Кальвинисты и иезуиты

После поражения крестьянского движения проблема противостояния католиков и реформаторов снова вышла на первый план в странах Центральной и Восточной Европы. С каждым годом борьба между двумя течениями в западном христианстве становилась всё более ожесточённой. Постепенно в каждом из лагерей сформировались радикальные течения, которые и стали основной движущей силой конфликта. В Реформатской церкви это были кальвинисты, в Католической — орден иезуитов.

Неизвестный художник. Жан Кальвин в молодости. XVI в.
Неизвестный художник. Жан Кальвин в молодости. XVI в.

Кальвинизм получил своё название от имени основателя этого учения — Жана Кальвина. Он родился в 1 509 г. во Франции, в Пикардии. В молодости Кальвин изучал право и философию в Париже. В 1534 г. молодой человек перешёл в протестантизм. Смена религии заставила его покинуть Францию, где начинались гонения на Реформатскую церковь. Кальвин отправился в Германию, а в 1536 г. перебрался в Швейцарию, во франкоязычную Женеву. Там нашли прибежище многие французские протестанты. В том же году в Базеле вышел главный труд Кальвина — «Наставление в христианской вере». Положения этой книги составили учение, которое назвали кальвинизмом.

Важнейшим его аспектом была доктрина предопределения. По мнению Кальвина, Бог заранее предназначил одних людей к спасению, а других — к вечному проклятию. Человек не в силах изменить то, что предначертано свыше. Однако он может предугадать свою участь на том свете по своему положению в этом мире (хотя наверняка всё равно ничего не известно). Добытое упорным трудом жизненное благополучие, удача в профессиональной деятельности — признаки возможной предназначенности к спасению. Последователи Кальвина развили его учение в доктрину «мирского призвания» и «мирского аскетизма». Истинный праведник должен быть трудолюбивым, избегать комфорта и роскоши, старательно преумножать своё состояние. Так, для кальвинистов отказ от выгодной сделки является серьёзным грехом.

«Наставление в христианской вере» Ж . Кальвина. Издание 1559 г.
«Наставление в христианской вере» Ж. Кальвина. Издание 1559 г.

Значение кальвинизма как идеологии молодой европейской буржуазии признавали как историки-марксисты, так и их критики. Фридрих Энгельс писал: «...учение о предопределении было религиозным выражением того факта, что в мире торговли и конкуренции удача или банкротство зависят не от деятельности или искусства отдельных лиц, а от обстоятельств, от них не зависящих». Немецкий социолог Макс Вебер видел во взглядах Кальвина основу буржуазной этики и идеологическое оформление «духа капитализма» — непрерывного стремления к прибыли.

Современники Кальвина делали из его учения не только экономические, но и политические выводы. Доктрина предопределения сводила на нет все преимущества благородного происхождения и сословных привилегий: как бы ни был ты родовит, только богу известно, избран ты или проклят. Этот подход ставил под вопрос право феодальной верхушки на власть. В то же время кальвинизм был направлен и против бедняков. «Святая бедность» ушла в прошлое. Теперь бедняк был заклеймён проклятьем не только в земной жизни, но и в загробном мире. Правда, сам Кальвин подобных утверждений не делал.

Неизвестный художник. Антикатолическая аллегория. Англия. XV в.
Неизвестный художник. Антикатолическая аллегория. Англия. XV в.

Кальвин обличал одновременно беззакония монархов, и народные выступления. Требование упразднения частной собственности, которое высказывали радикальные анабаптисты. представлялось ему «присвоением чужого» и «возмутительной дикостью».

Кальвинистские общины по своей структуре были олигархическими. Их возглавляли старшины (пресвитеры) н проповедники (министры). Старшин избирали из числа самых богатых и уважаемых общинников. Изнутри общины были скованы железной дисциплиной. Каждый новообращённый давал клятву соблюдать и добиваться соблюдения закона Божьего в кальвинистском его толковании. Религиозные и политические вопросы решались на местных или национальных собраниях представителей общин — синодах. Постепенно сложилась стройная и жёсткая структура Кальвинистской церкви.

Французский писатель XIX в. О. де Бальзак писал: «Там, где Лютер видел одни только религиозные догматы, Кальвин видел политику. В то время как влюблённый немец, толстый почитатель пива, сражался с дьяволом и бросал ему чернильницу в лицо, хитрый аскет-пикардиец вынашивал военные планы, руководил битвами, вооружал правителей, поднимал целые народы, заронив республиканские идеи в сердце буржуа и вознаграждая себя за повсеместные поражения на поле брани всё новыми победами над сознанием людей в разных странах». В соответствии с догматами своего учения Жан Кальвин развил бурную деятельность, распространяя «истинную веру по всей Европе».

