Технические войска Германии в Первой мировой войне

Германия имела хорошую поддержку в лице отлично подготовленных технических войск — от военных инженеров до авиаторов. Стоит отметить, что единственным нововведением, которым немцы в какой-то степени пренебрегли, было массированное применение танков.

Один из первых немецких танков A7V был захвачен солдатами союзников в Виллер-Бретоннё, Франция
Один из первых немецких танков A7V был захвачен солдатами союзников в Виллер-Бретоннё, Франция

Пулеметчики и танкисты

В 1914 г. в германской армии было восемь отдельных пулеметных отрядов, еще один отряд числился за Баварией. Их бойцы носили серо-зеленую форму как у егерей, но с алым кантом на воротнике, вдоль среза передней полочки и на обшлагах, а также кожаный кивер с коричневым кожаным козырьком и тульей цилиндрической формы из зеленой материи. На погонах красным цветом был указан номер отряда. Мундир застегивался желтыми металлическими пуговицами. Позже было сформировано еще множество отдельных пулеметных отрядов, включая несколько элитных, с желтой или золотой нарукавной эмблемой в виде пулемета Максима в центре овала.

Рядовой 16-го саперного батальона, 1915 г.
Рядовой 16-го саперного батальона, 1915 г. Инженерные войска состояли из офицеров и солдат, которые выполняли земляные, строительные и подрывные работы. До 1916 г. они, в отличие от своих собратьев-артиллеристов, носили шлемы с остроконечным навершием. Этот батальон был сформирован в Лотарингии

Танкисты в большинстве своем предпочитали носить комбинезоны цвета фельдграу или кожаные куртки, а также кожаные фуражки с защитными очками. Сначала танки объединялись в отряды тяжелых машин, позднее они стали называться отрядами тяжелых боевых машин. На погонах военнослужащих автомобильных частей располагалась буква «К». Они носили черные кожаные куртки, плащи и брюки.

Инженерные войска

В германской армии насчитывалось 35 инженерных батальонов, включая четыре баварских и два саксонских. Во время войны были сформированы также многочисленные отдельные инженерные роты. Военнослужащие носили артиллерийскую форму, но с пуговицами из белого металла, шведскими обшлагами и красными кантами на погонах. В саксонских инженерных батальонах на погонах располагалась эмблема из скрещенных кирки и лопаты. Бойцы инженерных частей носили шлемы с заостренными навершиями с матерчатым чехлом, на котором красным цветом был указан номер батальона. После перехода на блузы инженерные войска получили черные погоны с красным кантом и эмблемой. У офицеров на воротнике появился дополнительный галун. Солдаты железнодорожных частей на погонах носили букву «Е». Кроме выполнения своих непосредственных функций, инженерные войска обслуживали некоторые виды вооружения.

В частности, они отвечали за минометы. У офицеров на погонах находилась аббревиатура MW (Minenwerfer — миномет), у унтер-офицеров и рядовых — та же аббревиатура и номер батальона. На овальной нарукавной нашивке был указан номер роты и аббревиатура SMW, MMW или LMW (от Schwer — тяжелый, Mittler — средний и Leicht — легкий). Нашивка была введена в 1915 г. Гвардейские инженерные части были известны применением огнеметов. Военнослужащие частей, ответственных за разработку и испытание новых видов боеприпасов, в том числе газовых снарядов и баллонов, носили форму инженерных войск с буквой «V» на погонах.

Капитан 2-го авиационного батальона, 1914 г.
Капитан 2-го авиационного батальона, 1914 г. Ремни из парчи, вытканной из черных и белых нитей, встречались редко. Летный шлем — гражданского производства. Ряд пилотов прикрепляли вокруг шлема валик из конской шерсти для дополнительной защиты от воздушных ям и шума

В войсках связи обычно носили форму инженерных войск с буквой «Т» и номером батальона на погонах. В 1917 г., после перехода на блузы, связисты начали носить светло-зеленые погоны с красным кантом.

Рабочие батальоны носили серые мундиры с нарукавными повязками, на которых красным был указан номер батальона. Солдаты минерных рот ходили в форме инженерных войск, но с эмблемой в виде скрещенных молотков (в баварских частях — синего цвета).

Летный персонал

Сначала летный персонал состоял из членов экипажей дирижаблей и аэростатов наблюдения. Офицеры и солдаты носили мундиры с погонами со светло-серым кантом и подбоем и с черным кантом на воротнике и обшлагах. Из головных уборов носили кивера. На офицерских погонах располагалась эмблема в виде золотого пропеллера, у рядового состава пропеллер был красного цвета. На воротнике мундира офицеры носили гвардейский галун, рядовые — простую галунную полоску. Члены наземных команд часто носили нарукавные повязки с номером батальона. Пилоты пользовались относительной свободой в вопросе выбора формы. Многие ходили в форме полков, в которых служили до перевода в авиацию, но с погонами летной службы. Например, знаменитый Красный барон — Манфред фон Рихтгофен — носил форму 1-го уланского полка.

Красный барон, 1917 г. Знаменитый летчик-истребитель Манфред фон Рихтгофен
Красный барон, 1917 г. Знаменитый летчик-истребитель Манфред фон Рихтгофен был первым асом войны. На рисунке он одет в офицерский мундир своей прежней части — уланского полка, носившего имя русского императора Александра III

В 1915 г. эмблемы были перенесены на светло-серые погоны офицерских блуз. Красные пропеллеры и номера батальонов перешли на погоны рядовых. У экипажей, обслуживавших аэростаты, на погонах блуз сохранилась буква «L». Погоны батальонов с 1-го по 4-й получили соответственно белый, красный, желтый и синий канты. На овальной нарукавной нашивке был обозначен номер батальона или группы.

Снаряжение состояло из кожаного шлема, защитных очков, различных кожаных и меховых курток, брюк, перчаток и шарфов. Вооружение было представлено пистолетами. Летная эмблема на левой стороне груди представляла собой аэроплан и корону в центре венка, у баварских летчиков — венок с поделенным на четыре части бело-голубым квадратом с баварской короной в центре.

Пилот 2-й бомбардировочной группы, 1916 г.
Пилот 2-й бомбардировочной группы, 1916 г. Пилоты часто носили свои собственные гражданские пальто или переделывали шинели полков, из которых пришли в авиацию. Для того чтобы кожа не примерзала к металлу, этот пилот использовал алюминиевые каркасы с меховым вкладышем



Поделиться ссылкой