Освоение Севера начало мирной жизни после великих потрясений

Отто Юльевич Шмидт
Отто Юльевич Шмидт — выдающийся ученый-математик, автор теории происхождения Солнечной системы, полярный исследователь. Про таких людей говорят, что они обладают энциклопедическими знаниями.

В 1922 г. был создан Союз Советских Социалистических Республик — СССР. Столицей с 1918 г. снова стала Москва. Огромную страну нужно было восстанавливать после разрухи, создавать сильное и могучее государство. И одной из важных задач стала прокладка Северного морского пути. Он должен был связать Мурманск с Владивостоком и помочь освоить самые отдаленные районы.

В 1932 г. для освоения Арктики было создано Главное управление Северного морского пути (Главсевморпуть). Однако все понимали, что время для навигации было очень коротким, большую часть года кораблям мешали льды. С ними боролись особые суда — ледоколы. Еще в XIX в. норвежский исследователь Нильс Норденшельд прошел Северный морской путь за две навигации. А советский ледокольный пароход «Александр Сибиряков» сделал это за одно короткое арктическое лето 1932 г. Капитаном корабля был В.И. Воронин, а руководил экспедицией О.Ю. Шмидт. Дорога оказалась нелегкой. Уже почти у цели, в Чукотском море, пароход потерял часть гребного вала с винтом. И тогда моряки поставили самодельные паруса и вышли на чистую воду Берингова пролива.

Летчик Сигизмунд Александрович Леваневский
Летчик Сигизмунд Александрович Леваневский

Этот успех воодушевил на новый подвиг — в августе 1933 г. Шмидт и Воронин организовали путешествие на большом пароходе «Челюскин». В экспедиции участвовали 111 человек, многие были с семьями. Наступала полярная зима, «Челюскин» упорно продвигался вперед. Но в Чукотском море льды затерли судно. Начался многомесячный дрейф. А 13 февраля 1934 г. «Челюскин» был раздавлен льдами и затонул. Но люди успели высадиться на льдину, потеряв только одного человека. Началась эпопея, которая стала известна во всем мире. Два месяца отважные люди провели на льду, в спешно построенных деревянных бараках. Шмидт каждый вечер читал им научные лекции. А в Москве срочно готовили помощь. Советские летчики А.В. Ляпидевский, С .А. Леваневский, В.С. Молоков, Н.П. Каманин, М.Т. Слепнев, М.В. Водопьянов и И.В. Доронин переправили всех на материк. Они были первыми, кого удостоили звания Героя Советского Союза. В столице челюскинцев ожидала восторженная встреча.

Эпопея челюскинцев была вызвана катастрофой. Но дрейф на льдине в Ледовитом океане стал с тех пор способом научной экспедиции. Первая полярная дрейфующая станция «Северный полюс — 1» начала работу 6 июня 1937 г. вблизи Северного полюса. Четыре человека работали на ней: руководитель И.Д. Папанин, геофизик Е.К. Федоров, радист Э.Т. Кренкель и гидролог П.П. Ширшов. 274 дня они провели на льдине размером 3x5 км и толщиной 3 м и проделали путь в 2500 км. Полярники изучали погоду, направление движения своего плавучего дома и многое другое. Шли месяцы, и льдина стала таять, а потом треснула. На помощь героям пришли ледоколы «Мурман» и «Таймыр». 19 февраля 1938 г. за 70-й широтой, в нескольких десятках километров от полюса, папанинцев сняли с льдины. С тех нор полярные станции постоянно работают в Северном Ледовитом океане. Россия полна решимости и дальше исследовать и осваивать эту область нашей планеты.

Северный морской путь
Северный морской путь

Северный морской путь — кратчайший между Европейской частью России и Дальним Востоком, главная судоходная магистраль России в Арктике. Он проходит по морям Северного




Поделиться ссылкой