Собор Святого Петра — кафедральный собор Женевы, где проповедовал Кальвин

После упорной борьбы с местными анабаптистами, лютеранами и представителями других течений Кальвину и его сторонникам в 1540 г. удалось навязать женевцам свой взгляд на христианство. В городе была создана консистория (совет Церкви), следившая за соблюдением всех канонов религии. Танцы, игры и нарядные туалеты оказались под запретом.

Недовольным новыми порядками было предложено покинуть город. Тёмным пятном на репутации Кальвина стало сожжение при его содействии в 1553 г. врача и богослова-диссидента Мигеля Сервета. Если изнутри кальвинистская Женева напоминала современную Исламскую Республику Иран, то вовне в первой половине XVI в. играла для протестантов Европы ту же роль, что и Советский Союз для коммунистического движения 1920— 1930-х гг. Из Женевы во все страны Европы устремлялись учителя, пасторы и проповедники. Как писал французский историк Ж. Мишле, «если нужен был человек для сожжения и колесования, этот человек стоял уже наготове в Женеве — он поднимался и шёл на смерть, прославляя Бога и распевая псалмы». Понимая значение образования в борьбе идей, Кальвин в 1559 г. учредил в Женеве специальную Академию, готовившую проповедников новой веры. Из её стен вышли такие выдающиеся солдаты веры, как Джон Нокс, лидер шотландских протестантов (по словам Кальвина, «выдающийся слуга Бога»), и Ян Лаский, проповедник протестантизма в Польше. Только в 1555—1556 гг. во Францию было отправлено 150 обученных в Женеве пасторов. Они были готовы на всё ради победы над папистами, ибо, как проповедовал Кальвин, «всё дозволено для торжества нашей веры и Церкви».

Честная женевская женщина
Честная женевская женщина: «Приличие, честь и набожность всегда являлись самыми прекрасными женскими украшениями». Гравюра. 1577 г.

Типографии Женевы печатали в тысячах экземпляров Библию на основных языках Европы и кальвинистские памфлеты. Сам Кальвин написал тысячи писем и посланий, направленных как протестантским общинам Европы, так и политическим деятелям. «Женевский Пана» обращался к королям Швеции, Польши, Англии и Дании, убеждая их принять истинную веру. Впрочем, короли отвергали кальвинизм, им не нравился республиканизм Кальвина. Более того, против Кальвина выступили не только католики, но и умеренные реформаторы — лютеране и англикане. В лютеранских княжествах Германии кальвинистов преследовали едва ли не более жёстко, чем католиков. Только Вестфальский мир 1648 г. (см. статью «Тридцатилетняя война и Вестфальский мир») признал легитимность нового вероучения.

Но в некоторых странах кальвинистские проповедники добились выдающихся успехов. В 1550-х гг. они завоевали прочные позиции в Нидерландах. В этой стране кальвинизм стал признаком принадлежности к политической оппозиции империи Карла V и Филиппа II. Во Франции к концу 1550 г. насчитывалось около 2 тыс. кальвинистских общин. Они были расположены преимущественно на юге страны — традиционном оплоте политического и религиозного свободомыслия. К кальвинизму примкнула и часть высшей французской аристократии. В Шотландии кальвинизм был связан с противостоянием дворянства династии Стюартов регентше Марии Гиз. Из Шотландии кальвинизм распространился в Англию, где его назвали пуританством (от лат. purus — «чистый»). Кальвинизм стал идеологией дворянской и буржуазной оппозиции. Именно поэтому гражданские войны в Нидерландах, Франции и Англии приняли форму священной войны за веру.

Факсимиле письма Жана Кальвина английскому королю Эдуарду VI. 4 июля 1 552 г
Факсимиле письма Жана Кальвина английскому королю Эдуарду VI. 4 июля 1 552 г

Контрреформация или католическая реформация?

Быстрое распространение протестантизма по всей Европе показало католическим иерархам, что необходимы церковные реформы. Они полумили в историографии название Контрреформации, хотя некоторые исследователи называют их католической реформацией. Возможно, этот термин более точен. Ведь идея преобразований в Католической церкви была выдвинута ещё до начала деятельности Мартина Лютера гуманистами Эразмом Роттердамским и Томасом Мором.

В первую очередь реформы были направлены на повышение уровня культуры и образования католического клира (духовенства). Невежество священников давным-давно стало притчей во языцех, теперь же оно было просто опасным. Реформаторы назубок знали Священное Писание, ловко его толковали и в диспутах легко одерживали верх над безграмотными католическими священниками. В не меньшей степени дискредитировало Церковь и поведение её служителей, многие из которых постоянно нарушали христианские заповеди.

Тициан. Заключительное заседание Тридентского собора. 1563 г.
Тициан. Заключительное заседание Тридентского собора. 1563 г.

