Технические войска России в Первой мировой войне

Несмотря на то что в начале XX века Россия сильно отставала от других ведущих мировых держав, в результате войны с Японией русская военная верхушка усвоила уроки в области обороны и штурма укрепленных позиций.

Орудия, танки и бронеавтомобили

Русские не только придали пулеметы пехотным подразделениям, но и сформировали отдельные пулеметные части. Их солдаты носили погоны с номером части, над которым располагалась эмблема в виде пулемета на треноге. У пулеметчиков, входивших в экипажи бронеавтомобилей, были зеленые погоны, на которых был указан номер взвода, а над ним располагалась эмблема — крылатое колесо и пулемет под ним. В 1916 г. цвет погон был изменен на алый. Члены экипажей бронеавтомобилей часто носили кожаные куртки и штаны в обтяжку, кожаные краги и мягкие фуражки с защитными очками. Форма танкистов была похожей. Отметим, что на Восточном фронте танки не использовались, но некоторое их количество было поставлено белым армиям в 1919–1920 гг.

Россия испытывала острейший недостаток экипажей бронеавтомобилей, поэтому активно привлекала добровольцев и инструкторов из-за границы. В русской армии сражался бельгийский дивизион в составе десяти бронеавтомобилей. Его личный состав носил бельгийское артиллерийское обмундирование, но с русскими погонами с окантовкой из плетеного черно-оранжево-белого шнура, полагавшейся добровольцам, и с офицерскими знаками различия. В русской армии сражался также британский бронедивизион, сохранивший британские униформу и эмблемы.

Инженеры и саперы

Организационно бронеавтомобильные части были частью инженерных войск. Сам по себе этот род войск был очень уважаем и имел отличную репутацию. Военные инженеры носили алые погоны с желтыми или защитные погоны с коричневыми номерами части и эмблемой в виде скрещенных лопаты и кирки. У военнослужащих крепостных саперных рот вместо номеров наносились буквенные сокращения наименования крепостей («Вб.» — Выборгская, «Кр.» — Кронштадтская и т.д.). Зимой солдаты и офицеры инженерно-саперных частей носили артиллерийскую шинель и принятую повсеместно папаху. На погонах военных инженеров, приданных гренадерским дивизиям, помещалась дополнительная эмблема в виде гренады.

Унтер-офицер 18-го саперного батальона, 1915 г.
Унтер-офицер 18-го саперного батальона, 1915 г. Сапер одет в шинель образца 1911 г. с металлическими пуговицами. На спине ее можно было стянуть с помощью хлястика. На плече сапера висит большая саперная лопата, которую иногда использовали в рукопашных схватках
Капитан железнодорожного полка, 1916 г.
Капитан железнодорожного полка, 1916 г. Револьвер системы «Наган», принятый на вооружение в 1895 г. и рекомендованный уставом 1907 г., был любимым оружием русских офицеров. В кобуре имелся небольшой кармашек, в котором можно было хранить семь запасных патронов

К инженерным войскам относились также понтонеры (погоны как у инженеров, но с эмблемой в виде пилы, то пора и якоря), минеры (скрещенные весла и якорь) и железнодорожные части (скрещенные якорь и топор). Кроме того, в состав инженерных войск входили различного рода связисты — специалисты по беспроводной связи, телефонисты, телеграфисты и кабельные подразделения. Они носили погоны алого или защитного цвета с эмблемой в виде двойной молнии.

Медицинские части

В России не хватало мощностей и персонала, чтобы справиться с огромным количеством раненых. Поэтому его численность пополнялась за счет добровольцев, в том числе и из-за границы. Младший медицинский персонал Российского Красного Креста носил синие или защитные погоны с шифровками белого цвета. Врачи носили разнообразные военные и гражданские пальто и мундиры.

Авиаэскадрилья, сформированная в составе Донской казачьей армии во время Гражданской войны
Авиаэскадрилья, сформированная в составе Донской казачьей армии во время Гражданской войны

Авиация

Русская военная авиация была относительно молода, хотя аэростаты наблюдения русские применяли еще в 70-х годах XIX века и во время войны с Японией. Авиация как род войск появилась в 1912 г. и организационно входила в состав инженерных войск, поэтому форма ее была соответствующей. Знаками различия авиаторов были либо крылатый якорь (у тех, кто обслуживал аэростаты наблюдения), либо крылатый пропеллер (у пилотов и наземного персонала). Форма, как уже говорилось, не отличалась от формы военных инженеров, но наземный персонал носил темно-синие мундиры.

Пилоты, естественно, не соблюдали форму одежды, принятую у офицеров инженерных войск. Они носили разные варианты летных шлемов (зачастую импортированных из Франции) или, на земле, цветные фуражки военных инженеров. Пилотки тоже пользовались популярностью. Кроме того, пилоты носили черные кожаные куртки (часто французского покроя) или мундиры своих полков и черные кожаные бриджи с авиационными или кавалерийскими сапогами. Летную эмблему было принято носить на груди мундира или пилотской куртки. Она представляла собой крылатый щит с двуглавым орлом поверх скрещенных сабель в центре венка. Эмблема наблюдателей была такой же, но с добавлением подзорной трубы.

Капитан телеграфного батальона, 1916 г.
Капитан телеграфного батальона, 1916 г. Во время войны было сформировано два таких батальона. Однако существовали также телеграфные роты в Сибири, Туркестане, Санкт-Петербурге и во всех главных крепостях. На погонах телеграфистов располагались эмблемы в виде двойной молнии и буквы, обозначавшие место дислокации части
Подпоручик-пилот, 1916 г.
Подпоручик-пилот, 1916 г. Среди пилотов были популярны кожаные куртки. Летные шлемы обычно ввозились из Франции



Поделиться ссылкой