Самыми первыми людьми, о которых известно, что они хоронили умерших, были неандертальцы. Люди поклонялись духам природных явлений, духам животных, на которых вели охоту. Их задабривали с помощью определённых ритуалов. Наскальные рисунки, которые найдены во многих пещерах по всему миру, возможно, показывают именно ритуальные сцены. Среди божеств древних людей были, видимо, богини плодородия. Такую богиню изображала глиняная или каменная женская фигурка с пышными формами, олицетворяющая Всеобщую Мать, ей поклонялись и просили об удаче и изобилии.
Жители первого в истории города Иерихона перед погребением отделяли черепа от тела, а затем делали из них предметы поклонения предкам: череп покрывали гипсом или алебастром, вместо глаз вставляли раковины каури, иногда черепа раскрашивали. Раскрашивали и тела умерших людей, чаще всего для этого использовались охра и разноцветная глина, пыльца растений.
В обязанности шаманов и жрецов входило общаться с духами и толковать их указания. Для «разговоров» с духами использовались растения, листья и цветы которых при сожжении давали дурманящий дым. Эти растения использовались в магических ритуалах. Они же могли быть сырьём для лекарств и снадобий, среди которых были обезболивающие, снотворные, отравляющие средства, их готовили доисторические лекари и шаманы. Сходным образом поступают племена, живущие на Амазонке, которым издавна были известны свойства коры хинного дерева, коки, кураре.
Проделывание отверстия в голове человека называется трепанацией. Эту операцию практиковали в доисторические времена начиная примерно с 5 тысячелетия до н. э. Для проделывания отверстия в черепе, чтобы выпустить из тела болезнь, применялось острое кремневое орудие. Было найдено несколько черепов, на которых видно, что дырка начала зарастать, – свидетельство того, что некоторые пациенты даже выживали после такой чудовищной процедуры!
Этот череп – из Иерихона на Ближнем Востоке и датируется примерно 6500 г. до н. э. Перед погребением своих мертвых жители Иерихона удаляли черепа. Их покрывали гипсом и раскрашивали, чтобы передать черты умершего. Вместо глаз использовались раковины каури. Некоторые специалисты придерживаются мнения, что это делалось в качестве своеобразного поклонения предкам.
Современный рисунок изображает ритуальный танец австралийских аборигенов. Традиционные обряды являются важной частью жизни аборигенов. Свидетельства о них находят в местах доисторических стоянок в Австралии. Верования аборигенов ориентированы на сохранение хрупкого равновесия между человеком и средой его обитания.
При переходе от собирательства и охоты к земледелию небольшие поселения превращались в города. И там стали появляться более чёткие религиозные представления. В доисторическом Чатал-Хююке стены жилищ украшены фресками с изображением охоты, а также множеством голов быков, статуэток Богини Матери.