В 1545—1563 гг. в Тренто (лат. Tridentum) трижды проходили заседания 19-го Вселенского собора Католической церкви — Тридентского собора. Для повышения интеллектуального уровня и морального авторитета священнослужителей, начиная от рядовых священников и заканчивая высшими иерархами, было решено проводить регулярные инспекции епархий епископами (visitation). Грамотность для священников стала обязательной. Для просвещения духовенства и мирян были открыты новые церковные школы.

Новые условия требовали и новых руководителей. На папский престол в 1566 г. взошёл Пий V. Испанский посол в Риме писал, что «Церковь не имела лучшего главы за последние 300 лет». Это был 73-летний аскет-доминиканец, инквизитор и профессор теологии. Жёсткой рукой он положил конец коррупции при папском дворе. При нём казначей священного престола отправился пожизненно гребцом на галеры. За ним последовали ещё несколько сановников и епископов. Светская музыка и поэзия вызывали у Пия подозрения, а античные статуи, собранные его предшественниками, понтифик рассылал в подарок дружественным дворам. Папа повёл жестокую борьбу против мусульман и протестантов. Пий умудрился найти тайных кальвинисток даже среди римских проституток, которые промышляли своим ремеслом чуть ли не на ступенях собора Святого Петра. Папа потребовал от них либо немедленно постричься в монахини, либо покинуть город. К счастью для римских жриц любви, у них нашлись влиятельные покровители. 40 знатных горожан, а также послы Португалии, Испании и Флоренции ходатайствовали за городских путан. Они разъяснили святому отцу, что его приказ нанесёт непоправимой ущерб экономике Рима.

Это был серьёзный аргумент.  После отпадения от католицизма стран (Северной и Центральной Европы священный престол лишился доходов с этих владений. Постепенно основным источником пополнения папской казны становились подвластные Папе земли непосредственно в Италии.

Эль Греко. Портрет Папы Пия V. Начало XVII в.
Эль Греко. Портрет Папы Пия V. Начало XVII в.

Тридентский собор способствовал укреплению власти Папы. С 1542 г. понтифик получил в своё распоряжение постоянно действующую папскую инквизицию, которая могла карать несогласных. Позднее был утверждён свод книг, запрещённых для католиков, — «Индекс запрещённых книг» (Index librorum prohibitorum: впервые обнародован в 1559 г.).

Несмотря на то что среди участников собора были и сторонники компромисса с протестантами, в конечном счёте возобладали настроения непримиримого противостояния новой вере. Тридентский собор жёстко оговорил различия между Католической церковью и реформатскими течениями. Идеологи и миссионеры новой веры были подвергнуты церковному проклятию. Основой католической философии официально провозгласили учение средневекового теолога Фомы Аквинского (1225 или 1226—1274).

Ещё одним аспектом католической реформации стало активное использование визуальных средств пропаганды. Оформление церквей становилось всё более пышным и вычурным, к написанию образов святых и к изготовлению их статуй привлекали лучших художников и скульпторов. Духу Католической церкви прекрасно соответствовал новый художественный стиль — барокко. Недаром центральный храм ордена иезуитов, главных борцов с Реформацией, — церковь Иль Джезу в Риме считается одной из самых удачных построек в стиле барокко.

Дж. да Виньола и Дж. делла Порта. церковь Иль Джезу . 1568-1584 гг.
Дж. да Виньола и Дж. делла Порта. Церковь Иль Джезу . 1568-1584 гг.

Солдаты Христа

На идеологический вызов со стороны ереси Церковь обычно отвечала формированием новых духовных орденов. Так было в XII в., когда для борьбы с еретическими движениями создали орден доминиканцев, а позднее и орден францисканцев. Постепенно уже существующие ордены коррумпировались, что приводило к необходимости создания новых.

Доминиканцы - монашеский орден, основанный святым Домиником.

Ударной силой католической реформации стал орден иезуитов. Он был основан испанским дворянином Игнатием Лойолой (1491 — 1556). В молодости Лойола сражался против французов, был тяжело ранен и искалечен. Оправляясь после ранения в родном замке, он читал религиозную литературу и обратился к вере. Затем последовали паломничества по святым местам, в том числе в Иерусалим, и долгие годы учёбы в Барселоне, Саламанке и Париже. В 1534 г. Игнатий Лойола стал доктором богословия Парижского университета.

Будучи студентами в Париже, Лойола с пятью товарищами дали торжественный обет нестяжания, целомудрия и миссионерства на Святой земле. В случае невозможности исполнения последнего обета до 1 января 1538 г. предполагалось отправиться в Рим и предложить свои услуги святому престолу (Папе). Из-за войны с турками Лойола выполнил второй вариант обета. В Риме он заручился поддержкой Папы Павла III и стал служить в церкви Святой Марии Великой (Санта-Мария Маджоре).

