Греческий театр родился из религиозных церемоний, сюжет первых пьес первоначально отражал мифологическое содержание, а их участниками являлись непрофессиональные исполнители. Очень быстро трагедия превратилась в самостоятельное искусство, отражающее самые глубокие и тонкие моральные дилеммы и конфликты. Своего апогея жанр трагедии достиг в драмах Эсхила, Софокла и Еврипида. Не случайно вышедшие из-под их пера сочинения продолжали регулярно ставиться на сцене и впоследствии классический канон.
В VI в. до н. э. широкую популярность у греков приобрел Дионис, бог виноградарства и плодородия. В Аттике в его честь учредили празднества: Малые, или Сельские, Дионисии отмечались в ноябре-декабре, Городские, или Великие, Дионисии — в феврале-марте. С этими двумя праздниками были тесно связаны сельские Ленеи, проходящие в январе. Кульминацией торжеств в честь Диониса была процессия, сопровождавшаяся оргиастическими плясками под резкие звуки флейт, бубнов и тимпанов. На алтаре у подножия акрополя богу приносили кровавые жертвы. Хор, состоявший из 50 певцов, при этом исполнял славословия в его честь (дифирамбы). Хористы были одеты в костюмы сатиров, от чего возникло название «трагедия», или дословно «песнь козлов».
Трагедия Важнейший поворотный момент в истории театра произошел в 534 г. до н. э., когда Феспид прибавил к хоровому исполнению актера. Представление начиналось прологом, в котором актер декламировал миф о Дионисе. Хор по-прежнему играл важнейшую роль в представлении. Последующие драматурги — Херил и Фриних — увеличили партию актера. Диалоги между ним и хором усиливали драматический эффект представления. Позже Эсхил ввел фигуру второго актера, а Софокл — третьего, так стало возможно действие, независимое от хора. На сцене появились декорации, были придуманы особые костюмы для актеров и хора. Благодаря этим и другим нововведениям фестиваль Дионисий стал главным ежегодным праздничным событием, которое привлекало зрителей не только из отдаленных областей Аттики, но и соседних городов-государств. Традиционная дата появления трагедии в программе городских Дионисий относится к 534 г. до н. э., после этого, предполагается, они стали устраиваться ежегодно. Драматическим постановкам были посвящены третий, четвертый и пятый дни празднеств. Каждый день один из авторов представлял вниманию зрителей четыре драмы, включавшие три трагедии и одну сатирическую драму или бурлеск на мифологическую тему, который должен был развлечь зрителей и скрасить впечатление от финала трагедии. Все вместе они назывались тетралогией. Все три трагедии могли быть связаны друг с другом и представлять последовательные стадии одного сюжета, в котором соблюдалось единство места, времени и действия, впоследствии обоснованные Аристотелем. Драматический сюжет, как правило, ограничивался мифологическими преданиями.
Сегодня известно 20 типов трагических и 43−44 комических театральных масок. В комедиях, когда актер изображал на сцене реальное лицо, маске придавали черты сходства с прототипом. Рассказывают, что когда Аристофан ставил «Облака», в которых пародировался Сократ и его ученики, сам философ, присутствовавший в театре, поднялся со своего места, чтобы зрители смогли убедиться, насколько точно маска и актер изображают его внешний вид.
С 486 г. до н. э. в программу Дионисий вошли комедийные постановки, произошедшие от народных увеселений в форме шествий ряженых (комос) в сопровождении шуточных песенок и перебранок. Драматургические условности и сюжеты в комедию первым ввел Эпихарм из Мегары Гиблейской. Судя по названиям его комедий, в них высмеивались боги и люди, пародировался Гомер. Аттическая комедия, которую создали Эвполид, Кратин и Аристофан, с самого начала была ориентирована на изображение политики и на критику видных граждан.
С 442 г. до н. э. комедии вошли в программу Леней. Ежегодно во время праздника на сцене показывали пять комедий. В отличие от трагедий, ставившихся целыми тетралогиями, комедии всегда были отдельными самостоятельными произведениями.
В Афинах театральные представления очень рано приобрели огромное общественное значение. Полис брал на себя расходы по строительству театра и его содержанию, выплачивал гонорары актерам, а также призы драматургам. Остальные денежные траты брали на себя состоятельные афинские граждане. Эта обязанность (хорегия) относилась к числу городских литургий, ей подлежали богатые граждане старше 40 лет, выбиравшиеся по жребию. Драматурги писали драмы и музыку, набирали и обучали хор, разрабатывали хореографию и руководили другими аспектами подготовки. Хореги платили драматургам, хористам и музыкантам,заказывали костюмы, обувь и маски, оплачивали изготовление декораций, отвечали за спецэффекты на сцене и т. д. В случае победы поставленной им драмы хорег получал приз вместе с драматургом, эти почести были важной частью политической карьеры.
Первые драматические представления давали под открытым небом, зрители рассаживались на пологом склоне акрополя. Затем на этом месте около 490 г. до н. э. построили театр Диониса. Места для зрителей были деревянными и сооружались только на время представлений. После того как однажды деревянные конструкции рухнули, афиняне в 326-325 гг. до н. э. построили каменный театр, вмещавший 17 тыс. человек. Архитектурный облик театра Диониса неоднократно менялся, до настоящего времени сохранились лишь его развалины. Зрительские сидения поднимались уступами один над другим 67 рядов вверх по склону холма. Зрительский зал (театрон) разделялся двумя проходами на три горизонтальных яруса. Первый ряд сидений (проедрия) предназначался должностным лицам. Прямо перед ними находилась полукруглая площадка (орхестра), на которой размещался хор и выступали актеры. Позади орхестры была сооружена сценическая постройка с помещениями для хранения реквизита (скена), служившая также фоном, на котором разыгрывалось представление. Со временем здание скены дополнялось портиками и колоннадой,украшалось статуями и рельефами. По этому образцу стали строить театры по всей Греции, а также за ее пределами. Лучше остальных сохранился театр в Эпидавре в восточной части Пелопоннеса, в котором до сих пор время от времени устраиваются представления.