Как такси Париж спасли

Во время Первой мировой войны были впервые использованы самолеты, химическое оружие, танки и автомобили. Причем первыми автомобилями были парижские такси, задействованные во время Верденской операции. Она длилась с 21 февраля по 18 декабря 1916 г. и была самой крупной и длительной операцией войны.

Если бы немцы захватили Верден, то смогли бы двинуться на Париж. Поэтому здесь и были созданы мощные укрепления, так называемый Верденский выступ.

Французские солдаты под Верденом. Фотография 1916 г.
Французские солдаты под Верденом. Фотография 1916 г.

Укрепленный район представлял собой четыре оборонительные позиции общей глубиной 15—18 км. Три позиции были полевыми, четвертой была сама крепость Верден и два пояса фортов. У французов было 11 дивизий и 632 орудия. У немцев — 17 дивизий, 1400 орудий и 170 самолетов. Ширина фронта на Верденском выступе была 112 км, а прорыв обороны немцы предприняли в районе форта Дуомон.

Форт Дуомон
Форт Дуомон

В первый день наступления немцы захватили первую линию французской обороны, а 25 февраля 1916 г. заняли Дуомон. Однако к французам подошла 2-я армия, которой командовал генерал Анри Петен. Немецкое наступление удалось остановить.

Чтобы обеспечить дальнейшую оборону, французы организовали переброску войск и грузов на автомобилях по шоссе Бар-ле-Дюк — Верден. Этот путь был назван Священной дорогой.

Робер Жорж Нивель
Робер Жорж Нивель (1856—1924) — французский генерал, главнокомандующий французской армией в годы Первой мировой войны. Во время Верденской битвы 1916 г. командовал французскими войсками при взятии форта Дуомон

Это был первый в мировой истории случай крупных автоперевозок. Поскольку машин тогда в принципе было еще мало, на фронт отправили даже парижские такси. Таким образом, с 27 февраля по 6 марта 1916 г. по шоссе Бар-ле-Дюк — Верден удалось перевезти 190 тыс. солдат и более 25 тыс. т. военных грузов.

Священная дорога сделала свое дело — к концу марта соотношение сил на Верденском выступе изменилось в пользу французов. До конца лета немцы безуспешно пытались сломить французскую оборону, но 2 сентября вынуждены были перейти к обороне сами. 24 октября 1916 г. французы перешли в контрнаступление, 2 ноября отбили Во и Дуомон, а во второй половине декабря вышли на позиции, которые занимали перед началом сражения. Эту битву из-за огромных потерь назвали Верденской мясорубкой. Франция потеряла убитыми и ранеными 358 тыс. человек, а Германия — 600 тыс. солдат и офицеров.

Мемориал в честь битвы под Верденом
Мемориал в честь битвы под Верденом
Парижские такси
Парижские такси сыграли важную роль во время Верденского сражения



Поделиться ссылкой