В 1539 г. Игнатий «со товарищи» решили основать новый монашеский орден — «Общество Иисуса» (лат. Societas Jesu). Павел III одобрил проект устава, включавший обеты послушания, целомудрия, нестяжания и непосредственного подчинения Папе. Устав был утверждён 27 сентября 1540 г. В 1541 г. Лойолу избрали первым генеральным настоятелем (генералом) ордена.

Статуя Игнатия Лойолы в Белу-Оризонте. Бразилия
Статуя Игнатия Лойолы в Белу-Оризонте. Бразилия

Каким образом этот орден сумел стать эффективным средством борьбы с Реформацией? Иезуиты были централизованной организацией с жёсткой внутренней дисциплиной. Главе ордена помогали четыре генеральных и 11 региональных ассистентов. Местными отделениями руководили провинциалы, вице-провинциалы и настоятели. Приказ вышестоящих чинов ордена обсуждению не подлежал, подчинённый повиновался начальнику «как труп». Безукоризненная дисциплина достигалась особым курсом подготовки кандидатов на вступление в орден. Они должны были пройти четыре стадии обучения. Кандидаты штудировали богословские науки, ушились в университете и укрепляли свой дух системой упражнений, выработанных лично Игнатием Лойолой.

Образованию иезуиты придавали не меньшее значение, чем их противники кальвинисты. «Общество Иисуса» даже создало целую Систему изучения наук (Ratio studiorum). В дальнейшем орденом было учреждено 24 университета и около 600 коллегий (высших церковных школ для мирян).

Одобрение проекта устава «Общества Иисуса» Папой Павлом III. Фреска. Не ранее 1743 г
Одобрение проекта устава «Общества Иисуса» Папой Павлом III. Фреска. Не ранее 1743 г

В XVI и XVII вв. орден иезуитов процветал. Он активно боролся с протестантизмом, занимался образовательной и миссионерской деятельностью. Иезуитские богословы Петер Канизий (1521 — 1597) и Роберто Беллармино (1542 —1621) прославились как ловкие антипротестантские полемисты. Иезуитские проповедники отправлялись в земли, где победила Реформация, для поддержки оказавшихся в условиях подполья католиков. Во многих странах — Чехии, Польше, Италии иезуитам удалось добиться выдающихся успехов в борьбе за умы.

Очень успешна была и миссионерская деятельность иезуитов. Этот орден эффективно использовал возможности, возникшие в эпоху Великих географических открытий. Святой Франциск Ксаверий (1506— 1552), сподвижник Лойолы и блестящий оратор, в 1541 г. отправился проповедовать в Индию, откуда проследовал на Цейлон (Шри-Ланку) и в Японию. Католическая церковь считает его самым успешным проповедником после святого Павла, т. к. в результате деятельности святого Франциска в Азии возникли христианские общины, насчитывавшие около миллиона человек. Посланники ордена смогли проникнуть даже в такие недоступные для европейцев районы, как Китай и Тибет. В Канаду иезуиты прибыли вместе с французскими колонистами и сумели завоевать авторитет среди индейских племён.

Находясь на передовой линии борьбы, орден иезуитов быстро приобрёл множество врагов — от учёных протестантских теологов до философов-просветителей XVIII в. К аргументированной критике добавились и различные домыслы. Так, отказ иезуитов от специального орденского облачения трактовался как некий «заговор». Вероломные святые отцы, переодетые в экзотические наряды, снабжённые ядом и кинжалом, стали излюбленными персонажами приключенческих романов. Но всё это, скорее всего, относится к области фантазии.

Г. Неллер. Китайский новообращённый. 1685 г.

Иезуитов обвиняли в организации политических убийств, совершённых фанатиками-католиками в XVI—XVII вв., — правителя Нидерландов Вильгельма Оранского в 1584 г. и французского короля Генриха IV в 1610 г. Эти обвинения не доказаны. Являлся ли Бальтазар Жерар, убийца Вильгельма Молчаливого, просто фанатиком или питомцем иезуитов — неизвестно. Убийца «доброго короля Генриха» Франсуа Равальяк, скорее всего, был психически больным человеком.

Гораздо более обоснованными выглядят обвинения в том, что иезуиты стали вдохновителями репрессивной политики в католических странах.

Лев Троцкий писал об ордене иезуитов: «Иезуиты представляли воинствующую организацию, замкнутую, строго централизованную, наступательную и опасную не только для врагов, но и для союзников. По психологии и методам действий иезуит "героической" эпохи отличался от среднего кюре, как воин Церкви от её лавочника».



Поделиться ссылкой