Начавшаяся в XIX веке индустриализация и наступление новых технологий оказали огромное влияние на военную составляющую мировой политики. Появление и увеличение производства новейших видов вооружения навсегда изменили лицо войны.
Почти 67 процентов потерь во время Первой мировой войны были понесены в результате применения артиллерии. Она доминировала на полях сражений, изменяла ландшафт территории и оказывала непрерывное (и ужасное) воздействие на каждого пехотинца.
К концу XIX столетия вооруженные силы разных стран уже занимались своей артиллерией. Основные перемены наступили в 1896 г., когда французы приняли на вооружение 75-мм полевую пушку. Она была оснащена оригинальной гидравлической системой, поглощающей отдачу, быстро перезаряжалась и могла производить до 20 выстрелов (шрапнелью) в минуту. Германия начала применять сверхтяжелые орудия (например, гаубицы калибра 420 мм с дальностью стрельбы 9,6 км), которые были полезны, когда фронт остановился, и 305-мм мортиры, очень эффективные во время «окопной» войны.
Во время войны интенсивность использования артиллерии непрерывно увеличивалась. За время артиллерийской подготовки перед наступлением на Сомме 1 июля 1916 г. британцы использовали 1431 орудие, выпустив в течение семи дней 1,7 млн снарядов.
Винтовки, заряжавшиеся с казенной части, появились в 40-х годах XIX столетия. Отныне пехотинцы могли их быстро заряжать и вести огонь лежа. За однозарядными винтовками быстро последовали магазинные, и к началу Англо-бурской войны (1899–1902 гг.) большинство армий имели на вооружении относительно эффективные скорострельные винтовки. Буры были вооружены германскими винтовками «Маузер», англичане использовали «Ли-Энфилд». «Маузер» заряжался обоймами емкостью пять патронов. Это его преимущество вынудило англичан в 1902 г. принять на вооружение усовершенствованную модель Short Model Lee Enfield (SMLE) — магазинную винтовку с ручным заряжанием и продольно скользящим поворотным затвором. Магазин имел емкость 10 патронов — по пять на каждой из двух обойм. Такое оружие позволяло вести быструю стрельбу, но только в руках хорошо подготовленного профессионала. Большинство призывников могли, по всей вероятности, добиться скорострельности 10 выстрелов в минуту.
Появление ближе к концу войны легкого полуавтоматического оружия означало, что даже спешно подготовленные солдаты могли рассчитывать на выдерживаемый длительное время темп стрельбы. Так и произошло после приема на вооружение в 1915 г. легкого пулемета.
Тяжелые пулеметы были разработаны в 50-х годах XIX столетия. Появление в 1862 г. многоствольной картечницы Гатлинга ознаменовало начало новой фазы ведения боевых действий. Она требовала ручного вращения стволов, но с ее изобретением началась гонка технологий, результатом которой стал запуск в производство в 1884 г. пулемета «Максим». Немцы быстро приняли на вооружение разработанный на его базе пулемет (это произошло в 1901 г.), а в 1908 г. запустили в производство усовершенствованный образец Maschinegewehr 08. Британцы развили идею, разработав в 1912 г. пулемет «Виккерс» Mark I. У французов появился пулемет «Гочкис» с максимальной скорострельностью 600 выстрелов в минуту и 450 выстрелов в минуту при ведении непрерывного огня. Это был мощнейший импульс, оказавший огромное влияние на методы ведения боевых действий.
«Окопная война» инициировала появление боеприпасов, необходимых для осуществления осады. Первыми в этом ряду стали ручные гранаты. Они использовались во время Русско-японской войны. В 1913 г. германская армия приняла на вооружение шарообразную ручную гранату. Были разработаны гранаты с ручкой для метания, а также меньшие по размерам ручные бомбы («яйцевидные гранаты» или «лимонки», появившиеся в 1917 г.). Гранатометы и минометы увеличили огневую мощь нового боеприпаса, позволив обрушить его на вражеские окопы.
Французская полиция пользовалась гранатами со слезоточивым газом. Но пионерами использования «удушающих или отравляющих газов» в военных целях стали немцы (за ними очень быстро последовали взбешенные Союзные державы). В начале 1915 г. немцы обстреляли химическими снарядами позиции русских, но результата не добились. Затем 22 апреля 1915 г. немцы выпустили газ из 5700 баллонов в сторону французских окопов в районе Ипра. Это вызвало панику у противника, но немцы не сумели воспользоваться полученным преимуществом и прорвать его оборону. Тем не менее, отныне отравляющие газы и средства защиты от них стали неотъемлемой чертой почти всех фронтов. Самыми эффективными были признаны почти 30 химических соединений, от слезоточивого газа до веществ удушающего действия (фосгена и хлора) и ужасного горчичного газа, впервые примененного в 1917 г. После войны отравляющие газы применялись большевиками в России и англичанами против мятежных племен в Египте и Ираке.
С закупки вооруженными силами Австро-Венгрии в 1897 г. грузовика «Даймлер» началась тихая революция в области обеспечения мобильности армии в целом. Несмотря на то что благодаря железнодорожному транспорту произошли фундаментальные изменения в части осуществления мобилизации и транспортировки войск, роль автомобильного транспорта в области доставки военного имущества и буксировки артиллерийских орудий становилась все важнее (а затем, с изобретением бронеавтомобилей и позже танков — и в обеспечении мобильности огневой мощи). Автомобили оказались полезны для штабов, а появившиеся одновременно мотоциклы — для быстрой передачи приказов и донесений.
Болгария смогла собрать парк из 150 военных грузовиков в 1913 г., а во всей огромной Османской империи было тогда менее 300 автомобилей. Большую часть автомашин обычно брали из гражданского сектора (парижские такси перевозили войска на фронт во время битвы на Марне в 1914 г.). Однако постепенно отдельные рода войск получили автомобили, которые требовалось поддерживать в рабочем состоянии.
Появление бензиновых двигателей позволило создать конструкции, способные подниматься в воздух. Воздушные шары применялись для наблюдения еще в последнее десятилетие XVIII века (их использовали в той же роли в 1914– 1918 гг.). В конце XIX века появились дирижабли — первый «Цеппелин» поднялся в воздух в 1900 г.
Другие летающие машины быстро обошли этого воздушного левиафана в скорости и маневренности (а то и способности оставаться в воздухе в течение длительного периода). 25 июля 1909 г. французский авиатор Луи Блерио впервые успешно перелетел через Ла-Манш. Всего лишь через два года итальянцы сбросили бомбы на турецкие позиции в Ливии. Во время Балканских войн стороны начали проводить авианалеты. Немцы с интересом наблюдали за ситуацией и, применив знания и умения, полученные при производстве двигателей дирижаблей, начали разработку аэропланов. Британия колебалась дольше, но в 1911 г. сформировала авиационный батальон.
Когда началась война, легкие самолеты, применявшиеся для разведки, стали использоваться в качестве самолетов наблюдения и истребителей. Вскоре появились более тяжелые машины, пригодные для дальних бомбардировочных рейдов.