
Карта Эратосфена

Эллинизм был двойственным явлением. С точки зрения истории стран и цивилизаций это время стало эпохой созидательного движения вперед, расцвета хозяйства и блестящих культурных достижений. Но с точки зрения простого человека, прежде всего грека, жизнь стала сложнее и драматичнее. В предшествующее время свободный эллин ощущал себя полноправной частью своей гражданской общины, был готов подчинять ей свои личные интересы и в ответ получать от нее защиту и уважение.

В эпоху эллинизма усилились перемещение и смешение населения, грек из Беотии успевал послужить в Египте, Сирии, Вавилонии. В дальних путешествиях и военных кампаниях рвалась связь отдельного человека с его родным городом, он начинал ощущать себя гражданином всего мира. Теперь его благополучие зависело от случая, удачи, благодеяния монарха или личной предприимчивости. Человек и выбирал судьбу сам, и рассчитывать мог только на себя.

Статуя Мавсола из его галикарнасской гробницы
Статуя Мавсола из его галикарнасской гробницы

Эллинистическое искусство и философия отразили напряженный поиск человеком объяснения этого нового мира и новых правил жизни в нем. В III–II веках до н.э. изменился сам характер искусства. Оно усложнялось, становилось зрелищем, греки все больше превращались из участников и производителей искусства в его потребителей. Александрийский маяк, Колосс Родосский, Мавзолей – эти гигантские постройки уже не были рассчитаны на масштаб человека как «меры всех вещей».

В архитектуре дорические и ионические колонны, слишком скромные для пышных царских дворцов, сменили нарядные коринфские. Знаменитые скульптурные произведения эпохи – фигуры Пергамского алтаря, Аполлон Бельведерский, Лаокоон и другие – лишены гармонии и спокойного достоинства статуй классики. Линии тел и черты лиц либо чрезмерно красивы и расслабленны, либо напряжены, изломаны, искажены страданием.

Ж.-Л. Жером. Диоген. Картина 19 века
Ж.-Л. Жером. Диоген. Картина 19 века

Недаром именно в это время появились три философские системы – учения стоиков, Эпикура и киников (его самым известным представителем был Диоген). Каждое из них давало свой ответ на вопрос: какой путь в жизни, способ поведения человека является наилучшим. Все три учения ощущали мир огромным, противостоящим человеку и предлагали разные способы взаимоотношения с этим миром. Сама постановка вопросов о месте человека в мире являлась свидетельством того, что маленьким греческим государствам настал конец: они теряются и растворяются в больших мировых державах – сначала македонской, а потом и римской.




Поделиться ссылкой